Профицит бюджетной системы вырос на всех уровнях

| статьи | печать

Доходы федерального бюджета по итогам трех кварталов нынешнего года выросли на 2,4 п.п. ВВП по сравнению с показателем прошлого года, а его расходы, наоборот, сократились на 1,4 п.п. В результате профицит федерального бюджета составил 3,5 п.п. ВВП. Позитивную динамику также показали консолидированные бюджеты субъектов Федерации: здесь доходы выросли на 11,8%, а расходы увеличились только на 9,1%. За девять месяцев текущего года поступления в федеральный бюджет, по оперативным данным Федерального казначейства, выросли на 3017,1 млрд руб. (на 2,4 п.п. ВВП) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Важная деталь: в январе — сентябре рост продемонстрировали как нефтегазовые доходы (на 2055,9 млрд руб.), так и ненефтегазовые платежи, правда, в два раза меньше (на 961,2 млрд руб.).

Доходы, полученные федеральным бюджетом по итогам трех кварталов 2018 г., составили 81,9% от прогнозируемого годового объема, а нефтегазовые и ненефтегазовые поступления — 87,1 и 78,1% соответственно.

Дополнительные нефтегазовые доходы, обусловленные превышением фактически сложившейся цены на нефть (средние котировки нефти марки Urals с 15 сентября по 14 октября 2018 г. равнялись 81,1 долл. за баррель) над базовым уровнем, по оценкам аналитиков РАНХиГС, составили 479,7 млрд руб.

Налоговые поступления в рассматриваемом периоде выросли на 2910,2 млрд руб., или 2,5 п.п. ВВП, относительно аналогичного периода прошлого года. Наибольший рост платежей отмечается по НДПИ (на 1382,2 млрд руб., или 1,5 п.п. ВВП), в том числе увеличение поступлений по НДПИ от нефти на 1321,8 млрд руб.

По внутреннему и импортному НДС, который сильно коррелируется с динамикой ВВП, также отмечается рост поступлений по итогам девяти месяцев нынешнего года относительно января — сентября 2017 г. (на 0,1 и 0,2 п.п. ВВП соответственно).

Доходы по налогу на прибыль выросли на 0,1 п.п. ВВП по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, или на 26,8% в номинальном выражении.

Поступления доходов от внешнеэкономической деятельности за III квартал 2018 г. увеличились на 0,8 п.п. ВВП (до 3,5% валового продукта), в том числе за счет роста доходов от экспортных пошлин на нефть на 0,4 п.п. ВВП.

Отрицательную динамику (сокращение на 0,1 п.п. ВВП) в III квартале 2018 г. относительно прошлогодних значений показали поступления акцизов на отечественные товары.

Динамика бюджета умеренно оптимистичная

Расходы федерального бюджета выросли в абсолютном выражении на 223,4 млрд руб. относительно января — сентября предыдущего года, в основном за счет непроцентных расходов. При этом в относительном измерении наблюдается их снижение на 1,4 п.п. ВВП (до 15,4% валового продукта), главным образом в результате сокращения финансирования по разделу «Социальная политика» (на 356,2 млрд руб., или 1,1 п.п. ВВП), в том числе по статье «Пенсионное обеспечение» (на 381,9 млрд руб.).

По итогам трех кварталов также сократились расходы по разделам «Национальная экономика» (на 71,1 млрд руб., или 0,3 п.п. ВВП) и «Физическая культура и спорт» (на 12,7 млрд руб.), оставшись неизменными в долях валового продукта.

Незначительный рост расходов в долях ВВП продемонстрировали разделы «Образование», «Здравоохранение» и «Межбюджетные трансферты». По остальным разделам расходной части федерального бюджета бюджетные ассигнования за три квартала 2018 г. в долях валового продукта не изменились относительно уровня соответствующего периода прошлого года.

В этих условиях профицит главного финансового плана страны по итогам трех кварталов 2018 г. составил 3,5% ВВП (для сравнения: за аналогичный период прошлого года профицит равнялся лишь 0,3% валового продукта).

Фонд национального благосостояния за январь — сентябрь 2018 г. увеличился на 1251,5 млрд руб. за счет поступлений дополнительных нефтегазовых доходов и курсовой разницы, превысив 5 трлн руб. на 1 октября текущего года.

«Таким образом, можно констатировать, что по итогам девяти месяцев 2018 г. динамика основных параметров федерального бюджета умеренно оптимистичная — усиления рисков бюджетной устойчивости не отмечается», — делает вывод эксперт Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Татьяна Тищенко.

Регионы сокращают долги

Положительный тренд в январе — сентябре текущего года демонстрируют консолидированные бюджеты субъектов Федерации. Их доходы выросли на 11,8%, что значительно выше увеличения Индекса потребительских цен за тот же период (3,4% в первом месяце осени 2018 г. к сентябрю прошлого года).

В 83 регионах доходы консолидированного бюджета превысили уровень девяти месяцев 2017 г., а в 79 субъектах Федерации темпы роста доходов также были выше уровня инфляции. Лишь два региона — Республика Марий Эл и Республика Мордовия — не достигли уровня прошлого года: 90,8 и 95,8% соответственно.

«Предварительные оценки исполнения региональных бюджетов в октябре 2018 г. показывают, что тенденция ускорения темпов роста доходов усиливается, — отмечает аналитик лаборатории бюджетной политики ИЭП им. Егора Гайдара Александр Дерюгин. — Это позволяет говорить о достижении по итогам года максимальных за последние десять лет темпов роста реального объема доходов региональных и местных бюджетов».

Из крупных доходных источников высокие темпы роста поступлений обеспечивали налог на прибыль организаций, налоги на совокупный доход, налог на имущество организаций, а также дотации из федерального бюджета (соответственно 115,2, 117,2, 114,8 и 122,1%). Темпы роста акцизов (103,4%), а также неналоговых доходов (100,7%), наоборот, оказались существенно ниже, чем в аналогичный период предшествующего года, хотя и остались в положительной зоне.

Темпы роста расходов консолидированных бюджетов регионов за девять месяцев 2018 г. достигли 109,1%, что несколько ниже динамики бюджетных доходов. Рост наблюдался в 82 субъектах Федерации, а в 67 из них этот показатель превысил инфляцию за аналогичный период.

Самые низкие темпы роста расходов отмечены в Приволжском (103,8%) и Северо-Кавказском (104,2%) федеральных округах. Там же зафиксированы и наиболее низкие доли регионов, расходы которых за девять месяцев 2018 г. росли темпами выше среднего по России — 14%.

Лидером среди федеральных округов по росту бюджетных расходов является Центральный, показатели которого (111,8%) достигнуты во многом благодаря Москве (115%). Без учета показателей столицы средние темпы роста расходов по регионам здесь составили 107,8%.

Государственный долг субъектов Федерации продолжает сокращаться: по итогам трех кварталов 2018 г. по сравнению с началом года он снизился на 7,5%, а по сравнению с сентябрем 2017 г. — на 3,2% (до 2,14 трлн руб.). Этому способствовали как опережающий рост доходов региональных бюджетов, так и ограничительные меры, предпринимаемые Минфином для стимулирования руководства субъектов Федерации к проведению жесткой бюджетной политики.

В целом с сентября прошлого года по сентябрь 2018 г. государственный долг сократился у 47 регионов, а вырос у 38. Лидерами по снижению государственного долга стали Кемеровская область (–21,2 млрд руб.), Краснодарский край (–14,4) и Москва (–13,4), а по росту — Санкт-Петербург (25,2), Красноярский край (16,3) и Хабаровский край (13,2 млрд руб.).

«В ближайшей перспективе динамика государственного долга регионов не претерпит существенных изменений: высокие темпы роста доходов региональных и местных бюджетов, которые наблюдались в III квартале, с большой долей вероятности сохранятся до конца года, — комментирует ситуацию А. Дерюгин. — Это позволит регионам при сохранении жесткой бюджетной политики получить хорошие результаты по показателям бюджетной сбалансированности и динамике государственного долга».

Основные параметры федерального бюджета за январь — сентябрь 2018 г.

Параметры

% ВВП

Доходы

18,9

Расходы

15,4

Профицит

3,5

Источник: Федеральное казначейство, РАНХиГС