Осваиваем зарубежный рынок: учетные проблемы представительств

| статьи | печать

Если российская компания принимает решение вывести свой бизнес на международный уровень, первое, что необходимо сделать, — это открыть представительство в иностранном государстве, где организация планирует работать. Так как зарубежное представительство российской компании вынуждено одновременно соблюдать как отечественное законодательство, так и законы иностранного государства, в котором оно находится, бухгалтеры представительств сталкиваются с определенными трудностями. Мы поможем разобраться со спорными вопросами.

Правовая составляющая

Понятие представительства дано в п. 1 ст. 55 Гражданского кодекса. В этой норме сказано, что представительством признается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. При этом представительства не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений (п. 3 ст. 55 ГК РФ).

Аналогичные положения содержатся и в ст. 5 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО). Кроме того, в этой норме сказано, что организация открывает представительства по решению общего собрания участников, принятого большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества. Если ООО открывает представительство за пределами РФ, то его создание осуществляется и с учетом законодательства иностранного государства, на территории которого будет находиться представительство, если иное не предусмотрено международными договорами РФ (п. 1 ст. 5 Закона об ООО).

Руководители представительств назначаются обществом и действуют на основании его доверенности. Пленум Верховного суда РФ в п. 129 постановления от 23.06.2015 № 25 указал, что полномочия руководителя представительства должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о представительстве и тому подобных.

Ответственность за деятельность представительства несет создавшее его общество (п. 4 ст. 5 Закона об ООО).

Обратите внимание: представительства должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц (п. 5 ст. 5 Закона об ООО).

Что касается акционерных обществ, то в Федеральном законе от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО) в отличие от Закона об ООО содержится гораздо меньше информации в отношении представительств. В статье 5 Закона об АО указано, что общества могут создавать представительства в соответствии с гражданским законодательством РФ. Открытие представительства АО относится к компетенции совета директоров (подп. 14 п. 1 ст. 65 Закона об АО).

Исходя из приведенных выше положений законодательства РФ для открытия представительства компания должна:

— разработать и утвердить положение о представительстве;

— внести соответствующие изменения в учредительные документы, если в них изначально не было предусмотрено создание представительства;

— принять решение о создании представительства;

— издать приказ о назначении руководителя представительства и оформить на его имя доверенность о представлении интересов компании.

Формируем штат представительства

В соответствии с трудовым законодательством РФ работодателями являются физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (ст. 11 Трудового кодекса). Как мы уже сказали, представительства компании не признаются юридическими лицами. Следовательно, заключать трудовые договоры с работниками представительств, в том числе и с руководителями, могут только организации.

В трудовом договоре с работниками представительства необходимо указать место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения (ст. 57 ТК РФ).

Для работы в зарубежном представительстве российская компания может привлекать иностранных граждан. Возникает вопрос: какому трудовому законодательству они должны подчиняться?

Согласно ст. 13 ТК РФ федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы трудового права, действуют на всей территории России. При этом на основании ст. 11 ТК РФ они распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан.

Однако если трудовые отношения имеют место на территории иностранного государства, то возможность действия норм российского трудового права на правоотношения сторон предусмотрена только в том случае, если это установлено международным договором между РФ и соответствующим иностранным государством. В противном случае трудовые договоры в представительстве должны отвечать требованиям законодательства иностранного государства.

Валютные счета

Вполне возможно, что представительству придется открыть счет в иностранном банке. Об открытии счета и движении средств по нему нужно будет уведомить российские налоговые органы. Дело в том, что на основании п. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ) резиденты РФ имеют право открывать без ограничений счета в иностранной валюте и валюте РФ в банках, расположенных за пределами территории РФ. К резидентам относятся и представительства российских юридических лиц за рубежом (подп. «г» подп. 6 п. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ). А в пункте 2 ст. 12 Закона № 173-ФЗ сказано, что резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов и об изменении их реквизитов не позднее одного месяца со дня соответственно открытия, закрытия или изменения реквизитов таких счетов. Для этих целей используется форма уведомления, утвержденная приказом ФНС России от 28.08.2018 № ММВ-7-14/507@.

Таким образом, об иностранном счете своего представительства за рубежом головная компания должна отчитываться в налоговую инспекцию по месту своего нахождения.

Если головная компания будет пополнять иностранный счет своего зарубежного представительства, то ей в этом случае нужно учесть требование п. 4 ст. 12 Закона № 173-ФЗ. Согласно этой норме переводы юридическими лицами — резидентами средств на свои счета, открытые в банках за пределами территории РФ, со своих счетов или вкладов в уполномоченных банках производятся при предъявлении уполномоченному банку при первом переводе уведомления налоговой инспекции по месту учета юридического лица — резидента об открытии счета с отметкой о принятии указанного уведомления.

Кроме того, компании нужно будет представлять отчеты о движении денежных средств по рассматриваемому счету (п. 7 ст. 12 Закона № 173-ФЗ). Форма отчета и правила его заполнения установлены в постановлении Правительства РФ от 28.12.2005 № 819.

За нарушение порядка уведомления об открытии счета и порядка представления отчетности о движении средств по нему предусмотрена ответственность по п. 6 ст. 15.15 КоАП РФ. Размер штрафа:

— для должностных лиц организации — от 4000 до 5000 руб.;

— для юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб.

Отдельные санкции предусмотрены за повторные нарушения, а также за просрочку представления указанных форм отчетности.

НДФЛ

В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. При этом налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Если вышеуказанное условие не соблюдается, то физическое лицо не признается резидентом РФ (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за пределами РФ (подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ).

Штатные работники представительств

Как мы уже сказали, сотрудниками представительства могут быть как граждане РФ, так и иностранные граждане. Получаемая ими зарплата за работу в представительстве не относится к доходам, полученным от источников в РФ.

Если сотрудники представительства не являются налоговыми резидентами РФ, то, соответственно, НДФЛ с их доходов удерживать и перечислять в бюджет не надо. В письме от 09.06.2017 № 03-04-06/36291 специалисты Минфина России указали следующее. Если место осуществления деятельности работников, указанное в трудовом договоре, определено за пределами РФ, доходы за выполнение трудовых обязанностей, получаемые такими работниками, не признаваемыми налоговыми резидентами РФ, с учетом положений ст. 209 НК РФ не являются в России объектом обложения НДФЛ. Следовательно, в отношении доходов сотрудников организации в виде вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей, полученных от источников за пределами РФ, организация-работодатель не признается налоговым агентом. На такую организацию не могут быть возложены обязанности, предусмотренные для налоговых агентов ст. 226 и 230 НК РФ.

А будет ли облагаться НДФЛ премия, выплачиваемая работникам зарубежного представительства. Ответ на этот вопрос содержится в письме Минфина России от 23.01.2012 № 03-04-06/6-13. В нем финансисты рассмотрели следующую ситуацию.

Российская компания имеет представительство во Вьетнаме. Трудятся там российские граждане. Работают они давно и уже не являются налоговыми резидентами России. Помимо заработной платы, сотрудникам периодически выплачивают премии.

Компания посчитала, что если работники представительства не являются налоговыми резидентами РФ и ведут свою деятельность за пределами РФ, то вознаграждения за такую деятельность не должны признаваться полученными от источников в РФ. Кроме того, между Правительством РФ и Правительством Вьетнама заключено Соглашение от 27.05.93 об избежании двойного налогообложения. В силу п. 1 ст. 15 Соглашения заработная плата и другие подобные вознаграждения, получаемые лицом с постоянным местопребыванием во Вьетнаме в связи с работой по найму, облагаются налогом только во Вьетнаме, если только работа по найму не ведется в России.

Однако специалисты Минфина России не согласились с такими рассуждениями. Они указали, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за пределами РФ (подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ). Но что следует понимать под «вознаграждением»?

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата включает в себя:

— вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;

— компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера и иные подобные выплаты);

— стимулирующие выплаты (оплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Таким образом, премия, выплаченная компанией своему сотруднику, находящемуся за рубежом, представляет собой стимулирующую выплату. Следовательно, выплаченная премия является для налоговых нерезидентов выплатой, полученной от источника в РФ, и должна облагаться НДФЛ по ставке 30%. Ведь в подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ говорится только о «вознаграждении», а «стимулирующие выплаты» в этой норме не упоминаются.

НДФЛ по ставке 30% придется начислить и с материальной помощи, выплачиваемой сотрудникам представительств. В письме от 02.11.2011 № 03-04-06/6-297 финансисты указали, что материальная помощь, выплачиваемая российской организацией своим сотрудникам, относится к доходам, полученным от источников в РФ, поскольку не является вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей и ее выплата производится российской организацией — работодателем. Следовательно, материальная помощь, выплачиваемая сотрудникам организации, по итогам налогового периода не признаваемым налоговыми резидентами РФ в соответствии с положениями ст. 207 НК РФ, подлежит обложению НДФЛ по ставке 30%. При этом специалисты финансового ведомства отметили, что в соответствии с п. 4 ст. 217 НК РФ суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 руб. за налоговый период, освобождаются от налогообложения.

Следует сказать, что в отношении налогообложения сумм материальной помощи работникам, которые трудятся за рубежом, высшие арбитры придерживаются аналогичной позиции (Определение ВАС РФ от 25.04.2014 № ВАС-5294/14).

Зачастую компаниям приходится оплачивать работникам представительств аренду жилья, автотранспорта, стоимость лечения. Специалисты Минфина России считают, что оплата указанных расходов не является вознаграждением за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ. Если компенсация выплачивается российской компанией, то она для указанных сотрудников относится к доходам от источников в РФ.

Налогообложение указанных доходов, являющихся доходами, полученными в натуральной форме, производится в соответствии с положениями ст. 211 НК РФ. Если сотрудники представительства не признаются налоговыми резидентами РФ и получают доход от источника в РФ, то налоговая ставка по НДФЛ будет 30%. При этом российская компания является налоговым агентом по НДФЛ. Такая позиция изложена в письме Минфина России от 09.06.17 № 03-04-06/36291.

Командированные сотрудники

На практике встречаются ситуации, когда российские компании направляют работников в длительные командировки в свои зарубежные представительства. В письме от 28.04.2010 № 03-03-06/1/304 финансовое ведомство указало, что в случае если большую часть рабочего времени или трудовых обязанностей работники выполняют в иностранном государстве, фактическое место их работы будет находиться за рубежом, и такие сотрудники вообще не могут считаться находящимися в командировке. Ведь командировка по своей сути — это выполнение отдельного поручения работодателя.

Однако с такой позицией можно поспорить. Ведь Положение об особенностях направления работников в служебные командировки (утверждено постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749) не содержит ограничения по срокам служебной поездки. Поэтому теоретически сотрудник головного офиса может находиться в иностранном представительстве в командировке столько, сколько нужно работодателю. Но тогда возникают другие проблемы.

Начнем с письма Минфина России от 23.01.2014 № 03-08-05/2271. В нем финансисты пришли к следующему выводу. При направлении работников в командировку за границу на длительный период времени, когда они выполняют трудовые обязанности, предусмотренные трудовым договором, по месту работы в иностранном государстве, получаемое ими вознаграждение является вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного государства. Поэтому оно подлежит обложению налогом на территории этого государства и в соответствии с его законодательством. При этом ведомство отметило, что согласно п. 2 ст. 232 НК РФ для освобождения от уплаты НДФЛ в России налогоплательщик должен представить налоговикам официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым РФ заключила действующий в течение соответствующего налогового периода договор об избежании двойного налогообложения. Кроме того, нужно предоставить документ о полученном доходе и об уплате налога за пределами РФ, подтвержденный налоговиками соответствующего иностранного государства.

Для чего это нужно? Проблема в источнике дохода. Если работник официально находится в командировке, то выплаты, производимые командированному работнику, считаются полученными от источников в РФ, ведь место его постоянной работы по-прежнему располагается в России (подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ). Следовательно, работодатель обязан удержать с такого сотрудника НДФЛ. При этом, так как сотрудник не является налоговым резидентом РФ, то с его доходов НДФЛ нужно взимать по ставке 30%.

Легко предположить, что раз работник стал налоговым резидентом иностранного государства, то иностранные налоговики получают право взыскать с него местный подоходный налог. Вот тут и понадобится справка от иностранных налоговиков. И если между РФ и страной, куда отправился сотрудник, нет договора об избежании двойного налогообложения (а такие страны еще есть), то налоги с одного и того же дохода ему придется платить в двух государствах одновременно.

Далее возникает проблема со средним заработком. В письме от 26.03.2018 № 03-04-05/18898 Минфин России отметил, что в соответствии со ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется, в частности, сохранение среднего заработка. Чиновники подчеркнули, что в период нахождения за пределами РФ компания должна выплачивать сотруднику сумму среднего заработка. Эти выплаты среднего заработка не являются вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей за пределами РФ и относятся к доходам от источников в РФ. И если сотрудник, находящийся в командировке, потерял статус налогового резидента РФ, работодатель должен удерживать из указанных сумм среднего заработка НДФЛ по ставке 30%.

Аналогичная позиция содержится в письмах Минфина России от 18.01.2018 № 03-04-05/2325, от 11.10.2017 № 03-04-06/66426.

Страховые взносы

Ситуация с начислением обязательных страховых взносов в иностранных представительствах российских компаний принципиально иная, чем с НДФЛ. Решающую роль здесь играет не статус налогового резидента, а гражданство сотрудника.

На основании подп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для компаний признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производимые, в частности, в рамках трудовых отношений.

К числу застрахованных лиц относятся граждане РФ, работающие по трудовым договорам. Об этом сказано:

— в п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

— в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

— в ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Работники — граждане РФ, занятые в представительстве российской организации в иностранном государстве, являются застрахованными лицами в системе обязательного социального страхования в соответствии с законодательством РФ. Поэтому на выплаты в их пользу российскому работодателю нужно начислять страховые взносы.

Именно такой позиции придерживается Минфин России (письмо от 09.06.2017 № 03-04-06/36291).

А вот выплаты в пользу иностранных сотрудников представительства не облагаются обязательными страховыми взносами в силу прямого указания п. 5 ст. 420 НК РФ.

Следует отметить, что особенности зарубежного страхового законодательства могут потребовать начисления страховых взносов на доходы как иностранных, так и российских сотрудников представительства. В такой ситуации начисленные суммы страховых вносов можно учесть при расчете налога на прибыль на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Об этом специалисты Минфина России сообщили в письме от 16.02.2015 № 03-03-06/1/6868.

Налог на прибыль

В соответствии с п. 1 ст. 311 НК РФ доходы, полученные российской компанией от источников за пределами РФ, учитываются при определении ее налоговой базы по налогу на прибыль. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в России, так и за ее пределами.

Вполне возможно, что организации нужно будет уплатить налог с доходов, полученных представительством, в бюджет иностранного государства. То есть может получиться, что компании придется заплатить налог дважды (и в России, и за рубежом). Чтобы это исключить, страны заключают договоры об избежании двойного налогообложения. Поэтому, для того чтобы не платить налог два раза, нужно заглянуть в такой договор с государством, где находится представительство, и изучить правила налогообложения.

Также следует обратить внимание на положения п. 3 ст. 311 НК РФ. В нем сказано, что суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в России. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами РФ, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в России.

Зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами РФ:

— для налогов, уплаченных самой организацией, — заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства;

— для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, — подтверждения налогового агента.

Указанное подтверждение действует в течение налогового периода, в котором оно представлено налогоплательщику.

Специалисты Минфина России в письме от 28.04.2017 № 03-03-06/1/26257 отметили, что для зачета в России иностранный налог должен быть фактически уплачен или удержан. При этом, учитывая положения ст. 270 НК РФ, суммы налога, аналогичного налогу на прибыль организаций, уплаченные российской организацией (удержанные с доходов российской организации) в иностранном государстве, не могут быть учтены в составе расходов для целей налога на прибыль организаций.

А в письме от 05.05.2015 № 03-08-05/25712 финансисты разъяснили, что если российская компания налог на прибыль в России не уплачивает, то база для применения налогового вычета иностранного налога у нее отсутствует как таковая. В таком случае налог с дохода уплачивается только в одной стране, и зачесть его в России нельзя.

Иностранный НДС

В некоторых ситуациях зарубежные представительства российской компании должны начислять и уплачивать в соответствии с иностранным законодательством налог (аналог нашего НДС) на стоимость реализуемых товаров (работ, услуг). Конечно же, вычет в России по такому налогу получить нельзя, а вот учесть в составе расходов при расчете налога на прибыль — можно. Это подтверждает и Минфин России (письмо от 25.06.2018 № 03-03-06/1/43473). Приведем аргументацию финансистов.

Как мы уже сказали, в соответствии с п. 1 ст. 311 НК РФ доходы, полученные российской организацией от источников за пределами РФ, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в РФ, так и за ее пределами.

На этом основании чиновники делают вывод, что если представительство получило выручку, в составе которой находится иностранный НДС, то эта сумма является доходом представительства.

Согласно п. 2 ст. 311 НК РФ при определении налоговой базы расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами РФ, вычитаются в порядке и размерах, установленных в главе 25 НК РФ. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, начисленные в установленном в НК РФ порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ. При этом перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, является открытым.

Так как в ст. 270 НК РФ не содержится нормы, согласно которой налоги и сборы, уплаченные на территории иностранных государств согласно их законодательству, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, то указанные расходы могут учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Перейдем к рассмотрению вопроса о вычете «входного» налога (аналога НДС), который представительство заплатило в стоимости приобретенных на территории иностранного государства товаров (работ, услуг).

Ранее специалисты Минфина России считали, что косвенные налоги (аналог российского НДС), которые представительство уплачивает при покупке за рубежом товаров, работ или услуг, учесть при расчете российского налога на прибыль нельзя. Эти суммы нужно «извлечь» из стоимости покупки и погашать «за свой счет». Такая позиция содержится в письме от 12.11.2010 № 03-03-06/1/708.

Но сейчас финансовое ведомство изменило свою точку зрения и допускает возможность учета таких сумм на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (письмо от 25.06.2018 № 03-03-06/1/43473).

Налог на имущество

Согласно п. 1 ст. 373 НК РФ плательщиками налога на имущество признаются компании, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ. По общему правилу объектами налогообложения для российских компаний признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Если имущество расположено на территории иностранного государства и при этом учитывается на балансе компании, то налоговая база определяется в соответствии со ст. 375 НК РФ. При определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике компании.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения самой компании.

Обратите внимание: никакого исключения для имущества, находящегося за пределами России, в Налоговом кодексе нет.

С некоторых объектов компании нужно будет заплатить налог на имущество на территории иностранного государства. На основании ст. 386.1 НК РФ фактически уплаченные российской компанией за пределами территории РФ в соответствии с законодательством другого государства суммы налога на имущество в отношении имущества, принадлежащего российской компании и расположенного на территории этого государства, засчитываются при уплате налога в РФ в отношении указанного имущества. При этом размер засчитываемых сумм налога, выплаченных за пределами территории РФ, не может превышать размер суммы налога, подлежащего уплате этой компанией в РФ в отношении указанного имущества.

Для зачета налога российская компания по месту своего нахождения должна представить налоговикам налоговую декларацию, заявление на зачет налога, а также документ об уплате налога за пределами территории РФ, подтвержденный налоговиками соответствующего иностранного государства. Об этом сказано в письме Минфина России от 25.05.2016 № 03-05-05-01/29886.

Немало компаний полагают, что выгоднее и статуснее иметь здание, в котором находится представительство компании за рубежом, в собственности, чем арендовать. Но такая собственность может стать настоящей «головной болью». Дело в том, что в наше кризисное и санкционное время российская собственность за рубежом легко может быть заблокирована властями иностранного государства. Юридически она есть, а фактически пользоваться ею невозможно.

В письме от 10.11.2017 № 03-05-05-01/73988 Минфин России указал, что в Налоговом кодексе не предусмотрена возможность освобождения от уплаты налога на имущество при невозможности подтверждения уплаты налога на имущество за пределами территории РФ в случае неопределенности законодательства другого государства, а также при утрате контроля над имуществом, находящимся в другом государстве.

Так что арендовать помещение под представительство за границей сейчас все-таки гораздо безопаснее, чем владеть им.

Бухгалтерский учет

То, что представительство находится за границей, не освобождает его от ведения бухгалтерского учета по правилам российского законодательства.

Согласно п. 33 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, и п. 8 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» бухгалтерская отчетность компании должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений, включая выделенные на отдельные балансы.

В Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» нет положений о том, что представительство российской компании за рубежом может не вести российский бухгалтерский учет. Следовательно, бухгалтерский учет по деятельности представительства российской компании в целях составления отчетности, представляемой ею на территории РФ, ведется в общем порядке, точно так же как и по деятельности обособленного подразделения, расположенного на территории РФ.

А налоги, которые представительство вынуждено уплачивать за границей, могут быть учтены как расход по обычным видам деятельности на основании п. 4, 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Что касается ведения бухгалтерского учета по правилам иностранного государства, то это зависит только от норм местного законодательства.