«Регуляторные песочницы» — экспериментальные правовые режимы для тех видов цифровой экономики, которые пока не укладываются в рамки действующего законодательства, — могут появиться в России благодаря инициативе Минэкономразвития. Ведомство при участии представителей фонда «Сколково» и Центра стратегических разработок предложило соответствующий законопроект.
Основное предназначение предложенных Минэкономразвития России экспериментальных правовых режимов — тестирование новых технологий и более быстрое внедрение инноваций, снижение юридических рисков для участников рынка. Об этом говорится в пояснительной записке к документу: развитие технологий тормозится либо несовершенством, либо консерватизмом правового поля Российской Федерации, законодательные нормы не всегда и не в полной мере учитывают особенности инноваций. А для проверки эффективности новых разработок необходима их «обкатка» в условиях, приближенных к реальным, со всеми возможностями и ограничениями, которые несет регулирование. Прообраз такого грядущего регулирования и заложен в эксперимент. По его завершении законодатель определит, возможно ли распространить новые правила на всю отрасль.
Как следует из презентации проекта (она, как и сам документ, размещена на портале «Совершенствование государственного управления» — ar.gov.ru), «песочницы» будут создаваться прежде всего для технологий больших данных, блокчейна, нейротехнологий и искусственного интеллекта. Кроме того, планируется внедрение экспериментального регулирования для квантовых технологий, робототехники, беспроводной связи, виртуальной и дополненной реальности.
Согласно тексту законопроекта для каждого эксперимента будут определяться отдельные правила, основанные на прогнозе рисков. В зависимости от вида экспериментального правового режима в нем может быть предусмотрено участие только одного субъекта, нескольких субъектов, а также субъектов, отвечающих критериям экспериментального правового режима (ЭПР). Правовым актом, которым устанавливается ЭПР, будет соответствующая программа, утверждаемая специальным уполномоченным органом — специально для этих целей созданной публично-правовой компанией.
Критерии, которые позволят ввести ЭПР, просты:
-
объект ЭПР имеет потенциальную полезность, и эта полезность воспроизводима;
-
нормативное правовое регулирование инновации отсутствует или нуждается в усовершенствовании.
Оценить возможность функционирования новых технологий по особым правилам смогут юридические лица, индивидуальные предприниматели, органы исполнительной власти и местного самоуправления. Компаниям будет предложена возможность инициировать процесс создания новой «песочницы» или присоединиться к созданному ранее экспериментальному правовому режиму.
В законопроекте содержатся и ограничения. Принимать участие в экспериментах не смогут те предприниматели, которые имеют задолженность по налогам, сборам и обязательным платежам. Основаниями для отказа могут быть также дисквалификация, неснятая или непогашенная судимость руководителя или главбуха, судимость за экономические преступления в по-следние пять лет или же лишение права занимать некоторые должности на 10 лет.
Центробанк получит право устанавливать для участников «песочниц» в сфере финансового рынка дополнительные требования о страховании ответственности. Кроме того, участников могут исключить из «песочницы», если они:
-
не исполняют программу эксперимента или не достигли заявленных результатов;
-
нарушили законодательство о персональных данных или использовали предоставленные льготы для совершения правонарушений.
Экспериментальный режим будет устанавливаться на конкретный срок, не превышающий три года. Если недостатки применения инновации превысили пользу от нее, эксперимент будет признан неудачным.
В случае вреда от проведения эксперимента партнеры компаний могут подавать жалобы и через суд взыскать компенсацию. При этом 10 или более жалоб являются достаточным основанием для приостановки или отмены экспериментального режима.