В конце октября в Торгово-промышленной палате РФ прошел XIV Всероссийский налоговый форум «Кодификация налогового законодательства России: ХХ лет». В рамках форума были организованы дискуссии по острой налоговой тематике, в которых приняли участие как представители бизнеса и налоговые консультанты, так и крупные чиновники Минфина России, ФНС России и других властных структур. По горячим следам в прошлом номере мы опубликовали репортаж с круглого стола, посвященного планируемому введению экологического налога. Сегодня рассказываем о других событиях форума.
Вначале о том, что нас ждет в ближайшем будущем.
Налоговый кодекс могут переписать. Это проще, чем вносить бесконечные изменения. С таким предложением выступил президент ТПП РФ Сергей Катырин: «Ежегодно принимается порядка 30 законов, вносящих сотни поправок в Налоговый кодекс. Считаем, что в период до 2025 г. необходимо сосредоточиться на разработке новой редакции Налогового кодекса РФ, в которой необходимо отразить все передовые тенденции времени».
Вносить изменения в НК РФ, возможно, будут не чаще одного раза в год и в весеннюю сессию Госдумы, чтобы у бизнеса была возможность подготовиться к нововведениям. Это предложение Сергея Штогрина, аудитора Счетной палаты России и одного из разработчиков НК РФ.
Будет введен налог на самозанятых. С 1 января 2019 г. ФНС России запускает пилотный проект в четырех субъектах Федерации (Москва, Московская область, Калужская область и Татарстан) по упрощенной регистрации и налогообложению самозанятых. Им предложат заплатить 4% с прибыли. Об этом заявил заместитель руководителя ФНС России Дмитрий Сатин.
Все неналоговые платежи, скорее всего, объединят в новой главе НК РФ. За это предложение выступают и налоговики, и представители бизнес-сообщества.
«Уплату НДС успешно автоматизировали, бюджет хорошо пополняется. Какие налоги следующие на повторение успеха, автоматизацию и бюджетообразование? Мы уверены: это налог на прибыль, неналоговые платежи и налоги самозанятых», — такой прогноз сделал председатель совета директоров АКГ «Градиент Альфа», руководитель рабочей группы ТПП РФ по управлению налоговыми рисками Павел Гагарин.
Дробление бизнеса остается серьезнейшим налоговым риском. Самой проблемной точкой взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков назвал его Даниил Егоров, заместитель руководителя ФНС России.
ФНС России в рамках стратегии развития риск-ориентированного подхода продолжит переход от сплошных проверок к тестированию и контролю и совместной оценке налоговых рисков. Продолжится переход на цифровые технологии. Об этом сообщила заместитель начальника Управления камерального контроля ФНС России Марина Крашенинникова.
Количество выездных проверок за 9 месяцев 2018 г. снизилось на 30%. Этой тенденции налоговики будут следовать и в дальнейшем, заявил глава ФНС России Михаил Мишустин.
Новая налоговая реальность
Круглый стол «Налоговое администрирование в 2018 г., новые обязанности налогоплательщиков: новая реальность» организовала компания «Лемчик, Крупский и Партнеры». Спикерами на этом мероприятии выступили начальник Управления камерального контроля ФНС России Александр Егоричев, а также управляющие партнеры компании Александр Лемчик и Андрей Крупский.
В рамках дискуссии, в частности, обсуждались новые правила налоговых проверок в 2018 г.; новые тренды в налоговом администрировании, практика применения ст. 54.1 НК РФ, выбор «безопасных» контрагентов; субсидиарная ответственность, расширение круга привлекаемых лиц и способы защиты.
О новых правилах налоговых проверок мы подробно рассказывали в «ЭЖ-Бухгалтер», 2018, № 21 газеты (см. статью «ФНС в роли Большого Брата: тотальный контроль плюс профилактика налоговых рисков»). Поэтому сегодня сосредоточимся на способах защиты бизнеса, акционеров и топ-менеджмента, к которому в том числе относятся главные бухгалтеры и финансовые директора.
Практика применения ст. 54.1 НК РФ
Александр Лемчик проанализировал разъяснения налоговиков по поводу применения положений ст. 54.1 НК РФ, судебную практику и предложил налогоплательщикам несколько очень полезных рекомендаций.
По мнению спикера, главное для налогоплательщика — это доказать реальность сделки и возможность ее исполнения контрагентом. Если проверяющие доказали умысел на неуплату налога, налоговые обязательства от таких действий плательщика будут скорректированы в полном объеме.
Как рассказал А. Лемчик, налоговики при проведении налоговых проверок ищут «пороки» контрагентов, например, получают «отказные» показания номинальных директоров, проводят глубокий анализ показателей ГТД и сравнивают их с данными счетов-фактур, ищут доказательства невозможности осуществления конкретной сделки и ведения деятельности. Важную роль играет информация, полученная налоговыми органами в результате выемки (документы, переписка, печати, блокноты и т.д.), а также допросов сотрудников.
Кроме того, налогоплательщикам нужно учитывать требования Банка России по контролю сомнительных операций.
Критерии сомнительных операций сформулированы в Методических рекомендациях о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем (утв. Банком России от 21.07.2017 № 18-МР). Перечислим некоторые из этих критериев:
-
налоги уплачиваются в размере менее чем 0,9% от дебетового оборота по счету;
-
со счета не выплачивается зарплата и не перечисляется в бюджет НДФЛ;
-
фонд зарплаты сотрудников ниже прожиточного минимума;
-
со счета уплачивается НДФЛ, но не уплачиваются страховые взносы;
-
не производятся платежи в рамках ведения хозяйственной деятельности клиента — арендные, коммунальные платежи, оплата канцтоваров;
-
входящие назначения платежей с выделенным НДС, а исходящие — без выделения НДС или без НДС.
Чтобы обезопасить бизнес с точки зрения налогового контроля, по мнению А. Лемчика, компании должны запастись доказательствами реальности сделок и установить требования к контрагентам.
Реальность сделки, например, могут подтвердить показания сотрудников и директора компании-поставщика, показания исполнителей сделки, претензионная переписка, уведомления, судебные процессы. Подтверждением также могут служить коммерческие предложения, презентационные материалы, образцы продукции, проведение внутренних и внешних тендеров, а также сайт контрагента, визитки сотрудников контрагента, транспортные документы, документы складского учета, фотоотчеты, факт дальнейшей реализации продукции, аналитика цен по схожему виду продукции (работ, услуг).
С учетом сказанного следует установить минимальные требования к контрагентам по принципу «must have» — «должны иметь»: штат не менее трех человек; реальный офис; основные средства, технику; транспортную и складскую логистику; обычные хозяйственные расходы; налоговые платежи не менее 0,9% от дебетового оборота по счету; сайт; визитки сотрудников; а также вести безубыточную деятельность; не проводить транзитные операции по счетам; отражать обороты в отчетности. По мнению спикера, также необходимо регулярно проверять действительность подписи директора контрагента и то, что он не относится к «массовым» директорам.
Итоговые рекомендации:
1.Тщательно проверять контрагентов и проводить мониторинг их состояния.
2.Избегать признаков взаимозависимости.
3.Помнить, что у каждой сделки должна быть экономическая цель и что оптимизировать налоги необходимо крайне осторожно и профессионально.
4.Разработать инструкции по безопасности и информационной безопасности.
5.Учитывать человеческий фактор.
6.Общаться с налоговой инспекцией.
7. Не пренебрегать досудебной стадией урегулирования налоговых споров.
Главбух как субсидиарный ответчик
В Федеральном законе от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) есть понятие «контролирующее должника лицо» (далее — КДЛ). Это лицо, которое имело возможность давать обязательные для исполнения должником указания или иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий, в конечном счете приведших к банкротству. КДЛ можно привлечь к субсидиарной ответственности по возникшим долгам.
После внесения поправок, принятых Федеральным законом от 29.07.2017 № 266-ФЗ, в Законе о банкротстве КДЛ посвящена отдельная статья — 61.10. Особенности ее применения ФНС России разъяснила в письме от 16.08.2017 № СА-4-18/16148@.
Так, для применения специальных правил о субсидиарной ответственности следует учитывать контроль, имевший место в трехлетний период, предшествующий тому критическому моменту, в котором должник из-за снижения стоимости чистых активов стал неспособен в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, в том числе по уплате обязательных платежей — так называемому объективному банкротству (а не собственно возникновению признаков банкротства). На этот критический момент не влияет принятие должником или КДЛ мер по сокрытию признаков неплатежеспособности или недостаточности имущества (п. 3 ст. 61.10).
Статья 61.10 Закона о банкротстве содержит ряд прямых признаков для признания лица КДЛ (п. 2 ст. 61.10). Так, в силу должностного положения КДЛ могут быть признаны: главный бухгалтер, финансовый директор и должностные лица лиц, осуществляющих корпоративный контроль над должником (например, руководитель «материнской» компании).
Суд также может признать лицо КДЛ по иным основаниям (п. 5 ст. 61.10).
Кроме того, для определения КДЛ введены три опровержимые презумпции (подп. 1—3 п. 4 ст. 61.10), которые облегчают доказывание наличия статуса КДЛ. То есть отсутствие этого статуса должен доказывать сам субсидиарный ответчик.
По словам А. Крупского, подобная презумпция означает, что, пока не доказано иное, КДЛ привлекается к субсидиарной ответственности при наличии одного из оснований:
-
вред причинен в результате совершения/одобрения сделки, нарушающей интересы одного из кредиторов;
-
утрата или несоответствие документов по учету операций;
-
долг возник в результате привлечения к уголовной, административной или налоговой ответственности и требования превышают 50%, включенных в реестр;
-
утрата документов, обязательных согласно корпоративному законодательству РФ;
-
внесение в ЕГРЮЛ и Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. информации о недостоверности сведений.
Судебные кейсы
В подтверждение складывающейся судебной практики по ст. 61.10 Закона о банкротстве А. Крупский привел несколько свежих судебных дел. Остановимся на том из них, где фигурирует бывший главный бухгалтер.
Кредитор указал на обстоятельства, свидетельствующие о согласованности действий руководителя и бывшего главбуха должника по сокрытию документов бухгалтерского учета за период, предшествующий банкротству.
Основанием для такого вывода стал заказ на восстановление электронной базы данных, который оформила главбух. Это обстоятельство, по мнению суда, свидетельствует о том, что названная база не была передана руководителю должника и была утрачена именно в период работы главбуха. Главбух не представила доказательств отсутствия ее вины в непередаче бухгалтерской документации руководителю должника, не подтвердила, что ею приняты все необходимые меры для исполнения обязанности по ведению, хранению и передаче бухгалтерской документации руководителю при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась (постановление АС Московского округа от 10.09.2018 № А40-161647/2015).
Правила выживания налогоплательщика
Организатором круглого стола на тему «Основные направления налоговой политики. Управление налоговыми рисками» выступила АКГ «Градиент Альфа» — генеральный партнер форума. Эту компанию представляли сразу несколько спикеров, в числе которых — Татьяна Ильинова, эксперт по управлению налоговыми рисками (она же эксперт ТПП РФ и Деловой России). В дискуссии также приняли участие представители других компаний и ФНС России — Марина Крашенинникова, заместитель начальника управления камерального контроля, и Андрей Коньков, заместитель начальника управления юридических лиц.
Выступление Татьяны Ильиновой было посвящено «правилам выживания» налогоплательщиков. Так, спикер привела очень интересную статистику о том, какие претензии предъявляются в ходе проверок чаще всего и какие из них труднее всего оспорить (см. таблицу).
Как видно из таблицы, самые распространенные претензии — это дробление бизнеса и сотрудничество с фирмами-однодневками.
Татьяна Ильинова рассказала о признаках схемы дробления бизнеса, на которые однозначно среагируют налоговики. Это применение спецрежимов, дробление перед ростом производства/численности, снижение налогов после дробления, взаимозависимость компаний группы, единый орган управления, единый вид деятельности, юридический адрес, одни и те же помещения, единый IP-адрес, сайт, страницы в социальных сетях, одни и те же сотрудники, кадровики и юристы, единая бухгалтерия.
Как противостоять претензиям?
Спикер привела аргументы защиты: продемонстрировать разумную деловую цель дробления бизнеса, подтвердить самостоятельность его участников и реальность деятельности, контролировать сделки между взаимозависимыми лицами. По ее словам, при оценке реальности налоговики обязательно проверят экономическую выгоду разделения и реальность осуществления деятельности — ресурсы исполнителя (сотрудники, оборудование, техника), факт их использования и сроки исполнения.
Наиболее распространенные претензии в ходе налоговых проверок
Вид претензии |
Какие претензии предъявляют в ходе проверок чаще всего, % |
Труднее всего оспорить, % |
---|---|---|
Дробление бизнеса |
52 |
28 |
Переквалификация займов |
19 |
9 |
Скрытая выплата дивидендов |
10 |
7 |
Необоснованные расходы по займам |
12 |
11 |
Нарушение правил тонкой капитализации |
2 |
5 |
Несоответствие концепции фактического получателя дохода |
10 |
11 |
Сотрудничество с однодневками |
81 |
65 |
Принять к сведению
Некоторые вопросы, связанные с привлечением КДЛ к ответственности при банкротстве, Пленум ВС РФ разъяснил в постановлении от 21.12.2017 № 53.
Так, после завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве лицо, которое имеет право на подачу заявления о привлечении КДЛ к субсидиарной ответственности, вправе обратиться в арбитражный суд с иском вне рамок дела о банкротстве.
В этом случае применяется специальный срок исковой давности: он не может превышать трех лет со дня признания должника банкротом (прекращения производства по делу о банкротстве либо возврата уполномоченному органу заявления о признании должника банкротом) или со дня завершения конкурсного производства и десяти лет со дня совершения противоправных действий (бездействия).
Иными словами, главбух или финансовый директор могут благополучно уволиться, а через несколько лет быть привлеченными к субсидиарной ответственности в качестве КДЛ.