Анализ рейтингового агентства «Эксперт РА» показал высокий рост российского рынка лизинга за девять месяцев текущего года. Обеспечили его госкомпании, и, по прогнозу аналитиков агентства, в 2019 г. они займут почти две трети рынка.
Лизинговый рынок продолжает активно расти третий год подряд, констатирует агентство «Эксперт РА». За январь — сентябрь 2018 г. объем нового бизнеса вырос на 42% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и практически сравнялся с объемом рынка за весь 2017 г. В России доля объема нового бизнеса в ВВП по-прежнему ниже, чем в европейских странах, однако за девять месяцев 2018 г. она достигла рекордного для российского рынка уровня в 1,4%. Рост объемов нового бизнеса был зафиксирован у половины участников исследования, на которую приходится 83% всего лизингового рынка, при этом годом ранее положительная динамика наблюдалась у 2/3 респондентов, формирующих более 90% рынка.
Сумма новых лизинговых договоров за январь — сентябрь 2018 г. составила 1650 против 1140 млрд руб. годом ранее. Объем полученных платежей по итогам трех кварталов 2018 г. вырос незначительно по сравнению с прошлым годом и составил 700 млрд руб. Среднее отношение полученных лизинговых платежей к портфелю по состоянию на 01.10.2018 составило 43%, как и годом ранее. Однако авторы исследования отмечают, что у трех крупнейших лизингодателей данный показатель находится ниже 20% за счет более длительного срока сделок по крупным контрактам.
Размер лизингового портфеля с начала года вырос на 19% и достиг рекордного объема в 4,1 трлн руб. Однако, поясняют аналитики «Эксперт РА», подобная динамика портфеля обусловлена во многом активностью крупных государственных компаний. Так, доля ГТЛК в лизинговом портфеле увеличилась до 22% на 01.10.2018 против 14% годом ранее, а без учета четырех крупнейших госкомпаний — ГТЛК, «Сбербанк Лизинг», «ВТБ Лизинг» и «ВЭБ-лизинг» — прирост совокупного портфеля составил бы менее 5%. Кроме того, чтобы избежать санкций со стороны регулятора, банки со слабым запасом по нормативам достаточности капитала стали чаще передавать токсичные активы на баланс лизинговых компаний, которые де-юре не связаны с банками. Данные операции активизировались в последние годы вследствие усиления банковского надзора, что привело к искусственному завышению размера лизингового портфеля, отмечают авторы исследования. По их оценке, без учета переуступленных банками проблемных активов лизинговым компаниям и четырех крупнейших игроков совокупный лизинговый портфель находится в стагнации.
Объем профинансированных средств за январь — сентябрь вырос на 31% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Лизинговые компании на протяжении последних лет все меньше используют собственные средства для финансирования сделок. Так, доля собственных средств в источниках профинансированных средств опустилась до 7,4% (–3,2 п.п. к аналогичному периоду 2017 г.). Основным источником фондирования лизинговых сделок остаются банковские кредиты, при этом за последний год их доля выросла на 10 п.п. и составила 67% от объема профинансированных средств.
Топы рынка
По итогам девяти месяцев 2018 г. лидером рынка стала компания ГТЛК, объем нового бизнеса которой вырос более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, прежде всего за счет крупных сделок с железнодорожной техникой. На втором месте — «Сбербанк Лизинг», лидирующий в сегменте оперативного лизинга за счет сделок с авиатехникой. Третью позицию по-прежнему удерживает «ВТБ Лизинг». Темпы роста лидирующих компаний значительно превосходят среднерыночный, что привело к существенному увеличению концентрации рынка на крупнейших лизингодателях: по итогам трех кварталов на топ-3 компании приходится около 46% нового бизнеса против 37% годом ранее. Доля топ-10 выросла на 6 п.п., до 73%, а топ-20 — на 4 п.п., до 84%.
Рост числа крупных сделок привел к изменению структуры рынка в разрезе масштаба бизнеса лизингополучателей. Доля крупного бизнеса за январь — сентябрь 2018 г. составила 56,4% против 47,3% за аналогичный период прошлого года. Доля нового бизнеса с субъектами малого и среднего предпринимательства снизилась на 4,8 п.п. и за тот же период составила 42,5%. Тем не менее, указывают авторы исследования, объем нового бизнеса с субъектами МСБ за девять месяцев 2018 г. вырос год к году на 28%. На госучреждения пришлось менее 1% против 2,5% годом ранее. Лизинг среди физических лиц не показал роста, и его доля также составляет менее 1%.
Основным розничным сегментом на рынке с 2014 г. остается автолизинг, объем которого за январь — сентябрь 2018 г. составил около 318 млрд руб., или 31,3%. Поддержку авторынку на протяжении 2017—2018 гг., поясняют авторы исследования, во многом оказали программы господдержки. Однако в текущем году, напоминают они, госсубсидии обеспечили только 12% автосегмента вместо 20% по итогам прошлого года, поскольку объем госсубсидий на поддержку автолизинга в 2018 г. был сокращен до 8 млрд руб. против 14 млрд руб. годом ранее. Вместе с тем, несмотря на снижение объемов господдержки, автосегмент продолжает демонстрировать позитивную динамику вследствие сохраняющейся потребности в обновлении автопарков в стране.
В целом по итогам девяти месяцев 2018 г. позитивную динамику показали 17 из 18 крупнейших сегментов, выделенных «Эксперт РА» в рамках исследования. Исключением стало только телекоммуникационное оборудование, на которое приходится около 0,1% лизингового рынка.
Что впереди
В течение последних двух лет более 30% объема нового бизнеса приходилось на IV квартал вследствие заключения крупных сделок, которые традиционно совершаются в конце года, говорится в прогнозе «Эксперт РА». Подобный сценарий ожидается им и в 2018 г., что позволит лизинговому рынку превысить 1,4 трлн руб. В 2019 г. агентство ожидает, что темп его прироста не превысит 20% вследствие нивелирования эффекта низкой базы последних двух лет, а возможности роста будут ограничены слабыми темпами роста экономики.
Одной из ключевых тенденций в следующем году аналитики «Эксперт РА» называют усиление консолидации лизингового бизнеса на крупнейших игроках. Кроме того, по их мнению, в 2019 г. можно ожидать новых сделок M&A среди топ-30 компаний, при этом часть небольших компаний покинет рынок ввиду ужесточения конкуренции и усиления регуляторного надзора. По оценкам авторов исследования, это приведет к росту доли топ-3 до 50%, а доли госкомпаний — с нынешних 60 до 65% по итогам 2019 г.
В течение 2019 г. автосегмент вырастет на 5—8% за счет сохраняющейся потребности в обновлении устаревших автопарков. Тем не менее, полагают эксперты агентства, автомобильный рынок полностью не восстановился после кризиса и существенное позитивное влияние на динамику автолизинга может оказать увеличение объемов субсидирования, в результате которого темп прироста способен достичь 15%.
Увеличение объемов экспортных грузоперевозок будет стимулировать спрос на подвижной состав, что позволит сегменту при позитивном сценарии вырасти на 50%. Однако уже к середине 2019 г. возможно появление первых признаков профицита вагонов, что приведет к коррекции арендных ставок. В результате, согласно прогнозу «Эксперт РА», прирост железнодорожного сегмента в 2019 г. не превысит 35%, при этом основной объем нового бизнеса придется на первую половину года.
Динамика авиасегмента по-прежнему будет обусловлена программами субсидирования SSJ 100 и расширением парка крупнейших игроков на российском рынке авиаперевозок, что, прогнозируют авторы исследования, позволит сегменту вырасти до 15% по итогам следующего года. В то же время ряд крупных сделок может быть перенесен на 2020 г., в результате чего объем сегмента сохранится на уровне текущего года.
Топ-10 лидеров рынка по итогам девяти месяцев 2018 г.
Место по новому бизнесу |
Наименование компании |
Объем нового бизнеса (стоимости имущества) за 9 месяцев 2018 г., млн руб. |
Темпы прироста нового бизнеса, 9 месяцев 2018 г. |
Сумма новых договоров лизинга за 9 месяцев 2018 г., млн руб. |
Объем лизингового портфеля на 01.10.2018, млн руб. |
|
---|---|---|---|---|---|---|
01.10.2018 |
01.10.2017 |
|||||
1 |
2 |
«Государственная транспортная лизинговая компания» |
191 767 |
112 |
401 521 |
892 217 |
2 |
1 |
«Сбербанк Лизинг» (ГК) |
162 975 |
60 |
242 071 |
578 024 |
3 |
3 |
«ВТБ Лизинг» |
112 628 |
67 |
199 179 |
524 754 |
4 |
5 |
«ЛК Европлан» |
50 960 |
21 |
н.д. |
74 100 |
5 |
4 |
«ВЭБлизинг» |
46 515 |
18 |
63 271 |
354 636 |
6 |
9 |
«Газпромбанк Лизинг» (ГК) |
45 381 |
107 |
81 975 |
195 814 |
7 |
10 |
«АльфаЛизинг» (ГК) |
44 485 |
126 |
70 236 |
109 441 |
8 |
6 |
«Балтийский лизинг» (ГК) |
30 981 |
20 |
44 041 |
48 895 |
9 |
8 |
«Сименс Финанс» |
26 748 |
12 |
34 293 |
53 276 |
10 |
11 |
«РЕСОЛизинг» |
24 090 |
52 |
37 769 |
40 979 |
Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК |