Эксперты отмечают рост потребления граждан, который, однако, затронул лишь некоторые группы населения. Причем частота и номенклатура покупок еще далеки от докризисных лет. Кроме того, увеличение потребительского кредитования вызывает тревогу экономистов.
В середине осени 2018 г. среднемесячная начисленная заработная плата в России, по данным Росстата, равнялась 40 000 руб., что на 4,4% больше показателя аналогичного периода прошлого года в реальном выражении.
По итогам III квартала текущего года заработная плата, доходы населения и пенсии в реальном выражении составили соответственно 107,2, 100 и 100,4% от уровня такого же периода 2017 г., отмечают в ежемесячном Мониторинге социально-экономического положения и самочувствия населения ученые Института социального анализа и прогнозирования (ИНСАП) РАНХиГС.
Доля денежных доходов, потраченных на оплату товаров и услуг, в январе — сентябре 2018 г. составила 78,2%, что выше уровня, наблюдавшегося в такой же период 2013—2017 гг. Более того, доля денежных доходов, потраченных на оплату товаров и услуг, в указанный период стала самой большой начиная с 2004 г.
На этом фоне доля денежных доходов, использованных на сбережения, в январе — сентябре 2018 г. равнялась 4,2% и стала минимальной за весь период с 2004 г.
Кредиты физическим лицам в январе — сентябре 2018 г., по данным Центрального банка РФ, выросли на 16,7% (для сравнения: в такой же период прошлого года — лишь на 8,4%). Основной прирост произошел за счет ипотечных кредитов (увеличение за яварь — август 2018 г. на 15%), а также за счет необеспеченных потребительских ссуд (14,6%).
Правда, объем просроченной задолженности по кредитам на 1 октября нынешнего года составил 5,7% общего объема кредитной задолженности, что ниже показателя на 1 октября 2017 г. — 7,5%.
Оборот розницы продолжает расти
Объем розничного товарооборота в октябре текущего года, по сведениям статведомства, равнялся 2746,2 млрд руб., что на 1,9% больше уровня середины осени 2017 г. и слегка (на 0,3%) выше показателя предыдущего месяца.
Динамика розничного товарооборота, по оценке экспертов ИНСАП, с апреля 2017 г. неизменно находилась выше 100%.
Вместе с тем в последнее время обращает на себя внимание отсутствие роста оборота пищевой продукции. Напомним, что в июле 2017 г. динамика оборота последней впервые с апреля 2014 г. превысила отметку в 100%. Однако если с января по июнь текущего года значение показателя неуклонно росло, то начиная с июля оно стало снижаться.
Зато розничные продажи алкогольной продукции за январь — сентябрь 2018 г. выросли на 4,1% относительно аналогичного периода предыдущего года. В натуральном выражении через розничные торговые сети и предприятия общественного питания было продано 155,5 млн декалитров алкогольных напитков (не включая пиво и изготавливаемые на его основе напитки).
Оборот непродовольственных товаров в сентябре 2018 г. составил 104,1% к уровню предыдущего года. Практически всегда показатель товарооборота оказывался выше в группе непродовольственных товаров. Исключение составляет только июль текущего года, когда оборот пищевой продукции был наиболее близок к своему максимальному значению, хотя и тут разница невелика (103,4 и 103,2% соответственно).
В целом за два последних года в сопоставимых ценах к соответствующему периоду предыдущего года товарооборот вырос на 5,4%, в том числе на 3,7% — оборот пищевой продукции, напитков и табачных изделий и на 6,9% — непродовольственных изделий.
Индекс потребительских цен в октябре 2018 г. к соответствующему периоду предыдущего года составил 103,5%, в том числе 102,7% — на продовольственные товары, 104,1% — на непродовольственные изделия. По сравнению с предыдущим месяцем значение показателя несколько выросло (на 0,1%).
Потребление растет, но не у всех
Начиная с 2017 г. в массовом сознании потребителей, по мнению аналитиков РАНХиГС, расширяется восприятие макроэкономической ситуации как стабильной, значимо возрастает доля россиян, не опасающихся неблагоприятных воздействий со стороны внешней среды на личное благополучие. На текущий момент персональные финансовые ожидания существенно поляризуются, причем доля потребителей, ожидающих улучшения материального положения, превышает долю граждан, предполагающих его ухудшение.
«Основания потребительских стратегий усложняются. Если в период острой фазы кризиса режим экономии был основополагающей стратегией для всех групп населения, то в настоящее время отмечается расширение потребительской активности относительно обеспеченных групп, стремящихся преодолеть психологический и бытовой дискомфорт, вызванный предшествующим снижением потребления, — подчеркивает директор ИНСАП Татьяна Малева. — В результате произошло некоторое оживление потребительской активности. При этом массовый потребитель по-прежнему является максимально чувствительным к цене приобретаемых товаров и услуг. В целом рост потребления можно охарактеризовать как частично-восстановительный. Даже если частота и номенклатура покупок, определяющих уровень и качество жизни, выросли по сравнению с 2015—2016 гг., они крайне далеки от предкризисных лет».
Значимой проблемой остается суженное воспроизводство человеческого потенциала. Даже при возможности оплачивать услуги, воспринимаемые как необходимые (поступление в вуз, лечение заболеваний в их острой фазе), массовые группы населения по-прежнему не могут оплатить переквалификацию, дополнительное образование, скрининг здоровья, активное проведение отпуска и т.п.
Данные, полученные в ходе опросов потребителей, позволили ученым РАНХиГС классифицировать население по критерию потребительского благополучия, выделив следующие группы.
Во-первых, зона бедности, доходы участников которой не позволяют приобретать более, чем необходимый набор базовых продуктов питания.
Во-вторых, зона потребительского риска, в которой текущие доходы дают возможность обеспечить нормальное питание и комплекты повседневной одежды, но покупка предметов длительного пользования вызывает крайние сложности. Перспективы повышения материального статуса при этом отсутствуют.
В-третьих, зона возможных изменений, где текущие доходы позволяют обеспечить нормальное питание и комплекты повседневной одежды. Покупка предметов длительного пользования в настоящее время вызывает сложности, но граждане ожидают повышения уровня материальной обеспеченности.
В-четвертых, зона потребительского комфорта, предусматривающая возможность приобретения товаров длительного пользования и не предполагающая снижения уровня жизни.
Полученная группировка, по словам авторов Мониторинга, характеризует не весь спектр потребительских характеристик, а относится лишь к сегменту, который можно обозначить как «расширенное первичное потребление». Возможности накопления ресурсов развития, обновления человеческого потенциала, выхода на желаемые стандарты стиля жизни являются существенно более дефицитными и не доступны значительной части россиян, даже включенных в «зону потребительского комфорта».