Эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования оценили возможности диверсификации отечественного экспорта за счет его «больного места» — внешней торговли услугами. Такой шанс они усмотрели, в первую очередь, в экспорте личных поездок.
Вот уже в течение последних пяти лет услуги составляют более четверти российского импорта и ненефтегазового экспорта. Это, замечают аналитики ЦМАКП в «Специальном сюжете» очередных «Сюжетов внешней торговли», даже несколько больше, чем в среднем по миру. С другой стороны, размышляют они, доля услуг в экспорте с учетом нефти и газа не превышает и 15%, что актуализирует вопрос, способно ли развитие экспорта услуг всерьез изменить неблагоприятную ситуацию с диверсификацией российской внешней торговли.
Первое, о чем авторы анализа считают нужным упомянуть: увеличение доли услуг в экспорте само по себе смягчает его падение в периоды кризисов, поскольку экспорт услуг более стабилен, чем поставки за рубеж товаров. Это, замечают эксперты ЦМАКП, характерно не только для России.
Но второе обстоятельство указывает им на ограниченность возможностей диверсификации российского экспорта за счет услуг: динамика диверсификации экспорта России определяется, главным образом, товарами вследствие низкой доли услуг в совокупном экспорте — 13% в России против 22% в среднем по миру (по состоянию на 2017 г.).
Более того, подчеркивают авторы анализа, даже несмотря на устойчивый рост доли услуг в совокупном российском экспорте с 2011 г., уровень концентрации экспорта (измеряемый индексом концентрации Тейла) за период 2011—2017 гг. почти не изменился.
Даже при временном исключении из рассмотрения нефти и газа динамика концентрации экспорта России в гораздо большей степени определяется товарами, нежели услугами. Аналитики ЦМАКП отмечают, что наблюдавшийся в 2007—2014 гг. рост диверсификации экспорта по товарам был обусловлен, прежде всего, относительно скромной динамикой экспорта в металлургии (за счет снижения экспорта никеля, алюминия, а также ряда полуфабрикатов из железа или нелегированной стали).
При этом диверсификация по услугам на протяжении большей части рассматриваемого ими периода была относительно стабильной. Исключения — 2005—2006 гг., когда резко увеличилась, а затем сократилась доля строительных услуг в российском экспорте, и 2016—2017 гг., когда возросла доля транспортных услуг. Последнее, поясняют аналитики, было связано, прежде всего, с экспортом услуг воздушного транспорта.
С целью сопоставления масштабов воздействия диверсификации по услугам и по товарам на совокупный уровень концентрации экспорта России они провели расчет трех условных вариантов диверсификации. Первый из них предполагает диверсификацию экспорта услуг при стабильной структуре экспорта товаров, второй — диверсификацию экспорта товаров при прежней структуре экспорта услуг, а третий — диверсификацию экспорта товаров и услуг. Во всех трех вариантах предполагается увеличение доли услуг в совокупном экспорте России до среднемирового уровня.
Результаты такого расчета указали его авторам на то, что одинаковый прогресс в диверсификации по товарам и услугам приводит к разным по масштабу изменениям индекса концентрации Тейла по экспорту в целом: так, диверсификация по услугам оказывает существенно меньшее влияние, чем по товарам.
По большинству крупных по обороту торговли категорий услуг Россия имеет слабые конкурентные позиции в международной торговле, импортируя больше, чем экспортируя. Прежде всего, отмечают эксперты ЦМАКП, это относится к личным поездкам (туризму), техническим услугам (архитектурным, инженерным, научным), роялти и лицензионным платежам, услугам операционного лизинга, а также финансовым и страховым услугам.
Значимыми исключениями они называют услуги воздушного и морского транспорта (экспорт выше импорта, конкурентные позиции укрепляются во времени), строительные услуги (в 2017 г. экспорт впервые превысил импорт), деловые поездки (иностранные граждане чаще ездят с деловыми целями в Россию, чем российские граждане — за границу), услуги по рекламе и исследованию рынков (устойчивое положительное сальдо торговли).
В части относительно небольших по внешнеторговому обороту категорий услуг российская экономика отличается высокой конкурентоспособностью по всем видам транспорта (особенно трубопроводного), почтовым и курьерским услугам, научным исследованиям и разработкам, бухучету и налоговому консультированию.
Ключевой по объему внешней торговли России категорией услуг, отмечают авторы анализа, выступают личные поездки. В этом контексте вопрос о диверсификации экспорта услуг сильно пересекается с вопросом о развитии въездного туризма. Опыт проведения в России чемпионата мира по футболу летом 2018 г. показывает им, что мероприятия такого рода помогают привлечь дополнительные туристические потоки, но эффект, во-первых, оказывается временным, а во-вторых, недостаточным для преодоления торгового дефицита.
Даже при перманентном проведении подобных мероприятий импорт поездок будет по-прежнему значительно превышать экспорт, указывают аналитики ЦМАКП. В то же время, полагают они, ликвидация дефицита торговли по поездкам позволила бы увеличить чистый экспорт России более чем на 20% (что аналогично эффекту от роста цен на нефть на 10%). Такого результата можно достигнуть только системными мерами, резонно считают авторы анализа.
Таким образом, заключают они, несмотря на тот факт, что диверсификация внешней торговли по услугам будет оказывать крайне ограниченное влияние на уровень концентрации российского экспорта в целом по сравнению с диверсификацией по товарам, рост экспорта услуг — особенно личных поездок — поможет улучшить торговый баланс страны, что несколько сократит зависимость от мировых цен на нефть.
Структура российского экспорта товаров: текущая ситуация и возможные контуры диверсификации
Товарная группа |
Структура экспорта товаров, % |
||
---|---|---|---|
РФ-тек.1 |
РФ-див.2 |
Мир |
|
Всего |
100 |
100 |
100 |
Инвестиционное оборудование |
2,1 |
6,3 |
14,7 |
Легковые автомобили |
0,4 |
1,6 |
4,2 |
Потребительские товары: |
4,1 |
8,5 |
17,5 |
|
0,5 |
0,9 |
1,7 |
|
1,8 |
2,4 |
3,5 |
|
0,4 |
1,2 |
2,7 |
|
0,3 |
1,9 |
5,0 |
|
1,0 |
2,2 |
4,5 |
Топливо |
58,5 |
42,6 |
10,8 |
Промежуточные товары: |
29,7 |
35,7 |
47,7 |
|
2,0 |
1,7 |
1,1 |
|
0,7 |
0,7 |
0,8 |
|
3,6 |
3,6 |
3,5 |
|
21,2 |
22,2 |
24,4 |
|
1,0 |
4,6 |
11,8 |
|
1,3 |
2,9 |
6,1 |
Прочие товары |
5,2 |
5,2 |
5,1 |
1 Текущая структура российского экспорта. 2 Условная структура российского экспорта после диверсификации — рассчитывается как взвешенная средняя структуры экспорта России (с весом 2/3) и мира (с весом 1/3) в 2017 г. 3 Бытовые приборы, ювелирные изделия, мебель, часы, музыкальные инструменты, ковры и т.п. 4 Изделия из пластмасс, товары легкой промышленности (обувь, куртки, платья) и т.п. 5 Сигареты, лекарства, моющие и чистящие средства, косметические средства и т.п. Источник: ЦМАКП |
К сведению
Итоги отраслевой динамики экспорта за III квартал 2018 г.
В III квартале 2018 г. в большинстве видов деятельности ЦМАКП отмечает замедление темпов роста экспорта в физическом выражении. На уровне отраслевых комплексов проявились следующие особенности:
1. В металлургическом и машиностроительном комплексах наметилось явное сокращение экспорта:
в металлургии объемы экспорта в физическом выражении снижаются уже второй квартал подряд, но если во II квартале сокращение составило лишь около 1 п.п. (к I кварталу), то в III квартале — почти 5 п.п.; при этом объемы экспорта по-прежнему выше, чем годом ранее, за счет очень высокой экспортной активности конца 2017 — начала 2018 гг. (здесь и далее оценки даны с устраненной сезонностью);
для машиностроения III квартал характеризовался значимым снижением экспорта (–5,2 п.п. к предшествующему кварталу), после стабильно высоких объемов вывоза в 1-м полугодии.
2. В агропромышленном и лесопромышленном комплексах в III квартале объемы экспорта оставались стабильными по отношению к предыдущему кварталу:
в агропромышленном комплексе стабилизация экспорта (+0,6 п.п. к предыдущему кварталу) пришла на смену устойчивому долгосрочному росту (+5,1 п.п. в среднем за предшествующие полтора года) и стала естественным следствием относительно невысокого урожая текущего года;
в лесопромышленном комплексе объемы экспорта остаются стабильными уже на протяжении трех кварталов подряд (для сравнения: средний темп роста за 2017 г. составил +2,4 п.п.).
3. В топливно-энергетическом и химическом комплексах, напротив, III квартал ознаменовался дальнейшим ростом экспорта в физическом выражении:
топливно-энергетический комплекс достиг пиковых объемов экспорта (+1,9 п.п. к предыдущему кварталу) — за счет ослабления ограничений по соглашению с ОПЕК;
в химическом комплексе устойчивый рост экспорта продолжается уже полтора года — в III квартале он составил +1,9 п.п. ко II кварталу (что, отмечают эксперты ЦМАКП, почти на четверть ниже, чем в среднем за 2017 г.).