Нередко на практике при строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов заинтересованные лица сталкиваются со сложностями в разграничении таких понятий, как «авторский надзор» и «строительный контроль», а также в понимании того, кто их проводит, обязательно ли проведение указанных видов контроля и надзора, нужно ли членство в СРО для лиц, осуществляющих авторский надзор и строительный контроль, и другими вопросами. Некоторые из перечисленных вопросов не получили правового урегулирования в принципе, а по некоторым положения законодательства содержат противоречивые указания. Подробнее — в материале.
Понятие авторского надзора можно найти в подп. 3 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Техрегламент о безопасности сооружений). Так, под авторским надзором понимается контроль лица, осуществившего подготовку проектной документации, за соблюдением в процессе строительства требований проектной документации.
Аналогичное определение содержится и в Своде Правил 246.1325800.2016 «Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений» (утв. приказом Минстроя России от 19.02.2016 № 98/пр, далее — Положение об авторском надзоре), который был введен в действие с 14.03.2016 и распространяется на комплекс работ по организации и осуществлению авторского надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом зданий и сооружений.
В соответствии с этим документом авторский надзор — это контроль лица, осуществившего подготовку проектной документации, за соблюдением в процессе строительства требований проектной документации и подготовленной на ее основе рабочей документации.
В Гражданском кодексе само понятие авторского надзора не дается, в п. 2 ст. 1294 ГК РФ говорится лишь о праве лица — автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства — осуществлять надзор за строительством здания или сооружения либо за иной реализацией соответствующего проекта.
Как видно, уже здесь мы наблюдаем нестыковку понятий. Так, Техрегламент о безопасности сооружений и Положение об авторском надзоре говорят об авторском надзоре как о надзоре автора проектной документации за ходом строительства, в то время как Гражданский кодекс говорит о надзоре автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства за ходом строительства.
Получается, что согласно Гражданскому кодексу авторский надзор может осуществлять лицо, которое необязательно является автором проектной документации (например, автор эскизного проекта и т.п.), а согласно Техрегламенту о безопасности сооружений авторский надзор осуществляется только автором проектной документации. В то же время нельзя не отметить, что не вся проектная документация является результатом интеллектуальной деятельности — проектная документация защищена авторским правом только в части архитектурного раздела.
Что касается строительного контроля, то его понятие содержится в п. 1 ст. 53 Градостроительного кодекса. Это контроль за соответствием выполняемых работ требованиям проектной документации, технических регламентов, результатам инженерных изысканий, градостроительному плану земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным законодательством.
Дополнительно к описанному выше содержанию строительного контроля в п. 4 ст. 53 Градостроительного кодекса законодатель выделяет также:
-
контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ (скрытые работы);
-
контроль за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения.
Как видно из приведенных выше норм, строительный контроль включает в себя, помимо прочего, контроль за соблюдением в процессе строительства требований проектной документации, а это как раз и есть, по сути, авторский надзор.
В результате такие противоречивые положения законодательства затрудняют разграничение понятий строительного контроля и авторского надзора. Более того, путаница усиливается постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» (далее — Постановление Правительства РФ № 468). Согласно указанному документу строительный контроль в части надзора за выполнением требований проектной документации выделяется как отдельный подвид строительного контроля, выполняемого непосредственно заказчиком, автором проекта или привлеченным третьим лицом по договору с заказчиком.
Следует также отметить, что в законодательстве содержится еще один схожий с авторским надзором и строительным контролем термин — авторский контроль. Согласно п. 2 ст. 1294 ГК РФ автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет также право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства. Таким образом, из указанной нормы следует, что термин «авторский контроль» используется применительно к разработке документации в отношении здания/сооружения/объекта, а «авторский надзор» и «строительный контроль» — применительно к процессу строительства.
По крайней мере, исходя из изложенного, авторский контроль возможно отграничить от авторского надзора и строительного контроля, что достаточно трудно сделать в отношении разграничения между собой понятий авторского надзора и строительного контроля.
На практике же, как правило, авторский надзор — это контроль автора проектной документации за соблюдением требований проекта при строительстве, а строительный контроль — контроль специализированной организации (технический заказчик и т.п.) за соблюдением строительных норм и правил при строительстве.
Обязательны ли авторский надзор и строительный контроль
Пункт 2 ст. 1294 Гражданского кодекса, а также ст. 12 Федерального закона от 17.11.95 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности» (далее — Закон об архитектурной деятельности) говорят об авторском надзоре исключительно как о праве, не как об обязанности.
В пункте 2 ст. 53 Градостроительного кодекса также говорится о праве застройщика или технического заказчика принимать решение о необходимости проведения авторского надзора, а именно: застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Но в то же время в иных законах мы можем встретить положения об обязательности авторского надзора.
Так, согласно ст. 8 Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» авторский надзор за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта является обязательным. Вывод об обязательности авторского надзора при строительстве или реконструкции опасных производственных объектов подтверждается также и судебной практикой.
Цитируем документ
Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта организации, разработавшие соответствующую документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор. Суды установили, что Общество не осуществило авторский надзор при реализации проекта «Техническое перевооружение существующего складского помещения корпуса 532 под производство технических смол», и правомерно признали доказанным это нарушение.
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19.06.2014 по делу № А43-22702/2013
Согласно ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Таким образом, можно сделать вывод, что, по общему правилу, авторский надзор не является обязательным, за исключением некоторых случаев, прямо предусмотренных законом. На сегодняшний день таких случаев в законе указано два — те, что приведены выше.
Что касается строительного контроля, то, как следует из положений п. 6 ст. 52 и п. 1 и 2 ст. 53 Градостроительного кодекса, выполнение строительного контроля является обязательным.
В этой связи актуальность вопроса о разграничении авторского надзора и строительного кон-троля повышается.
Отметим также, что, исходя из п. 1 ст. 53 Градостроительного кодекса, строительный контроль выполняется в отношении работ при проведении строительства, реконструкции либо капитального ремонта. Фактически это означает, что при выполнении мелких ремонтных или монтажных работ (вне рамок строительства, реконструкции, капитального ремонта) в строительном контроле нет необходимости и, соответственно, нет обязанности осуществлять строительный контроль.
Кто вправе осуществлять авторский надзор и строительный контроль
Согласно п. 2 ст. 1294 ГК РФ автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта. Другими словами, авторский надзор выполняется автором — лицом, осуществившим разработку проекта.
Согласно судебной практике данное право (на авторский надзор) является личным неимущественным и неотчуждаемым правом автора. Это означает, что авторский надзор может осуществляться только автором, и передаче иным лицам данное право не подлежит.
Цитируем документы
При этом суды, сославшись на положения п. 2 ст. 1294 ГК РФ, указали на то обстоятельство, что само по себе право на авторский контроль носит неимущественный характер, имеет своей целью создание дополнительной правовой защиты от искажения авторского замысла, вследствие чего не может быть передано иному лицу, а значит, за его нарушение не может быть применена ответственность в виде взыскания компенсации.
Постановление Суда по интеллектуальным правам от 24.01.2017 № С01-1193/2016 по делу № А40-214554/2015. В этом деле рассматривалось право авторского контроля, которое упоминается в ст. 1294 ГК РФ наравне с правом авторского надзора, тем не менее выводы могут быть применимы и к праву авторского надзора
Право на авторский контроль и надзор не является имущественным правом, имеет своей целью при реализации создать дополнительную правовую защиту от искажения авторского замысла и целостности произведения. Право на авторский контроль — самостоятельное право, не носящее имущественный характер, а потому с учетом его правовой природы за его нарушение не может применяться компенсационный механизм, предусмотренный при нарушении имущественных прав автора.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2016 № 15АП-11441/2016 по делу № А32-3236/2016
В то же время, как было отмечено выше, не вся документация, связанная с проектированием, охраняется авторским правом. Авторским правом охраняется только архитектурная часть проекта. Все остальные разделы проектной документации, равно как и рабочая документация, не являются объектами авторского права.
Данный вывод следует из ст. 1259 ГК РФ и судебной практики.
Цитируем документ
Суды первой и апелляционной инстанций, приняв во внимание положения ст. 2 Федерального закона от 17.11.2015 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса, установили, что рабочая документация, на которую ссылается общество «ГРУППА АБВ» в своем исковом заявлении и которая по своей сути является основанием и предметом настоящего спора, не содержит в себе объекта, охраняемого авторским правом, поскольку является документацией, сопутствующей последующей реализации замысла, положенного в основу архитектурного проекта.
Постановление Суда по интеллектуальным правам от 24.01.2017 № С01-1193/2016 по делу № А40-214554/2015
Таким образом, описанные выше выводы о неотчуждаемости права авторского контроля и надзора не применимы ко всему объему проектной и рабочей документации.
В этой связи следует признать в целом правомерным нормативно-правовые положения о том, что авторский надзор может осуществляться иными лицами (не только разработчиком проектной документации), а именно:
авторский надзор может осуществляться лицом, разработавшим рабочую документацию (с согласия проектировщика, которое может быть выражено как в договоре с проектировщиком, так и в форме отдельного документа или письма) (п. 4.1 Положения об авторском надзоре);
авторский надзор может осуществляться иным лицом, если проектировщик подтвердит, что не имеет возможности осуществлять авторский надзор (должно быть получено отдельное согласие проектировщика в форме отдельного документа или письма) (п. 6.1.3 Положения об авторском надзоре). Такое иное лицо должно соответствовать законодательным требованиям (быть членом СРО — об этом см. ниже).
Согласно п. 2 ст. 53 и п. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса строительный контроль выполняется подрядчиком, а также застройщиком, техническим заказчиком либо нанятой ими компанией.
Напомним, что существует Постановление Правительства РФ № 468, согласно которому строительный контроль осуществляется и подрядчиком, и застройщиком, но в разных пределах, то есть подрядчик осуществляет строительный контроль в части соблюдения требований строительных норм и правил, а застройщик следит за соответствием строительных работ требованиям проектной документации.
Однако необходимо отметить, что данный подход не соответствует действующей редакции положений о строительном контроле Градостроительного кодекса.
Так, из ст. 53 Градостроительного кодекса не следует, что подрядчик и застройщик осуществляют разные виды строительного контроля. В любом случае абсолютно не следует, что застройщик при осуществлении строительного контроля осуществляет проверку на соответствие проектной документации, а подрядчик при осуществлении строительного контроля осуществляет проверку на соответствие требованиям строительных норм и правил. Более того, это также противоречит иным положениям законодательства, в частности подп. 3 п. 2 ст. 2 Техрегламента о безопасности сооружений, п. 2 ст. 1294 Гражданского кодекса, ст. 12 Закона об архитектурной деятельности. Согласно указанным нормам проверка выполняемых строительных работ на соответствие проектной документации является авторским надзором, который выполняется автором проекта и только в исключительных случаях (с согласия автора) может выполняться иными лицами.
Необходимо ли членство в СРО
На наш взгляд, лицо, осуществляющее авторский надзор, должно быть членом СРО по проектированию, хотя прямого указания на этот счет в законодательстве не содержится.
Такой вывод основан на следующем. Так как авторский надзор — это, прежде всего, проверка соответствия строящегося объекта проектной документации, и поскольку для разработки проектной документации необходимо членство в СРО, то и для надзора за соответствием строящегося объекта требованиям проекта также необходимо членство в соответствующем СРО.
При выполнении строительного контроля лицу, выполняющему строительный контроль, требуется членство в CРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Данный вывод следует из сути строительного контроля (кон-троль за соблюдением строительных норм и правил, за безопасностью строительных конструкций и т.п.), а также подтверждается судебной практикой и разъяснениями полномочных органов.
В частности, в письме Минстроя России от 05.09.2017 № 31723-ТБ/02 «О требованиях к членам саморегулируемых организаций» разъяснено, что при выполнении функции строительного контроля выполняющему ее лицу требуется членство в саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство.
Однако здесь отметим, что, как рассматривалось выше, строительный контроль может также включать в себя проверку строительных работ на соответствие проектной документации. Это, по сути, должно предполагать, что лицо, осуществляющее строительный контроль, также должно быть членом СРО и по проектированию. Однако отметим, что прямого указания в законодательстве на этот счет не имеется, а в имеющихся выше разъяснениях Минстроя России говорится только о необходимости членства в СРО по строительству.