Законопроект, направленный на совершенствование правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли, внесло на рассмотрение нижней палаты парламента Правительство РФ. Соответствующие изменения вносятся в Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле).
До сих пор размещение нестационарных торговых объектов в регионах Российской Федерации не имеет единого регулирования — оно осуществляется на различных правовых основаниях и условиях, в зависимости от нормативной базы каждого конкретного субъекта РФ. На федеральном же уровне не установлено единообразных подходов даже в части терминологии, основных принципов оформления права на размещение нестационарных торговых объектов, а также гарантий прав хозяйствующих субъектов на открытие, функционирование и развитие торгового бизнеса.
В кабмине посчитали, что такое положение дел препятствует развитию малого и среднего торгового предпринимательства, и решили положить конец правовой неопределенности в отношении автолавок и магазинов на колесах.
В проект закона о внесении соответствующих изменений в Закон о торговле (зарегистрирован в электронной базе Госдумы под № 601732-7) заложено два базовых принципа:
1. Место меняется — бизнес сохраняется (своего рода гарантия того, что предпринимателям будут предоставляться компенсационные места в том случае, если место размещения нестационарного объекта торговли требуется для государственных или муниципальных нужд);
2. Договор продлевается без торгов. Минимальный срок действия договора на размещение нестационарного торгового объекта законопроект предлагает установить на пять лет.
Согласно законопроекту развозная торговля может осуществляться юрлицами или индивидуальными предпринимателями на основании свидетельства об осуществлении развозной торговли. Оно выдается при наличии у юрлица или ИП на праве собственности, аренды или на ином законном основании транспортных средств, предназначенных именно для торговли.
Законопроект определяет, что нестационарным торговым объектом являются временные сооружение, строение, конструкция или устройство, не связанные прочно с землей, вне зависимости от наличия или отсутствия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения. Конкретный перечень видов нестационарных торговых объектов определит Минпромторг.
Мобильным торговым объектом предложено признавать транспортное средство, а также велосипеды, специально оснащенные оборудованием для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Законопроект определяет содержание договора на размещение нестационарного или мобильного торгового объекта. В нем должны быть установлены такие условия, как место размещения торгового объекта, требования к внешнему виду, специализация, размер платы за размещение, запрет на передачу или уступку прав по договору третьим лицам, условие о предоставлении компенсационного места.
Минимальный срок действия договора на размещение нестационарного торгового объекта — не менее пяти, но не более семи лет.
Законопроект предлагает ввести некую градацию требований, предъявляемых к организации развозной торговли в зависимости от числа жителей в населенных пунктах. Наиболее жесткие будут предъявлятся в крупных населенных пунктах, более либеральный подход предлагается применять там, где количество жителей не превышает 50 000 человек. Органам местного самоуправления и органам государственной власти субъектов Российской Федерации предлагается предоставить право определять конкретизированные условия, требования и ограничения к организации развозной торговли.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации будут уполномочены формировать и вести реестр мобильных торговых объектов.
Ожидается, что законопроект может вступить в силу в следующем году. Заключенные до этого момента договоры на размещение нестационарных и мобильных торговых объектов будут действовать до истечения срока их действия.