В прошлом номере журнала мы рассмотрели правовые позиции Конституционного суда РФ и Верховного суда РФ, включенные налоговой службой в Обзор за III квартал 2018 г., по НДС и налогу на прибыль. Сегодня мы расскажем о выводах, к которым пришли высшие арбитры, по налогу на имущество.
Энергоэффективная льгота
В Определении от 03.08.2018 № 309-КГ18-5076 по делу № А60-7484/2017 Верховный суд РФ пришел к выводу, что в отношении зданий, строений и сооружений, не являющихся многоквартирными домами, компании не могут применять льготу по налогу на имущество в отношении нежилой недвижимости.
В чем проблема
Список льгот по налогу на имущество организаций содержится в ст. 381 НК РФ. Согласно п. 21 указанной нормы компании могут не начислять налог по вновь вводимым объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности. Освобождение от налогообложения действует в течение трех лет со дня постановки на учет вышеназванного имущества.
Однако действующим законодательством не установлены правила определения классов энергетической эффективности нежилых зданий. Это препятствует применению рассматриваемой льготы.
В письме от 13.10.2017 № БС-4-21/20718 специалисты ФНС России указали следующее. В соответствии с п. 21 ст. 381 НК РФ рассматриваемая льгота предоставляется при одновременном соблюдении следующих условий:
— объект является вновь вводимым;
— в отношении такого объекта законодательством предусмотрено определение класса энергетической эффективности;
— объект имеет высокий класс энергетической эффективности.
Требования к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов утверждены постановлением Правительства РФ от 25.01.2011 № 18. В пункте 3 Требований сказано, что класс энергетической эффективности подлежит обязательному установлению в отношении многоквартирных домов, построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт и вводимых в эксплуатацию, а также подлежащих государственному строительному надзору. Для иных зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт и вводимых в эксплуатацию, класс энергетической эффективности может быть установлен по решению застройщика или собственника. При этом в настоящее время отсутствуют нормативные правовые акты, устанавливающие правила определения классов энергетической эффективности в отношении иных зданий, не являющихся многоквартирными домами.
Получается, что если здание является нежилым, то энергоэффективную льготу по нему получить нельзя.
Однако, как показывает практика, некоторые компании руководствуются п. 21 ст. 381 НК РФ и применяют рассматриваемую льготу в отношении нежилой недвижимости. Проверяющие не согласны с таким подходом. В результате споры доходят до суда. В качестве примера приведем постановление АС Уральского округа от 22.01.2018 № Ф09-8071/17 по делу № А60-7484/2017.
Суть спора
Организация применяла льготу по налогу на имущество, предусмотренную п. 21 ст. 381 НК РФ, в отношении принадлежащих ей объектов недвижимого имущества. Компания полагала, что здания относятся к вновь вводимым объектам и имеют высокий класс энергетической эффективности.
В ходе проверки налоговики попросили организацию обосновать правомерность использования данной льготы. В ответ на это она представила энергетические паспорта на нежилые здания. Согласно им указанные объекты недвижимости имеют классы энергетической эффективности В (высокий) и А (очень высокий).
Налоговики решили, что организация неправомерно использовала льготу. При этом инспекторы исходили из следующего.
Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об энергоэффективности) установлены объекты, в отношении которых определяются классы энергетической эффективности. Этим законом определение классов энергетической эффективности прямо предусмотрено только:
— для товаров, перечень видов которых устанавливается Правительством РФ (ст. 10);
— для многоквартирных домов, построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт и вводимых в эксплуатацию, а также подлежащих государственному строительному надзору (ст. 12).
Исходя из этого, налоговый орган пришел к выводу, что только жилые многоквартирные здания в соответствии с законодательством РФ могут иметь класс энергетической эффективности. Раз для нежилых объектов законодательством не предусмотрено определение класса энергетической эффективности, то спорная недвижимость не подпадает под льготу, предусмотренную п. 21 ст. 381 НК РФ.
Решение нижестоящих судов
Суды трех инстанций поддержали налогоплательщика и отменили решение налоговиков. Вот чем они руководствовались.
В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об энергоэффективности) к полномочиям органов государственной власти РФ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся, в частности:
— установление правил определения классов энергетической эффективности товаров, многоквартирных домов;
— определение требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.
Энергетическая эффективность — это характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю. А класс энергетической эффективности — это характеристика продукции, отражающая ее энергетическую эффективность (ст. 2 Закона об энергоэффективности).
Правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов установлены в постановлении Правительства РФ от 25.01.2011 № 18. Согласно им класс энергетической эффективности подлежит обязательному установлению в отношении многоквартирных домов, а также может быть установлен по решению застройщика или собственника в отношении иных зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт и вводимых в эксплуатацию. В соответствии с разделом 4.5 СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» класс энергетической эффективности А (А+, А++) является очень высоким, а класс В — высоким.
Энергетический паспорт как документ, свидетельствующий об объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов, об определении показателей энергетической эффективности, определении потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности и др., составляется по результатам энергетического обследования и передается заказчику (ст. 15 Закона об энергоэффективности). Кроме того, энергетические паспорта на здания, строения, сооружения, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, могут составляться на основании проектной документации.
Таким образом, по смыслу п. 21 ст. 381 НК РФ указанная в нем налоговая льгота может применяться в отношении вновь вводимых в эксплуатацию объектов движимого и недвижимого имущества (в том числе зданий, сооружений) при наличии на них энергетического паспорта, в котором будет указано на высокий класс энергетической эффективности.
Позиция высших арбитров
Налоговики не согласились с решением судов и обратились в судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ, где нашли поддержку. Высшие арбитры поддержали налоговый орган. Они указали, что применение энергетических паспортов в качестве доказательства соответствия условиям рассматриваемой льготы, в отсутствие критериев для определения классов энергетической эффективности нежилых зданий, строений, сооружений, является неправомерным.
Энергетическая эффективность зданий, строений и сооружений определятся более широкой совокупностью показателей, отражающих удельные расходы энергетических ресурсов на отопление, освещение помещений, вентиляцию и охлаждение, включая кондиционирование, нежели те, на основании которых устанавливается энергетическая эффективность жилых и общественных зданий. Поэтому представленные компанией паспорта энергоэффективности в отношении зданий не давали оснований для использования налоговой льготы, предусмотренной п. 21 ст. 381 НК РФ.
Применение для целей налогообложения энергетических паспортов, составленных самим налогоплательщиком в ситуации, когда законодательством не установлены критерии для определения классов энергетической эффективности нежилых зданий, строений, сооружений свидетельствует о предоставлении индивидуальных налоговых льгот, что в соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ недопустимо.
Верховный суд указал, что в отношении зданий, строений и сооружений, не являющихся многоквартирными домами, правила определения класса энергетической эффективности до настоящего времени не установлены. Следует отметить, что специалисты ФНС России в своих разъяснениях уже ссылаются на приведенное Определение Верховного суда (см., например, письмо от 12.09.2018 № БС-4-21/17756).
Здания уже нет, а налог все еще есть?
Если компания документально подтвердит фактический снос (разрушение) здания, то налог на имущество платить не надо. Такой вывод сделал Верховный суд РФ в Определении от 20.09.2018 № 305-КГ18-9064 по делу № А40-154449/2017.
В чем проблема
О том, какое имущество для целей налогообложения налогом на имущество признается объектом налогообложения, говорится в ст. 374 НК РФ. Это движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации по правилам ведения бухгалтерского учета, если иное не установлено, в частности, ст. 378.2 НК РФ. Согласно указанной норме Кодекса в отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база рассчитывается исходя из кадастровой стоимости.
На практике встречаются случаи, когда организация сносит принадлежащее ей на праве собственности здание. До какой даты организация должна начислять налог на имущество исходя из кадастровой стоимости по снесенной недвижимости?
До недавнего времени специалисты ФНС России считали, что исчисление налога на имущество в случае сноса объекта недвижимости производится до даты регистрации прекращения права собственности на такие объекты (письмо от 08.07.2016 № БС-4-11/12327@). Аргументировалась такая позиция следующим образом.
Согласно п. 12 ст. 378.2 НК РФ объекты недвижимого имущества подлежат налогообложению у собственника такого объекта. Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (п. 1 ст. 235 ГК РФ).
Федеральным законом от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в редакции, действовавшей в 2016 г. (далее — Закон № 122-ФЗ), установлен заявительный порядок государственной регистрации прав. Запись о государственной регистрации прекращения права собственности на объект недвижимости в связи с его ликвидацией вносится в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним по заявлению собственника на основании документа, подтверждающего прекращение существования объекта. Кроме того, собственники вправе обратиться с заявлением о снятии снесенной недвижимости с кадастрового учета (ч. 6 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в редакции, действовавшей до 2017 г., далее — Закон № 221-ФЗ).
То есть, по мнению налоговой службы, при решении вопроса об обложении налогом на имущество снесенного здания нужно отталкиваться не от фактического наличия объекта, а от государственной регистрации прав на него. И пока компания на бумаге будет признаваться собственников недвижимости, она должна платить налог на имущество.
Следует отметить, что аналогичного подхода придерживается и Минфин России. Так, в письме от 11.07.2018 № 03-05-06-01/48273 финансисты пришли к выводу, то гражданин должен платить налог на имущество физических лиц в отношении квартиры, расположенной в многоквартирном доме, подлежащем сносу, до внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о прекращении права собственности на такую квартиру.
Как показывает арбитражная практика, некоторые компании не соглашаются с фискальной позицией. Споры приходится решать в суде.
Суть спора
Организация являлась собственником недвижимого имущества. Весной 2015 г. она снесла здание, о чем свидетельствовал акт обследования от 15.04.2015. Однако запись о прекращении права собственности и ликвидации объекта внесена в Единый государственный реестр прав на недвижимость и сделок 24.09.2015.
После ликвидации здания компания не платила по нему налог на имущество. Обнаружив в ходе проверки этот факт, налоговики доначислили налог за 9 месяцев 2015 г.
Компания не согласилась с таким решением налоговиков, так как полагала, что у нее отсутствовали основания для исчисления налога на имущество за рассматриваемый период. Ведь для признания имущества в качестве объекта основных средств необходимо физическое наличие такого объекта и использование его с целью экономической выгоды в течение продолжительного периода.
Спор дошел до суда.
Решение нижестоящих судов
Организация проиграла дело в трех судебных инстанциях. Арбитры оставили в силе решение налогового органа. Приведем аргументацию судов.
Арбитры указали, что объектом налогообложения налогом на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК РФ).
Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. При этом к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств принимается именно актив организации (п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). В свою очередь, под активом следует понимать имущество, принадлежащее организации (п. 2 ПБУ 9/99 «Доходы организации»).
Следовательно, плательщиком налога на имущество является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности на объект недвижимого имущества.
Пунктом 2 ст. 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 НК РФ. Порядок исчисления сумм налога и авансовых платежей по такой недвижимости прописан в ст. 382 НК РФ. В пункте 5 указанной нормы Кодекса сказано, что в случае возникновения (прекращения) у организации в течение налогового (отчетного) периода права собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в ст. 378.2 НК РФ, расчет налога (авансовых платежей) осуществляется с учетом коэффициента. Он определяется как отношение количества полных месяцев, в течение которых данные объекты недвижимого имущества находились в собственности налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (п. 1 ст. 235 ГК РФ). Пунктом 1 ст. 16 Закона № 122-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2016 г.) установлен заявительный порядок государственной регистрации прав.
А в пункте 6 ст. 20 Закона № 221-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2016 г.) сказано, что с заявлениями о снятии с учета недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов. При этом датой завершения кадастрового учета признается день внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений о прекращении существования объекта недвижимости (подп. 3 п. 3 ст. 17 Закона № 221-ФЗ).
Кроме того, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляется по заявлению собственника таких объектов недвижимости, и происходят эти действия (учет и регистрация) одновременно. Об этом говорится в п. 4, подп. 3 п. 3 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в редакции, действующей в 2017 г. (далее — Закон № 218-ФЗ). А датой государственной регистрации прав является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о соответствующем праве об ограничении права или обременении объекта недвижимости (п. 2 ст. 16 Закона № 218-ФЗ).
Исходя из приведенных норм, суды пришли к следующему выводу. В целях применения положений ст. 378.2 и 382 НК РФ датой прекращения прав собственности у организации на снесенный объект недвижимого имущества признается дата снятия с государственного кадастрового учета такого объекта. В рассматриваемом споре это 24.09.2015
Арбитры также отметили, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 ст. 131 ГК РФ). Регистрации подлежит в том числе и право собственности. При этом суды обратили внимание на то, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество является единственным доказательством существования зарегистрированного права (п. 1 ст. 2 Закона № 122-ФЗ). Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 8.1 ГК РФ).
Таким образом, обязанность уплачивать налог на имущество возникает у организации с момента государственной регистрации за ним прав на объект недвижимости и прекращается также со дня внесения записи о прекращении права.
Позиция высших арбитров
Организация решила отстаивать свою точку зрения до конца и обратилась за защитой своих интересов в Верховный суд РФ. И, как оказалось, не зря. Высшие арбитры встали на сторону налогоплательщика.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ указала следующее. Законодательство о налогах и сборах связывает обязанность по исчислению и уплате налога на имущество организаций с наличием у налогоплательщика реально существующих объектов недвижимости, способных приносить экономические выгоды его владельцу и потому признаваемых частью активов налогоплательщика — объектами основных средств.
Право на вещь не может существовать в отсутствие самой вещи. В случае сноса объекта недвижимости право собственности на него прекращается по факту уничтожения (утраты физических свойств) имущества. Это следует из п. 1 ст. 235 ГК РФ и п. 38 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 № 25.
Исходя из п. 3 ст. 1 Закона № 221-ФЗ, действовавшего в спорном отчетном периоде, исключение из государственного кадастра сведений об учтенном объекте недвижимости лишь подтверждает факт прекращения существования объекта.
В рассматриваемом споре организация подтвердила факт отсутствия объекта актом от 15.04.2015, составленным кадастровым инженером и вошедшим в пакет документов, на основании которых впоследствии сведения о здании были исключены из государственного реестра недвижимости. То обстоятельство, что по состоянию на 15.04.2015 спорное здание физически не существовало, налоговым органом не оспаривалось ни в ходе проведения налоговой проверки, ни в рамках судебного разбирательства. Достоверность составленного кадастровым инженером акта не опровергнута.
Таким образом, снесенное здание должно облагаться налогом на имущество до момента его ликвидации.
Отметим, что данное Определение Верховного суда РФ специалисты ФНС России довели до нижестоящих налоговых органов в письме от 24.09.2018 № БС-4-21/18577.