На конференции «Роль и место интеллектуальных транспортных систем в сети автомобильных дорог Российской Федерации. Современные тенденции развития» специалисты-транспортники подробно обсуждали риски, которые возникают при массовом использовании беспилотников и других новшеств цифровой эры. Особое беспокойство вызывает то, что новации могут попытаться использовать преступники и террористы.
Эксперты согласились, что современные скоростные трассы не могут действовать без инновационной инфраструктуры, способной обеспечить безопасность и комфорт для водителей. В первую очередь это различные решения в области интеллектуальных транспортных систем: автоматизированное управление транспортным потоком и применение беспилотных систем для контроля ситуации на скоростных трассах.
«Одной из насущных задач, стоящих перед нами сегодня, является цифровизация транспортного комплекса, по сути — цифровизация всей страны», — заметил председатель правления ГК «Автодор» Сергей Кельбах.
По различным оценкам, объем российского рынка для проектов в сфере интеллектуальных транспортных систем в 2017 г. превысил 5 млрд руб. Эксперты прогнозируют рост объемов отечественного рынка ИТС и связанных с ним сервисов. Одним из наиболее перспективных здесь считается направление беспилотных систем.
«Сейчас мир находится на том этапе развития, когда технологии за кратчайшие сроки меняют привычный уклад жизни человека кардинально. Появление беспилотных видов транспорта — одно из таких явлений, вскоре подобный транспорт станет неотъемлемой частью нашей повседневной жизни — появятся беспилотные автомобили, такси для ежедневного пользования, беспилотные доставщики любых покупок и так далее», — убеждена старший аналитик WMT Consult Ольга Орлова.
Создание и внедрение на «умной дороге» различных решений в сфере ИТС должно привести к снижению уровня ДТП, но при этом специалисты отмечают, что развитие сложных интеллектуальных систем в свою очередь может привести к увеличению уровня различных угроз, связанных с несанкционированным проникновением в эти системы.
«Видимо, это и будет целью преступников будущего, которые вынуждены будут почти полностью переориентироваться на хакерские технологии. Уже сейчас криминальное сообщество вынуждено было поменять свой подход к совершению преступлений благодаря появлению всеобщего видеонаблюдения, умных домов и других цифровых систем безопасности, которые надежно защищают от неквалифицированных преступников», — считает О. Орлова. По ее словам, есть немало примеров, свидетельствующих о том, к чему может привести дальнейшее развитие технологий.
«Например, повсеместное использование беспилотного транспорта позволит киберпреступникам взламывать цифровые системы и в буквальном смысле убивать людей с помощью изменения маршрута транспорта. Просто представьте, какое широкое поле для фантазии преступников», — полагает она.
Проблема в том, что существующее законодательство не успевает за развитием технологий. Это значит, что необходимы скорейшие изменения в законодательстве касательно беспилотного транспорта. Синхронизация обновлений в законодательстве и развитие технологий сегодня, конечно, совсем не стыкуются, просто потому, что темпы непривычны для нашей российской системы: новые технологии и гаджеты появляются чуть ли не каждый день.
Известно, что чем сложнее система, тем больше вероятность того, что в нее можно «внедриться» незаконным образом и украсть все данные либо изменить маршрут движения. По мнению специалистов, вопрос безопасности является одним из важнейших. «Цифровые системы подвержены рискам, которые не меньше, а то и больше, чем у аналоговых систем. Обеспечить безопасность беспилотников, кроме технических особенностей, могут прямая трансляция действий аппарата и качественная система управления», — уверена старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова.
Для решения этой проблемы необходимо усовершенствование законодательной системы и создание четких правил полетов беспилотников. Законодательные ограничения должны в первую очередь коснуться крупных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
Разработанные передовые производственные технологии по группам передовых производственных технологий в целом по Российской Федерации*, единиц
|
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Разработанные передовые производственные технологии — всего |
688 |
637 |
735 |
780 |
787 |
789 |
864 |
1138 |
1323 |
1429 |
1409 |
1398 |
1534 |
1402 |
Проектирование и инжиниринг |
165 |
138 |
148 |
177 |
173 |
196 |
216 |
316 |
305 |
426 |
445 |
359 |
402 |
417 |
Производство, обработка и сборка |
281 |
291 |
362 |
365 |
369 |
328 |
383 |
405 |
548 |
517 |
506 |
548 |
509 |
485 |
Автоматизированная транспортировка материалов и деталей, а также осуществление автоматизированных погрузочно-разгрузочных операций |
20 |
9 |
13 |
8 |
14 |
21 |
18 |
24 |
23 |
22 |
22 |
12 |
34 |
34 |
Аппаратура автоматизированного наблюдения и/или контроля |
76 |
91 |
97 |
110 |
99 |
102 |
116 |
128 |
121 |
137 |
110 |
117 |
160 |
134 |
Связь и управление |
90 |
57 |
56 |
67 |
68 |
67 |
70 |
154 |
204 |
206 |
202 |
232 |
285 |
218 |
Производственная информационная система |
18 |
21 |
24 |
14 |
23 |
26 |
20 |
51 |
60 |
68 |
65 |
84 |
83 |
44 |
Интегрированное управление и контроль |
38 |
30 |
35 |
39 |
41 |
49 |
41 |
60 |
62 |
53 |
59 |
46 |
61 |
70 |
* По данным годовой формы федерального статистического наблюдения № 1-технология «Сведения о разработке и (или) использовании передовых производственных технологий». Источник: Росстат |