Частный и семейный бизнес цифровую экономику побаивается

| статьи | печать

Обнародованные в конце ушедшего года результаты международного исследования частного и семейного бизнеса, проводимого PwC раз в два года, в том числе показали, что среди тревог бизнесменов отчетливо видится наступление цифровизации.

В силу обширности исследования PwC и ограниченности пространства полосы отразим лишь некоторые из охваченных опросом бизнеса тем.

Вызовы

В 2018 г., по мнению респондентов опроса в России, основными вызовами в их деятельности и развитии являются экономические условия, соблюдение требований законодательства, конкуренция на внутреннем рынке и необходимость в инновациях для сохранения своего лидирующего положения. Указанные факторы в большей степени актуальны для компаний в России, чем в мире. Эти же факторы были названы среди первоочередных и в 2016 г. в качестве ожиданий на пятилетнюю перспективу.

По сравнению с 2016-м в минувшем году большее число частных и семейных компаний (27%) в России ощущают свою уязвимость для цифровой революции, однако в России этот показатель несколько ниже, чем в мире. Кроме этого, 43% российских компаний, как и в среднем по миру, считают себя уязвимыми для угрозы в области кибербезопасности.

Ощущая свою уязвимость для цифровых технологий, немногие компании понимают, со стороны каких именно технологий исходит угроза. По данным исследования PwC, руководители компаний склонны рассматривать цифровые технологии в целом как угрозу для существующей у них бизнес-модели. Являясь свидетелями стремительного развития технологий, владельцы и руководители частных компаний высказывают мнение, отражающее три основные тенденции. Во-первых, респонденты ощущают угрозу, возникающую в результате цифровизации окружающего пространства.

В частности, на рынке появляются новые источники конкуренции, вызванной цифровыми прорывами, когда видоизменяются сами методы продаж и поставки товаров и растет оборот продаж в режиме онлайн (Amazon, Google). Кроме того, на рынке появляются новые игроки, имеющие «цифровое происхождение» и обладающие технологиями и ресурсами, способными привести к дестабилизации самого рынка (например, финтех-компании). При этом у традиционных игроков все чаще возникает ощущение, что им трудно сохранять лидирующее положение на рынке или конкурентоспособность.

Происходящие технологические прорывы отражаются и на поведении потребителей, которые все чаще делают выбор в пользу продаж через интернет, где новые конкурентоспособные игроки могут предложить более привлекательные цены, девальвируя преимущества, которыми традиционно привыкли гордиться частные компании, давно работающие на рынке.

Во-вторых, в ряде случаев компании ощущают свою уязвимость для определенной технологии. В большей степени как угрозу, чем как возможность, частные и семейные компании воспринимают технологии искусственного интеллекта, блокчейна, больших данных, роботизации, машинного обучения, 3D-печати и беспилотных устройств.

По мнению респондентов, эти технологии представляют собой угрозу для конкурентоспособности их компаний, приводя, с одной стороны, к сокращению численности рабочих мест, снижая уровень затрат на человеческий капитал, но, с другой, — создавая сложности для внедрения самих технологий и привлечения квалифицированных руководящих кадров и приводя в результате к дополнительным расходам.

И, наконец, третья категория респондентов просто ощущает неопределенность, так как не понимает источник, откуда исходит угроза, но воспринимает цифровые технологии вообще как угрозу своей безопасности. В частности, отмечают авторы исследования, их респонденты отметили, что боятся киберпреступности, банковских мошенничеств, отключения операционных систем и репутационного ущерба вследствие распространения негативной информации через социальные сети. Некоторые респонденты отметили, что просто ощущают страх, что отстанут от своих конкурентов, не смогут найти в себе силы двигаться вперед, меняя подходы и методы работы, и по-прежнему придерживаются традиционных взглядов на порядок вещей и окружающее деловое пространство.

Цели ясны?

Лидеры частного и семейного бизнеса в России, как и в мире, отмечают необходимость в правильном балансе между задачей обеспечения рентабельности бизнеса и теми стратегическими целями, которые ставят перед собой руководство и владельцы компании. Как показывает проведенное исследование PwC, помимо получения прибыли цель частной и семейной компании, как правило, заключается в обеспечении потребностей семьи и общества, в содействии инновационному развитию экономики или в реализации иных жизненных устремлений. Семья, которая является основателем той или иной компании, всегда ставит перед собой определенные цели, которые она последовательно реализовывает от поколения к поколению, периодически пересматривая их с учетом меняющихся условий.

Вообще, отмечают авторы опроса, результаты проводимых PwC исследований постоянно демонстрируют, что поколение миллениалов, которые составляют существенную долю трудовых ресурсов как в России, так и в мире, считает, что бизнес должен приносить пользу обществу, следовать поставленной цели, основанной на прочной системе ценностей, и устойчиво развиваться на фоне возникающих вызовов и проблем.

При отсутствии единой цели частный и семейный бизнес фактически не может выжить, особенно в стремительно меняющихся условиях, будь то перемены, вызванные цифровизацией, или политическая неопределенность в стране и мире. При этом, указывают эксперты PwC, частные и семейные компании должны ясно понимать свою цель и миссию, а также то, в чем для них заключается сама причина продолжения своей деятельности в течение следующих десятилетий.

В России у 38% частных и семейных компаний разработан и обнародован план развития бизнеса в среднесрочной перспективе, но такой план отсутствует у 14% компаний, что ниже среднемирового показателя.

Наследие и преемственность

По данным проведенного опроса, руководители 67% российских частных компаний позволяют супруге/супругу работать в компании, но владеют они акциями только 33% семейных и частных компаний, а две трети из них играют руководящую роль в деятельности компании.

По мнению владельцев частных компаний, следующее поколение членов семьи не должно просто наследовать созданное их предшественниками, но должно вносить свой вклад в развитие бизнеса, предлагать свои идеи, вкладывать энергию и силы для разработки новых, особенных, «молодых по духу» инновационных проектов, быть трудолюбивыми и так же честно и ответственно относиться к делу, как это делает предыдущее поколение.

Разработанный в виде документа план обеспечения преемственности бизнеса есть лишь у 7% частных российских компаний, что ниже среднемирового показателя (15%).

Передать руководящую роль в компании представителям следующего поколения семьи планируют руководители 36% компаний в России, что ниже среднего показателя в мире (57%). При этом руководители и (или) владельцы одной трети компаний вообще затруднились ответить на вопрос о планах компании в этой сфере.

По данным исследования PwC, в долгосрочной перспективе 60% компаний в России хотели бы защитить свой бизнес как наиболее существенный семейный актив и 50% компаний хотели бы обеспечить его экологическую устойчивость.

Авторы исследования отмечают, что многие владельцы и руководители частных компаний измеряют успешность компании не только по уровню своего благосостояния, но и по критерию возможности личностного роста и самосовершенствования членов семьи и сотрудников компании, а также того вклада, который компания вносит в жизнь сообщества, оказывая поддержку своим сотрудникам и сохраняя традиции и фундаментальные ценности.

По результатам проведенного опроса эксперты PwC определили десять ключевых форм наследия, которые компании стремятся создать и сохранить для потомков.

Основные вызовы для компаний в течение следующих двух лет, %

Вызовы

В России

В мире

Экономическая ситуация

80

56

Законодательство

67

43

Конкуренция на внутреннем рынке

63

49

Инновационное развитие

63

66

Цифровизация

60

44

Управление данными

38

39

Привлечение и удержание сотрудников

30

60

Доступ к финансированию

30

25

Конкуренция на международных рынках

30

38

Цены на энергоресурсы и сырье

23

43

Профессионализм

20

41

Кибербезопасность

17

39

Обеспечение преемственности

13

33

Искусственный интеллект, робототехника

13

22

Коррупция

13

23

Источник: PwC

К сведению

Десять ключевых форм наследия

Для членов семьи:

1. Создание надежного и доходного бизнеса для следующего поколения.

2. Создание для детей и других членов семьи хороших условий для жизни, финансового благополучия и духовного развития.

3. Создание и сохранение рабочих мест для членов семьи.

4. Сохранение семейных ценностей и добрых отношений между членами семьи, основанных на честности, надежности и заботе друг о друге.

5. Обеспечение эффективного управления бизнесом для передачи следующему поколению бизнеса, который становится все более надежным.

Для компании и общества:

6. Создание имиджа добросовестного работодателя, предлагающего комфортные и безопасные условия труда.

7. Сохранение компании, способной отвечать вызовам современности, преодолевать трудности и противостоять конкуренции.

8. Создание в компании традиций производства и предоставления качественных товаров и услуг.

9. Диверсификация бизнеса и повышение профессионализма руководства и сотрудников.

10. Внесение вклада в развитие общества и стремление изменить жизнь к лучшему, в том числе путем проведения общественно полезных и благотворительных проектов.