ФНС России в письме от 19.10.2018 № ЕД-4-2/20515@ разъяснила особенности проведения и оформления дополнительных мероприятий налогового контроля с учетом изменений, внесенных в первую часть Налогового кодекса с 3 сентября 2018 г.
Налоговый орган вправе на основании п. 6 ст. 101 НК РФ провести дополнительные мероприятия налогового контроля. К ним относятся истребование документов у организации, ее контрагентов и иных лиц в соответствии со ст. 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетелей, проведение экспертиз.
Допмероприятия проводятся в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых. В связи с этим в рассматриваемом письме налоговики особо подчеркнули, что:
-
решение о проведении дополнительных мероприятий может быть вынесено не ранее проведения процедур: окончания налоговой проверки; составления и вручения акта налоговой проверки; рассмотрения материалов налоговой проверки руководителем инспекции (его заместителями);
-
дополнительные мероприятия могут проводиться только для проверки уже установленных правонарушений. При этом ФНС России ссылается на постановление Конституционного суда РФ от 14.07.2005 № 9-П, согласно которому целью дополнительных мероприятий налогового контроля является уточнение обстоятельств, связанных с обнаруженными налоговыми правонарушениями, и постановление Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 30.07.2013 № 57, в котором указано, что дополнительные мероприятия налогового контроля могут быть направлены только на сбор дополнительных доказательств, касающихся выявленных в ходе проверки правонарушений, но не на выявление новых правонарушений.
Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ в ст. 101 НК РФ были внесены изменения, предусматривающие составление по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля дополнения к акту налоговой проверки (п. 6.1 ст. 101 НК РФ). Ранее составление подобного документа Кодексом не регламентировалось. В дополнении, в частности, фиксируются полученные дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых. Исходя из этого налоговики отметили, что в нем не указываются нарушения законодательства о налогах и сборах, ранее не отраженные в акте налоговой проверки.
Особое внимание в комментируемом письме уделено возможности внесения изменений в решение о результатах налоговой проверки по результатам допконтроля.
ФНС России сообщила, что после вынесения решения о результатах налоговой проверки налоговый орган не вправе вносить в это решение изменения, ухудшающие положение налогоплательщика. Исправлению подлежат только описки, опечатки и арифметические ошибки. При этом внесение изменений в названные решения, а в некоторых случаях и их полная отмена, допустимы, если это влечет улучшение положения налогоплательщика.
В то же время налоговое ведомство указало на наличие судебной практики, признающей правомерным увеличение доначислений по налогам по итогам дополнительных мероприятий налогового контроля.
Так, например, в деле, рассмотренном Арбитражным судом Уральского округа (постановление от 23.04.2015 № Ф09-1929/15), налогоплательщик с возражениями к акту выездной проверки представил документы, которые налоговики не имели возможности изучить в ходе этой налоговой проверки. На основании их налоговики по итогам допмероприятий налогового контроля увеличили сумму доначислений. Документы эти имели отношение только к тем нарушениям, которые уже были отражены в акте проверки (выявлены в ходе проверки). Суд признал увеличение доначислений правомерным, поскольку в противном случае это повлекло бы освобождение налогоплательщика от уплаты налога при фактическом выявлении сокрытого объекта налогообложения. Позиция суда подтверждена Определением Верховного суда РФ от 20.08.2015 № 309-КГ15-9617.