Мир оцифрованных эмоций — реальность недалекого будущего

| статьи | печать

Применение технологии интернета вещей (IoT) при потреблении медиаконтента и в сегменте развлечений может существенно повысить качество потребительского опыта и изменить то, как мы проводим свое свободное время, справедливо говорится в исследовании «Развитие интернета вещей в российской медиаиндустрии», проведенном экспертами Центра компетенций PwC при поддержке МИА «Россия сегодня». Из множества мнений профессионалов, прозвучавших в исследовании PwC, мы постарались отобрать те, которые, думается, заинтересуют не только их коллег по медиаиндустрии. Ведь, как заметил один из участников исследования, нам всем придется «переизобрести» себя.

По мнению российских экспертов, среди основных каналов/мест потребления контента «Дом» остается пока центром медиапотребления, в котором сосредоточена основная информация о человеке и его предпочтениях. Сейчас центром «умного дома» эксперты все чаще видят колонки с интегрированным голосовым помощником, мультимедийные центры дома или экраны ТВ.

Например, Евгений Россинский, директор по технологии онлайн-кинотеатра ivi, рассказал исследователям, что видит будущее управление «умным домом» в передаче видеопотока с телефона на любое видеоустройство в доме, а также в интеграции с медийными центрами дома.

«Я имею в виду, например, мультимедийный центр Apple TV, Smart TV тоже может стать мультимедийным центром, а еще есть амазоновская колонка, умная колонка „Яндекса“. Все эти устройства могут позволить нам дотянуться до глаз пользователя, и мы с удовольствием интегрируемся с такими сервисами», — разъяснил он.

Та же мысль прозвучала в словах Сергея Паранько, директора по цифровым технологиям газеты «Ведомости»: «Внедриться в дом — значит получить контроль над всем. В доме, скорее всего, будет находиться узловая система, например голосовой помощник».

Карен Казарян, главный аналитик Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), заглядывает в недалекое будущее: «Умная колонка — это хорошо, но у меня есть ощущение, что через года полтора-два все сместится к экранам, будь то телевизор, дополнительные экраны, холодильники и т.д.».

С ним согласен Кирилл Бушев, директор по цифровым технологиям компании «Дождь»: «В ближайшей перспективе центральным элементом дома все-таки будет большой экран».

В то же время одним из наиболее перспективных мест потребления контента в развитии интернета вещей в медиаиндустрии многие эксперты считают транспорт и, в частности, автомобили. С появлением беспилотных автомобилей у потребителя появится дополнительное время для потребления контента в машине. Уже сегодня это радиоэфир, аудиовоспроизведение, однако в будущем на время в дороге будет претендовать видеоконтент, текстовый контент, игры и все остальное. В своем интересе к транспорту, подчеркивают авторы исследования, эксперты проявляют удивительное единодушие.

«Автомобили — это известный медиасегмент, радийный эфир в автомобилях никто не отменял, добавить еще видео — и будет прекрасно. Поэтому самая ближайшая перспектива — это автомобили. Дайте автомобили, в которых все это будет применяться, и мы сможем использовать освободившееся потребительское время», — комментирует Алексей Филипповский, руководитель центра интернет-технологий МИА «Россия сегодня».

Менее перспективным каналом распространения медиа-контента эксперты называют носимые устройства, часы, очки и пр.

«Возможностей у Apple Watch пока немного, кроме того, сам телефон обладает частью их возможностей, поэтому нужда в этих часах пока достаточно условная», — замечает Павел Власов-Мрдуляш, исполнительный директор холдинга «E-генератор» и основатель проекта «Идеономика».

С ним единодушен Виктор Саксон, редакционный директор медийного портала Rambler: «Это какая-то мода, она быстро уйдет. Google glass, Apple watch — это неудобно. Часы нужны, в основном, для того, чтобы принимать alerts, а взаимодействие с контентом идет через телефон, через часы это делать бессмысленно».

Несколько более оптимистично звучат слова Е. Россинского: «Мы делали эксперименты с „умными часами“: туда просто приходят push-уведомления. Однако уже есть устройства, которые проецируют контент на какой-то объект или экран большого размера. Как только появляется возможность использовать большой экран — мы туда приходим».

С точки зрения направлений применения одним из наиболее перспективных является использование интернета вещей для адаптации формата контента, например — дизайна и раскладки сайта под устройство, бесперебойного переключения видеоконтента между устройствами и пр.

Высоким потенциалом, отмечают авторы исследования, также обладает адаптация самого контента под устройство: перевод текста в голос (например, для озвучивания новостей), сокращение текста новостей или их заголовков под мобильные устройства, часы и пр.

«У нас останется голос, и его станет больше. У нас останется видео. Человек начнет больше смотреть и слушать и меньше читать. Нам всем придется „переизобрести“ себя, потому что голосовые интерфейсы — это совершенно новое явление в нашей жизни. Устная и письменная речь — это два совершенно разных языка», — говорит С. Паранько.

Эта тема хорошо знакома Андрею Сикорскому, директору по маркетингу РБК: «Когда мы создавали приложение под часы, мы нашли ребят, которые умеют разрабатывать приложения, дальше выяснилось, что у часов же экран маленький и требуется упаковка контента под часы. Потребовались компетенции под упаковку контента в два-три буллета».

Об упаковке и «переупаковке» контента говорит и А. Филипповский: «Мы сотрудничаем с голосовым помощником „Яндекса“ Алисой и Google-ассистентом; по сути, мы переупаковываем радиоэфир под их формат и выпускаем звуковые дорожки. Алиса работает с нашими текстовыми форматами».

Чуть менее перспективным направлением является адаптация к условиям потребления контента, например настройка света, громкости звука под условия и контекст, в котором находится пользователь.

Меньшим потенциалом обладает и персонификация контента под пользователя в силу недостаточности собираемых и обрабатываемых данных о человеке. На данный момент персонификация контента, считают эксперты PwC, — это идея будущего. Но будущего недалекого.

Это хорошо понимает П. Власов-Мрдуляш: «Я не очень футуролог, но я понимаю, что все будет меняться драматичным образом, и тот опыт, который нам хорошо знаком, когда все массово потребляют что-то одно, будет меняться. С помощью определенных устройств можно создавать индивидуальный опыт для каждого. Сейчас уже идут эксперименты с разными концовками фильмов, то есть ты надеваешь очки, и, зная, кто ты такой, тебе выдают разную концовку фильма».

Препятствием для развития персонификации контента, замечают авторы исследования, является не только необходимость сбора и обработки большого количества данных, но и неготовность пользователей делиться ими.

«Можно говорить про интерактивный контент, когда зритель определяет, что будет дальше, или сериал снимают с несколькими сюжетными линиями. Можно предугадывать ожидания человека от сериала, когда модель знает, какую серию ему подсунуть следующей. Есть исследования, в рамках которых людей в кинотеатре оценивают по мимике и жестам, когда они смотрят фильм. Все наши эмоции можно оцифровать, они накладывают свой отпечаток на наш пульс. Но я не верю, что в близком будущем человек в здравом уме и трезвой памяти предоставит доступ к своим данным о здоровье, в том числе пульсометру», — говорит Е. Россинский.

Многие эксперты, охваченные исследованием PwC, отмечают, что персонификация контента — одно из наиболее сложных и ресурсоемких направлений, при этом практическая польза или целесообразность не всегда очевидна.

Примеры потребления медиаконтента

Место медиа­потребления

Аудио

Видео

Текст

«Умный дом»

Музыка. Радио. Подкасты. Аудиокниги. Голосовой запрос данных. Озвучивание новостной ленты рецептов

Телевизионные передачи. Фильмы. Сериалы. Новости. Видеоигры. Стриминг

Книги. Новостная лента. Публикации

Работа/офис. Образовательные учреждения

Аудио­уроки. Музыка

Онлайн­курсы. Новости

Научные публикации. Статьи. Новостная лента

Вне дома и работы/офиса. Фитнес

Музыка. Аудиокниги. Персональный тренинг. Голосовой запрос данных. Озвучивание новостной ленты рецептов

Фитнес­урок. Информация о концертах, кино, мероприятиях. Дополненная реальность. Геолокация, геометки

Инфостенды, билборды. Геолокация, геометки

Транспорт (личный и общественный)

Радио, музыка. Геолокация, навигатор. Аудиокниги, обучающие уроки. Голосовой запрос данных. Озвучивание новостной ленты рецептов

Геолокация, навигатор. Фильмы. Сериалы. Шоу. Видеоролики. Видео­игры

Книги. Статьи. Новостная лента. Геолокация, навигатор

Источник: PwC