В последнее время все большей популярностью стал пользоваться каршеринг (от англ. «carsharing» — совместное использование автомобиля). Это информационно-транспортный сервис, предоставляющий пользователям возможность на определенных условиях получить автомобиль в краткосрочную аренду (до 24 часов) с поминутной тарификацией и использовать его ровно столько, сколько нужно. Каршеринг открывает компаниям, у которых нет возможности приобрести автомобиль, доступ к большому автопарку. Выгода от такой сделки очевидна. Ведь финансовая нагрузка невысока по сравнению с покупкой авто.
Настоящее и будущее каршеринга
О значимости такого сегмента бизнеса, как каршеринг, наглядно свидетельствует тот факт, что некоторые регионы субсидируют компании и предпринимателей, предоставляющих услуги каршеринга. Они получают возможность частично компенсировать свои затраты на уплату лизинговых платежей или процентов по кредиту для приобретения автомобилей. Например, в Москве утверждено постановление Правительства Москвы от 31.08.2011 № 405-ПП «О городской поддержке таксомоторных перевозок и услуги каршеринг в городе Москве».
О развитии сервисов общего пользования автомобилем говорится и в п. 3 разд. IV Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 831-р. В документе, в частности, отмечено то, что, по экспертным оценкам, перспективы развития российского рынка предполагают увеличение доли автомобилей, используемых в рамках каршеринга, до 10% к 2025 г.
Изменение потребительских предпочтений в сторону модели совместного использования автомобиля привело к распространению технологии «Mobility as a service» (мобильность как услуга, MaaS), которая обеспечивает планирование и осуществление в реальном времени поездки до пункта назначения с использованием разных видов транспорта и позволяет выбрать оптимальный маршрут по множеству критериев, включая предпочтения пользователя и его финансовые возможности. Экспертами прогнозируется, что к 2025 г. мировой рынок таких технологий составит 1 трлн долл., в то время как российский рынок предварительно оценивается в 58 млрд долл. (5,8% от общего рынка) и 50 млн пользователей.
Плюсы каршеринга
Каршеринг является одним из эффективных инструментов обеспечения высокой мобильности, поскольку автомобиль можно использовать в сочетании с иными видами транспорта, что позволяет быстрее и дешевле передвигаться по городу. Удобство данного формата связано с тем, что пользователь избавлен от бремени содержания транспортного средства (бензин, транспортный налог, ОСАГО и КАСКО, ремонт и техническое обслуживание, мойка и др.), не должен искать место для его парковки и беспокоиться за его судьбу. Все эти расходы и риски лежат на операторе каршерингового сервиса, который содержит целый автопарк, а пользователь должен оплачивать только время фактического пользования машиной. Использование автопарка в рамках каршеринга становится более эффективным, поскольку машины используются по назначению всеми заинтересованными в них потребителями, а не простаивают без дела.
Рынок каршеринга богат различными предложениями в среднем и премиальном ценовых сегментах, на нем работают также лоукостеры, при желании можно подобрать любую машину — от бюджетной модели типа «Hyundai Solaris» до люксовых брендов «Mercedes-Benz» и «Porshe». Конечно, такие модели обойдутся куда дороже обычных машин, однако получить доступ к дорогим автомобилям можно на вполне приемлемых условиях.
На рынке каршеринга в настоящее время достаточно большое количество игроков, которые активно развивают бизнес и стараются предоставить своим клиентам улучшенный сервис по сравнению с предложениями конкурентов. Некоторые компании располагает автопарком из тысячи машин, оплаченным паркингом в разрешенных местах, постоплатную систему расчетов с включенной в тарифы стоимостью бензина. У других есть доступ к парковочным зонам аэропортов, где можно завершить аренду или взять автомобиль для поездки, имеются специальные предложения для корпоративных клиентов.
Есть компании, которые не сами предоставляют услугу каршеринга, а посредством своей платформы сводят заказчиков с владельцами транспортных средств, позволяя им договориться о сотрудничестве на приемлемых условиях. Для проведения сделки они привлекают эскроу-агента для обеспечения сохранности арендной платы, к которой владелец машины получает доступ только после завершения аренды.
На рынке есть даже предложение о продаже так называемого франшизного пакета по договору коммерческой концессии, в составе которого можно будет получить программное обеспечение, телематическое оборудование для автомобилей, доступ ко всей клиентской базе, коммерческие документы с целью формирования фирменной концепции и единого стиля, а также иные активы. Такой формат сотрудничества позволяет при фиксированных затратах вывести на рынок оператора под известным брендом и не тратить дополнительные финансовые средства на раскрутку.
Правовая основа
Взаимодействие оператора каршерингового сервиса и пользователей осуществляется посредством специального мобильного приложения, которое позволяет им дистанционно получать доступ к бронированию автомобилей и управлению своим заказом, консультироваться со службой клиентской поддержки. Для заключения договора с оператором каршерингового сервиса пользователь должен зарегистрироваться на его сайте, присоединиться к общим условиям обслуживания, загрузить свои паспортные данные и информацию о водительском удостоверении, а также прикрепить банковскую карту для осуществления расчетов за поездки на арендуемых автомобилях.
Мобильное приложение составляет основу взаимодействия пользователя и оператора каршерингового сервиса, поскольку через него проходят все операции, связанные с заключением и исполнением договора — от подбора и заказа автомобиля до проведения транзакций и завершения аренды. В связи с этим правовое регулирование каршеринга осуществляется не только в соответствии с правилами п. 2 параграфа 3 главы 34 ГК РФ о договоре аренды транспортного средства без экипажа, но и с учетом норм ст. 1235 ГК РФ о лицензионном договоре.
Предметом договора между пользователем и оператором каршерингового сервиса является не только аренда автомобиля, но и предоставление комплекса иных услуг, включая передачу права использования мобильного приложения и сервисов сайта. Вне зависимости от наименования такого договора по своей правовой природе он является смешанным в силу п. 3 ст. 421 ГК РФ, и в нем всегда присутствуют указанные выше элементы.
Условия договора
К своим клиентам операторы каршерингового сервиса предъявляют различные требования с целью выстраивания конструктивных отношений и обеспечения безопасного режима эксплуатации своих автомобилей. Правда, не все из этих требований соответствуют закону.
Так, например, требование к водительскому стажу не менее 2 лет связано с тем, что именно оператор каршерингового сервиса как арендодатель вправе определять условия, на которых он готов передать в краткосрочную аренду машину. Такое условие само по себе не является дискриминационным, если оно устанавливается одинаковым для всех водителей и имеет под собой разумное основание.
Иным образом обстоит дело с таким условием договора на предоставление услуги каршеринга, как требование к возрасту водителя не менее 21 года, не достигнув которого, он не может рассчитывать на получение доступа к сервису. Необходимо учитывать, что гражданская дееспособность гражданина возникает по достижении возраста 18 лет, а в определенных случаях и раньше этого момента (ст. 21 и 27 ГК РФ). В связи с этим такое требование, по нашему мнению, противоречит закону и ущемляет права потребителей (ст. 168 ГК РФ и ст. 16 Закона РФ от 23.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
Санкции по договору
Отдельного внимания заслуживает вопрос о штрафах, которые операторы каршеринговых сервисов взыскивают со своих клиентов. Некоторые компании даже утверждают отдельные положения о штрафах для своих клиентов. Размеры санкций варьируются от 2500 руб. до 550 000 руб.
Конечно, штрафы устанавливаются за серьезные нарушения — парковка на газоне или в заповеднике, причинение ущерба машине, оставление в ней большого количества мусора, отключение или повреждение навигационного оборудования и другие нарушения.
Как показывает анализ судебной практики, суды в большинстве случаев взыскивают с пользователей в пользу операторов каршерингового сервиса штрафы за нарушение условий договора. Приведем несколько примеров:
— с клиента был взыскан ущерб, причиненный автомобилю в результате ДТП по его вине, штраф за сам факт нарушения в размере 15 000 руб. и компенсация в сумме 2500 руб. за администрирование штрафа (решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 23.05.2018 по делу № 2-2212/2018);
— оператор смог взыскать с клиента штраф за управление машиной в пьяном виде в размере 50 000 руб., штраф за ее эвакуацию и помещение на стоянку в размере 10 000 руб. и компенсацию за администрирование штрафов (решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 19.06.2018 по делу № 2-2776/2018);
— суд посчитал правомерными действия оператора каршеринга по списанию со счета клиента суммы административного штрафа и компенсации за его администрирование, установив, что по данным геолокации именно клиент в спорный период управлял машиной и допустил нарушение (решение Железнодорожного городского суда Московской области от 07.02.2017 по делу № 2-188/17);
— суд отклонил иск клиента о признании недействительными положений правил каршерингового сервиса, предоставляющих право оператору самостоятельно оценивать постановления административных органов, списывать у клиентов деньги со счета, поскольку такие условия являются способом обеспечения исполнения обязательств в соответствии со ст. 329 ГК РФ. Применение данного инструмента целиком и полностью зависит от добросовестного поведения самого клиента, который не должен нарушать ПДД (решение Новочебоксарского городского суда Чувашской республики от 23.06.2017 по делу № 2-1179/2017).
Оценивая сложившуюся судебную практику, необходимо отметить следующее. Институт договора присоединения и основные принципы гражданского законодательства (ст. 1, 428 ГК РФ) предписывают любому хозяйствующему субъекту соблюдать принцип добросовестности. Данное требование означает, что уменьшать объем прав потребителя он может только в случаях, прямо предусмотренных законом, в соответствии с принципами гражданского права и на основании установленного законом порядка правового регулирования обязательственных (договорных) отношений.
При использовании типовых процедур и бланков договоров, а также при заключении договора в целом включение в него положений, противоречащих закону, является недопустимым и нарушает право потребителя как экономически более слабой стороны в правоотношении на заключение договора на условиях, соответствующих закону. Предприниматель не вправе увеличивать ответственность потребителя перед собой, а также уменьшать свою ответственность перед ним (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.05.2018 по делу № А33-31616/2017).
В рассматриваемой ситуации включение предпринимателем в типовой договор присоединения, влиять на содержание которого потребитель не может, условия о дифференцированных штрафах само по себе не противоречит закону, поскольку они касаются конкретных нарушений. По своей сути, они направлены на компенсацию имущественных потерь предпринимателя из-за применения к нему самому мер ответственности и несения дополнительных расходов.
Такие дополнительные затраты могут быть связаны, помимо выплаты штрафов, также с оплатой эвакуации автомобиля, его транспортировкой и помещением на штрафную стоянку, а также с иными издержками, которые предприниматель несет по вине пользователя. Как показывает анализ приведенных нами судебных дел, штрафы не взыскиваются операторами каршеринговых сервисов сверх возмещения убытков, что не приводит к ущемлению прав пользователей, которые в любом случае обязаны возместить причиненный ущерб.
Тот факт, что именно оператор каршерингового сервиса по условиям своих правил получает возможность оценивать законность и обоснованность примененных в отношении него финансовых мер, сам по себе также не нарушает права пользователя как потребителя. Он во всяком случае не лишен возможности в дальнейшем поставить этот вопрос в суде и приводить свои аргументы с целью уменьшения размера ответственности.
Вместе с тем правила каршерингового сервиса не исключают обязанности оператора как собственника транспортного средства, при эксплуатации которого потребителем были допущены нарушения, в рамках производства по делу об административном правонарушении приводить доказательства принятия им всех необходимых мер для соблюдения законодательства и отсутствия существенного вреда. В частности, в его распоряжении имеется инструмент защиты, предусмотренный ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, которая позволяет в судебном порядке снижать ниже низшего предела налагаемые административные штрафы в исключительных случаях.
Наличие в правилах каршерингового сервиса условия о праве оператора удерживать с пользователя суммы штрафов является необходимой гарантией защиты его имущественных прав, поскольку с учетом значительного объема заказов он не имеет достаточных технических ресурсов администрировать все возможные дела. Именно по этой причине он и закладывает в свои правила условие о том, что вправе удержать с пользователя штрафы, при этом на практике операторы каршеринга нередко добиваются в судебном порядке признания своей невиновности. Например, в одном деле компания представила доказательства того, что на момент фиксации нарушения (парковка машины на газоне) транспортное средство находилось во владении клиента, что свидетельствовало об отсутствии ее вины. Суд, оценив в числе прочего распечатку с детализацией аренды, сканы паспортов и водительского удостоверения клиента, выписку по счету, с доводами компании согласился (решение Московского городского суда от 16.03.2018 по делу № 7-3357/2018).
Оператор каршерингового сервиса может не только взыскать с пользователя наложенный на него штраф, но и даже списать всю его сумму со счета пользователя в безакцептном порядке на основании своих правил, к которым тот присоединился (Апелляционное определение Московского городского суда от 16.03.2018 по делу № 33-11181/2018). Такое положение договора на предоставление услуги каршеринга не противоречит закону и не лишает пользователя в дальнейшем права обратиться в суд, если он не согласен с суммой и основанием списания денег со своего счета (Апелляционное определение Московского областного суда от 22.05.2017 по делу № 33-15340/2017).
Штраф за нарушение ПДД
Говоря об административных штрафах за нарушение пользователями в процессе управления машинами ПДД, нельзя не отметить такой важный момент, как отсутствие у них возможности получить скидку с суммы штрафа при условии оплаты его не позднее 20 дней с момента вынесения постановления. Такое право ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ предоставлено нарушителю в отдельных случаях, однако оператор каршерингового сервиса как собственник транспортного средства сначала самостоятельно уплачивает штраф, а затем удерживает его со счета пользователя или взыскивает в судебном порядке при недостаточности средств на счете.
Оператор каршерингового сервиса не может медлить с уплатой административного штрафа, поскольку за просрочку в его оплате с него дополнительно может быть взыскан штраф в двойном размере неуплаченной суммы на основании ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Поскольку правилами каршерингового сервиса пользователю не предоставлено право самостоятельно оплачивать штрафы за нарушение ПДД, он лишен возможности воспользоваться специальной скидкой. При этом такое договорное условие не противоречит закону и не приводит к снижению гарантий защиты прав потребителя. Пользователь в любом случае обязан добросовестно и в полном объеме выполнять все возложенные на него обязанности и не допускать нарушений (Апелляционное определение Верховного суда Чувашской республики от 06.09.2017 по делу № 33-4506/2017).
Административную и имущественную ответственность за случаи ДТП несет сам пользователь как арендатор транспортного средства, если ущерб жизни, здоровью или имуществу других участников дорожного движения или нарушение ПДД имело место по его вине. В такой ситуации пользователь отвечает за любые допущенные им нарушения на общих основаниях, в частности, за вождение в пьяном виде или оставление места ДТП (постановление Московского городского суда от 14.12.2017 № 4а-6306/2017). Оператор каршеринга в указанных случаях за возникший ущерб не отвечает, если докажет, что на момент его причинения машина была передана клиенту (решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.08.2017 по делу № А40-62994/17-126-556).
На момент ДТП пользователь может завершить краткосрочную аренду и даже оставить автомобиль на одном из оговоренных парковочных мест в соответствии с правилами предоставления услуги каршеринга. Однако правовое значение для целей его привлечения к административной ответственности данное обстоятельство иметь не будет. Пользователь в такой ситуации должен, оставив автомобиль и завершив аренду, выполнить свои публично-правовые обязанности, предусмотренные действующим законодательством о безопасности дорожного движения. Такой же порядок действует и в случае совершения пользователем иных нарушений, в результате которых возникают дополнительные расходы, например, помещение автомобиля на штрафную стоянку.
Учитывая, что все операторы каршеринговых сервисов страхуют свои автомобили по КАСКО, пользователь может быть привлечен к имущественной ответственности только за свои противоправные действия, если они привели к причинению ущерба автомобилю. При отсутствии вины пользователя у страховой компании не возникает к нему права требования в размере произведенной на покрытие ущерба страховой выплаты, поэтому при аккуратном вождении пользователь действительно никаких дополнительных расходов со своей стороны не несет.