Знаковый законопроект, дающий старт реформе лизинговой деятельности в России, подготовлен Минфином России. От имени правительства он внесен в Госдуму под № 586986-7. Авторы инициативы предлагают ужесточить регулирование для лизинговых структур с государственным участием. Частные же компании останутся в «свободном плавании».
Впервые о том, что не все ладно в лизинговой отрасли, заговорили в 2015 г. Проанализировав финансовое положение и информационную прозрачность лизингового сектора, Национальный совет по обеспечению финансовой стабильности под председательством первого заместителя Председателя Правительства РФ Игоря Шувалова пришел к выводу о необходимости проведения реформы и инициировал разработку пакета законодательных изменений. Для разработки основных положений реформы Минфином в 2016 г. была сформирована межведомственная рабочая группа с участием заинтересованных инстанций, в том числе и ЦБ РФ. Однако разработанный группой план был скептически встречен участниками рынка. В результате для подготовки компромиссного варианта, который в итоге и был внесен в Госдуму (проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности специальных субъектов лизинговой деятельности»), потребовалось два года.
Каковы же причины, вызвавшие необходимость перемен в лизинге?
Лизинговый рынок сталкивается с рядом проблем, которые препятствуют его качественному развитию. Среди них — отсутствие требований к системе риск-менеджмента и обеспечению надежности лизинговых компаний, невозможность оценить реальное финансовое положение лизингодателей на основе отчетности по российским стандартам учета и отсутствие полной официальной информации о лизинговом рынке, а также достоверность отчетности лизингодателей.
Для отечественного лизинга характерны процикличность, зависимость от налогово-бюджетной политики Правительства и финансового положения банков, а также невысокое доверие со стороны кредиторов и инвесторов. Крупнейшими участниками лизингового рынка являются компании, в капитале которых значительная доля принадлежит государству. На лизинговые компании, связанные с органами государственной власти, приходится около трети активов всего лизингового сектора. Таким образом, источниками роста российского лизинга, отмечают авторы законопроекта, выступают бюджетные инвестиции и субсидии со стороны федеральных и региональных органов власти. Это отличает его от развитых рынков лизинга (Великобритания, США, Швейцария, Австралия, Северная Европа), где сектор самостоятелен, имеет диверсифицированные источники финансирования и слабо связан с государством.
При этом российский лизинговый сектор является хронически убыточным. Финансовые проблемы лизинговых компаний, помимо потерь частных кредиторов и инвесторов, приводят к потерям государства из-за необходимости предоставления им финансовой поддержки. В определенных обстоятельствах Минфин России и ЦБ РФ де-факто становятся держателями риска лизингового сектора. Как следствие, несостоятельность лизинговых компаний, как и других финансовых посредников, приводит к скрытому налогообложению остальных граждан, за которых государство расплачивается. Совокупный квазигосударственный долг, сформированный лизинговыми компаниями, в капитале которых участвует государство, оценивается в 1,2 трлн руб.
В пояснительной записке к документу разработчики откровенно говорят о том, что сейчас значительная часть бизнеса лизинговой сферы — это оптимизация налогов, регуляторный арбитраж с банковским кредитованием (фактически обход нормативов ЦБ) и вывод активов банков в аффилированные структуры. Лизинговый рынок России на текущий момент имеет все признаки «теневого». Схемы лизинга, в которых прослеживаются признаки легализации доходов, полученных преступным путем, выявлены Росфинмониторингом в ряде федеральных округов. Одновременно регулятор отмечает случаи недобросовестного поведения лиц, использующих возвратный лизинг для изъятия имущества граждан — квартир и автомобилей. Изменить порочную практику как раз и призван комментируемый законопроект.
Институт специальных субъектов лизинговой деятельности (далее — ССЛД), то есть лизинговых структур под контролем госструктур, госбанков либо пользующихся господдержкой, с 2019 г. перейдет под регулирование, контроль и надзор Центрального банка РФ. Они будут отнесены к числу некредитных финансовых организаций (далее — НФО) и зарегистрированы в реестре субъектов лизинговой деятельности Банка России. Для лизинговых компаний, состоящих в реестре, это будет означать применение к ним общих положений, предусмотренных в отношении НФО Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». ССЛД будет в основном регулироваться через СРО, хотя как НФО они будут получать и предписания ЦБ РФ. ССЛД в обязательном порядке с 2021 г. перейдут на план счетов НФО. Операции ССЛД станут также объектом наблюдения Росфинмониторинга. Остальные участники этого рынка могут регистрироваться в реестре ССЛД, вступать в профильные СРО и соблюдать нормативы по капиталу — но сугубо добровольно. Законопроект не ограничивает занятие лизинговой деятельностью для компаний, сведения о которых не будут занесены в реестр. Субъекты лизингового рынка, не претендующие на получение государственных преференций, могут не участвовать в программе повышения прозрачности лизинговой деятельности путем внесения сведения о них в реестр. В случае отсутствия о них сведений в реестре и невыполнения других норм законопроекта к ним не будут предъявляться санкции или иные меры реагирования.
Реформа рынка лизинга, надеются авторы законодательной инициативы, будет способствовать справедливой конкуренции и в долгосрочной перспективе — снижению стоимости лизинга для хозяйствующих субъектов.
Законопроект должен заложить основу для обеспечения прозрачности рынка и надежности компаний, занятых в этом секторе. Его принятие повысит доверие к лизингодателям со стороны кредиторов и инвесторов, а в долгосрочном плане приведет к снижению риск-премии за их финансирование.