В Государственную Думу внесен очередной законопроект, предусматривающий поправки в часть вторую Налогового кодекса (законопроект № 607168-7). Целью законопроекта его разработчики называют совершенствование налогообложения имущества физических лиц и организаций, упрощение процедур взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками, в том числе процедуры администрирования налога на доходы физических лиц. Посмотрим, что же предлагается изменить.
НДФЛ индивидуальных предпринимателей
Законопроект предполагает изменение порядка расчета налога на доходы физических лиц для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей. По аналогии с предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, авансовые платежи по налогу нужно будет рассчитывать исходя из фактического, а не виртуального дохода, что, в свою очередь, исключит сдачу отчетности по форме 4-НДФЛ.
Действующий порядок
Напомним, что в настоящее время на основании п. 7 ст. 227 НК РФ предприниматель, начавший свою деятельность, в случае появления у него доходов от предпринимательской деятельности обязан представить налоговую декларацию по форме 4-НДФЛ с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде, которую определяет самостоятельно. На основании этой суммы предполагаемого дохода налоговики исчисляют и предъявляют к уплате предпринимателю авансовые платежи (п. 8 ст. 227 НК РФ). А вот сумму налога за налоговый период предприниматель определяет уже самостоятельно исходя из фактически полученных доходов с учетом уплаченных авансовых платежей в декларации по форме 3-НДФЛ (п. 2 ст. 227 НК РФ).
В последующих налоговых периодах авансовые платежи исчисляются налоговиками на основании сумм фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период, указываемых в декларации по форме 3-НДФЛ (письмо ФНС России от 25.04.2008 № ШС-6-3/312@).
Кроме того, обязанность по представлению декларации по форме 4-НДФЛ появляется у предпринимателей и тогда, когда их доход в налоговом периоде значительно (более чем на 50%) увеличивается или уменьшается по сравнению с доходом прошлого периода или заявленным ранее предполагаемым доходом. В этом случае налоговики производят перерасчет авансовых платежей исходя из новых данных (п. 10 ст. 227 НК РФ).
Новый порядок
Авторы законопроекта предлагают следующий порядок исчисления налога индивидуальными предпринимателями.
Согласно новой редакции п. 7 ст. 227 НК РФ индивидуальные предприниматели по итогам 1-го квартала, полугодия, девяти месяцев должны исчислять сумму налога в виде авансового платежа, исходя из ставки налога, фактически полученных доходов, а также профессиональных и стандартных налоговых вычетов, с учетом ранее исчисленных сумм налога в виде авансовых платежей. Уплачиваться авансовые платежи будут не позднее 25-го числа первого месяца, следующего соответственно за первым кварталом, полугодием, девятью месяцами налогового периода (п. 8 ст. 227 НК РФ).
Пункты 9 и 10, определяющие порядок уплаты авансовых платежей на основании налоговых уведомлений налоговиков и представления декларации по форме 4-НДФЛ, из ст. 227 исключат.
По мнению разработчиков законопроекта, данные изменения приведут к значительному уменьшению административной нагрузки на налогоплательщиков, более справедливому расчету авансовых платежей исходя из реальных доходов налогоплательщика и исключат необходимость резервирования денежных средств для уплаты таких авансовых платежей.
Единая отчетность по налогу на имущество
Для налогоплательщиков, состоящих на учете в нескольких налоговых органах на территории одного субъекта Российской Федерации, будет актуально предлагаемое законопроектом установление права налогоплательщика на представление единой налоговой отчетности по налогу на имущество организаций в один налоговый орган по выбору налогоплательщика.
Статью 386 НК РФ предлагается дополнить п. 1.1. Согласно ему налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ.
Соответствующее уведомление должно будет представляться в налоговый орган до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется такой порядок представления налоговой декларации.
При этом изменение выбранного налогоплательщиком порядка представления налоговой декларации в течение налогового периода не допускается.
Форму уведомления утвердит ФНС России.
В новой норме содержится оговорка, что ее положения не применяются в случае, если законом субъекта РФ установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты.
Отметим, что ФНС России и сейчас допускает такой порядок представления отчетности по налогу на имущество. Сам порядок и форма уведомления приведены в письме ФНС России от 21.11.2018 № БС-4-21/22551@ «О рекомендациях по вопросам представления налоговой отчетности по налогу на имущество организаций, начиная с налогового периода 2019 года». Указанные рекомендации согласованы с Минфином России (письмо от 19.11.2018 № 03‑05‑04‑01/83286).
Отмена отчетности по имущественным налогам
Следующая мера упрощения администрирования имущественных налогов, предлагаемая законопроектом, — это отмена налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам и расчета по авансовым платежам по налогу на имущество организаций.
Статьи 363.1 и 398 НК РФ, регулирующие в настоящее время порядок представления налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам соответственно, будут состоять из одного предложения: «Налоговая декларация по налогу в налоговые органы не представляется.». Предполагается, что отмена представления деклараций будет применяться к налоговым периодам начиная с 2019 г.
Из главы 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ исчезнет упоминание о налоговых расчетах по авансовым платежам. Поправки затронут ст. 386 НК РФ.
Поправки для физиков
Законопроект предусматривает некоторые упрощения и в части налогообложения имущества физических лиц.
Так, предлагается продлить с 1 ноября до 31 декабря предельный срок для представления физическими лицами в налоговый орган уведомления о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет в размере величины кадастровой стоимости 600 кв. м площади земельного участка (п. 6.1 ст. 391 НК РФ), а также уведомления о выбранных объектах налогообложения в отношении которых предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц (п. 7 ст. 407 НК РФ).
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, учитывая наличие в настоящее время отлаженной системы межведомственного информационного обмена между налоговыми органами и органами Пенсионного фонда РФ, законопроектом предлагается установить обязанность налоговых органов самостоятельно исчислить сумму земельного налога и налога на имущество физических лиц пенсионеров и лиц предпенсионного возраста с учетом соответствующей налоговой льготы, в случае если указанные лица не представили в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы (поправки в п. 10 ст. 396 и п. 6 ст. 407 НК РФ).
Кроме того, законопроектом определяются порядок и основания прекращения исчисления налога на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, прекративших свое существование в связи с их гибелью или уничтожением, в том числе вследствие сноса, уничтожения, разрушения, до снятия такого объекта с государственного кадастрового учета. Исчисление налога по таким объектам будет прекращаться на основании заявления и документов, подтверждающих факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, представленных налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору.