С начала 2019 г. правительство запланировало масштабный налогово-бюджетный маневр, включающий увеличение бюджетных расходов, которое будет профинансировано, в частности, за счет повышения ставки НДС. Совокупный эффект на рост ВВП от принимаемых мер экономической политики, по оценке экспертов ЦБ РФ, в среднесрочном периоде составит 0,2—0,3 п.п. в год.
Цель масштабного налогово-бюджетного маневра — ускорить рост российской экономики, в том числе вывести на более высокий уровень ее потенциальный рост. Он включает в себя увеличение бюджетных расходов, в основном инвестиционных, которое будет профинансировано, прежде всего, за счет повышения основной ставки НДС на 2 п.п. и временного снижения первичного сальдо бюджета относительно действующего бюджетного правила.
В среднесрочном периоде повышение ставки НДС увеличит ежегодные изъятия средств из экономики примерно на 0,55% ВВП, которые потом будут возвращены через бюджетные расходы, а снижение первичного сальдо бюджета позволит дополнительно профинансировать расходы на среднюю величину примерно 0,5% ВВП в год.
Оценку возможного влияния налогово-бюджетного маневра на динамику ВВП на основе фискальных мультипликаторов, рассчитанных с использованием структурной байесовской авторегрессионной модели (SBVAR), сделали аналитики Центрального банка России.
Использование мультипликатора совокупных доходов (–0,75) позволяет ожидать в среднесрочном периоде среднегодового сдерживающего влияния от повышения НДС на рост ВВП — около 0,4 п.п. (–0,75 × 0,55).
Эффект от дополнительных расходов будет зависеть от их структуры. Чем выше доля инвестиционных расходов, имеющих наибольший мультипликатор, тем выше будет при прочих равных консолидированный фискальный мультипликатор дополнительных расходов и положительный вклад в рост ВВП.
Если доля инвестиционных расходов составит 50—75%, а остальное придется на расходы на конечное потребление, то консолидированный мультипликатор составит примерно 0,55—0,65 п.п. Отсюда в среднесрочном периоде совокупный среднегодовой положительный эффект на рост ВВП составит 0,6—0,7 п.п. (от 0,55 × 1,05 до 0,65 × 1,05).
Таким образом, прямое использование фискальных мультипликаторов позволяет ожидать, что среднегодовой совокупный эффект налогово-бюджетного маневра на рост ВВП в среднесрочном периоде составит 0,2—0,3 п.п.
Однако фактический эффект может оказаться существенно отличным от расчетного. Эффект от повышения НДС может оказать менее негативное влияние на рост ВВП благодаря подстройке экономических агентов к изменившимся условиям, в том числе ввиду существенного лага между объявлением об этой мере и ее непосредственной реализацией.
Со стороны расходов увеличение положительного вклада в рост ВВП может стать следствием более эффективного использования средств, прежде всего качественного отбора инвестиционных проектов с высоким мультипликативным эффектом и низкими «утечками» средств.
Положительное влияние предположительно также должны оказать такие факторы, как относительно низкая доля импорта при реализации инфраструктурных проектов (основная часть запланированных инвестиционных расходов), а также усилия правительства по повышению эффективности бюджетных расходов.
В целом при эффективном использовании бюджетных средств общий положительный эффект на рост ВВП от реализации бюджетно-налогового маневра, по мнению экспертов ЦБ, может оказаться значительно выше рассчитанного на основе фискальных мультипликаторов.