Главными темами 2018 г., пишет в обзоре Центр макроэкономического анализа Альфа-банка, были, несомненно, политика Дональда Трампа и действия Федеральной резервной системы, но много беспокойства было связано и с ситуацией в Великобритании, и с внутренней обстановкой в ЕС. Особенно тревожно это выглядит на фоне очевидной стабильности поступательного развития экономики и общества в России.
Сейчас риторика ФРС выглядит чуть более мягкой, чем в начале 2018 г., но в Альфа-банке по-прежнему считают, что цикл повышения ставок в мире далек от окончания. В пользу этого говорят как сигналы перегрева в экономике США, так и бюджетное смягчение в развитых странах. Рост инфляционных рисков говорит в пользу повышения ставок, но оно будет касаться именно номинальных, а не реальных ставок.
Главным вопросом 2019 г., уверены аналитики Альфа-банка, остается, очевидно, стратегия администрации президента США. Промежуточные выборы показали, что позиции Дональда Трампа достаточно сильны — результаты ноябрьских выборов стали одним из лучших результатов первых промежуточных выборов в США с 1994 г.
Но политическое противостояние в США нарастает. Если еще в 2002 г. в США насчитывалось 14 штатов, представленных в федеральных и локальных органах законодательной власти и Демократической, и Республиканской партией, то сейчас таких штатов четыре. Иными словами, американская политика переходит в состояние позиционной борьбы между республиканцами и демократами, а значит, реализация каких-либо инициатив что одной, что другой стороны выглядит проблематичной. Но риск импичмента Д. Трампа, судя по всему, ушел с повестки дня, а поляризация между Сенатом и Палатой представителей даст Дональду Трампу шанс переложить в будущем ответственность на оппозицию. Демократы, в свою очередь, могут стать более сговорчивыми, чтобы не подорвать шансов на победу на следующих выборах. В целом все выглядит в пользу того, что у Д. Трампа остается достаточно возможностей гнуть свою линию в экономической политике, считают аналитики Альфа-банка, а это означает, что неопределенность, связанная с неожиданными политическими решениями текущего президента США, не уходит с повестки дня и останется одним из рисков 2019 г.
На рынках тем временем растет беспокойство, что нынешний экономический рост США выглядит далеко не сбалансированным. В США главный драйвер роста — восстановление потребления, которое, в частности, опирается на рост финансовых рынков. Только за последние два года индекс S&P 500 вырос более чем на 30%, хотя в реальном выражении он все же пока не достиг своего исторического максимума. Благодаря этому продолжающемуся росту финансового рынка растет богатство американских домохозяйств: отношение чистых активов домохозяйств США к их располагаемым доходам находится на историческом максимуме. Но в послед-нее время волатильность на американском фондовом рынке значительно усилилась, и есть опасения, что эффект богатства может оказаться исчерпан, и экономика США даже перейдет к рецессии. По данным опроса Duke University/CFO Global Business Outlook, более половины финансовых директоров американских компаний считают, что экономика США вступит в рецессию уже в следующем году. Из боязни рецессии в США вытекают и текущие опасения, что экономика перегрета — Goldman Sachs, к примеру, пишет, что на риски перегрева указывают несколько факторов: продолжающееся активное создание рабочих мест в США, фактическая безработица всего в 3,7% против ее естественного уровня в 4,5%, быстрый рост зарплат — в октябре — ноябре 2018 г. среднечасовая реальная зарплата в США росла на 3,1% в годовом сопоставлении, это максимум за девять лет.
Немаловажно, констатирует Альфа-банк, что рост экономики США за последние 8 лет устойчиво превышает ее потенциал, а в условиях дополнительного стимулирования экономики с помощью фискальных мер риски перегрева усиливаются.
Изменения в бюджетной политике, которые происходят в нескольких странах Европы, например во Франции и Италии, могут способствовать ужесточению политики Европейского центробанка, продолжают аналитики Альфа-банка. Во Франции массовые протесты населения вынудили правительство перейти к более мягкой бюджетной политике. После прихода Эмманюэля Макрона к власти планировалось провести налоговую реформу, реформировать здравоохранение, пенсионную систему, госслужбу, оптимизировать расходы бюджета, чтобы они снизились с текущих 56% ВВП до 51% ВВП к 2022 г. Однако уже в декабре 2018 г. рейтинг Эмманюэля Макрона снизился до рекордных 23% (с 64% в июне 2017 г.), а население Франции вышло на протесты против повышения налога на топливо. После нескольких недель протеста президент был вынужден идти на уступки, пообещав повысить с 2019 г. минимальный размер оплаты труда, не повышать налог на топливо и не повышать налоги на пенсионеров с высокими доходами. Все эти меры обойдутся правительству в 9—12 млрд евро в год, приводит оценку Альфа-банк, и повысят расходы бюджета на 0,5—1,0% ВВП. Иными словами, дополнительно к уже имеющимся стимулирующим мерам правительство Франции теперь вынуждено закладывать еще больший рост расходов бюджета, а это фактор инфляции.
Другой пример ослабления бюджетной дисциплины — Италия: осенью 2018 г. у страны возник конфликт с ЕС по поводу проекта бюджета. Итальянцы заложили существенный рост расходов бюджета в следующем году и рост дефицита бюджета до 2,4% ВВП в 2019 г. (1,8% ВВП в 2018 г.), хотя предыдущее правительство страны планировало сократить дефицит бюджета до 0,8% ВВП. ЕС и Италия уже договорились, что дефицит бюджета страны не превысит 2% ВВП в следующем году, но есть вероятность, что реальность разойдется с прогнозом: по оценкам Еврокомиссии, размер дефицита бюджета Италии на 2019 г., исходя из всех мер, запланированных правительством, может составить 2,9% ВВП, рекорд с 2014 г. Таким образом, в случае если 2019 год станет годом бюджетного стимулирования в Европе, ЕЦБ будет легче перейти к повышению процентной ставки. Сейчас, констатирует Альфа-банк, рынок допускает первое повышение ставки ЕЦБ в сентябре — октябре 2019 г.
В случае ослабления бюджетного ограничения в европейских странах можно будет говорить, что мировая экономика взяла уверенный курс на повышение инфляции, что безусловно будет означать дальнейшее повышение ставок. Суммарный долг стран «двадцатки» находится на рекордной отметке — 240% ВВП! — и продолжает расти. Все экономические агенты — правительства, компании и население — выглядят перекредитованными и по сути больше не могут финансировать активность за счет роста кредитного плеча. Такая динамика мирового долга вынуждает страны согласиться с ростом инфляции как с наиболее легким способом борьбы с избыточным долгом. В какой-то степени это выглядит хорошей новостью для рынка — если инвесторы опасаются повышения ставок, то им следует понимать, что речь идет не о росте стоимости денег в реальном выражении, а о росте номинальных ставок. Поэтому, на взгляд Альфа-банка, разумнее сохранять ожидания по максимальному количеству повышений ставок и в США, и в ЕС, так как это движение выглядит упреждающим в качестве компенсации роста инфляционных рисков.
Важным фактором риска 2019 г. остается ситуация с Великобританией, а точнее — Brexit. После того как премьер-министру Великобритании Терезе Мэй удалось достичь соглашения с ЕС о формате Brexit, в Альфа-банке восторжествовал оптимизм. Но уже 11 декабря Тереза Мэй отменила голосование в парламенте Великобритании, боясь, что поддержка будет недостаточной. И уже на следующий день на повестке дня был вотум недоверия Терезе Мэй, выдвинутый представителем ее собственной консервативной партии. Тереза Мэй выиграла голосование, но сам факт разочаровал рынки, а неопределенность с Brexit обострилась.
Теперь голосование в парламенте Великобритании о Brexit должно пройти до 21 января, и есть четыре сценария.
Первый: Тереза Мэй вновь решит перенести голосование в парламенте. Это произойдет, если до конца января ей не удастся добиться достаточной поддержки ее варианта Brexit или договориться с ЕС о внесении изменений в проект договора. Если январское голосование будет перенесено, то следующее, скорее всего, будет назначено только на весну 2019 г., где все же может быть одобрен вариант «мягкого» Brexit Терезы Мэй.
Второй: оппозиционные партии Великобритании договорятся и инициируют вотум недоверия Терезе Мэй; он может быть проведен даже ранее 21 января. Скорее всего, по итогам голосования по вотуму недоверия Тереза Мэй потеряет должность; будут объявлены новые выборы премьер-министра страны, и Великобритания точно не успеет до 29 марта сформировать и согласовать с ЕС новый вариант Brexit. И тогда у ЕС не останется иного выбора, кроме как отложить Brexit.
Третий: парламент голосует против принятия «мягкого» варианта Brexit. ЕС пока не настроен обсуждать новый вариант Brexit, так что Великобритания может выйти из ЕС без какого-либо соглашения; представители парламента страны уже допустили такую возможность. Это самый негативный вариант развития событий: вырастут риски кризиса в Великобритании. По оценкам экспертов, такой вариант будет стоить стране около 9 п.п. ВВП до 2030 г., или около 20 млрд долл. потерь ежегодно, а также потери 750 тыс. рабочих мест.
Наконец, четвертый: новый референдум о Brexit, который может быть инициирован или Терезой Мэй, или представителями оппозиционных партий. Наиболее вероятный итог референдума — Великобритания останется в ЕС. Однако этот вариант будет означать провал деятельности правительства страны и начало политического кризиса в стране.
Альфа-банк считает наиболее вероятным первый сценарий, последствия которого оцениваются в потере ВВП Великобритании примерно в 4 п.п. до 2030 г., или около 11 млрд долл. в год, потери рабочих мест составят около 300 тыс.