Крупные чиновники все больше и чаще удивляются, отчего вверенные им граждане не ликуют при принятии очевидно верных решений о повышении изъятий их денег в виде роста ставок налогов и сборов, роста пенсионного возраста и других благостей. Значит, делают вывод государственные деятели, надо усерднее учить людей тому, что они называют финансовой грамотностью – прямо с детского сада, чтобы понимали свое счастье.
Часто удивляется министр финансов Антон Силуанов. Несколько лет назад он получил СМС с предложением о выгодном кредите от банка – всего-то от процентов 25 в год, и вскричал прилюдно, что это нехорошо. Потом замолчал и не будирует тему до сих пор. Может быть, ему помощники по хозяйству рассказали, что 25% меньше 55%, под которые все чаще приходится брать новые займы людям, чтобы как-то обслуживать старые.
Недавно А. Силуанов опять изумился – ну совершенно неожиданно вдруг услышал с улицы, видимо, забыв поручить плотно закрыть окна, что соотечественники теперь недовольны увеличением срока выхода на пенсию. В интервью «Коммерсанту» он назвал неожиданной реакцию общества на пенсионную реформу. Сказал, что удивился настроениям в обществе, мол, «не думал, что реформа пройдет так тяжело».
Здесь ключевые слова «не думал». Хотя считал тщательно – денег в Пенсионном фонде вечно не хватает, надо сокращать траты. Все верно. Но если бы министр чуть подумал, то вспомнил бы, что средний человек на пенсию прожить в стране не может, что ее ждут как фактическое пособие по старости, с помощью которого хоть за коммуналку можно платить.
Регулярно удивляется другой крупный государственный деятель – министр экономики Максим Орешкин. Он радостно изумляется, как все неплохо идет. «Ситуация лучше, чем ожидали многие, — так М. Орешкин отреагировал на данные об инфляции в новом году. - У нас на январь было заложено очень серьезное повышение цен, гораздо сильнее, чем мы видим сейчас по факту. Переносится или не переносится повышение НДС в конечные товары — ну, что произошло? В рознице автоматом с 1 января 20% НДС, надо еще понимать, что это не все товары. На основную часть продовольствия, например, НДС не изменился. Тот рост цен, который мы видим по продовольствию, связан совсем с другими причинами. У нас там есть группы товаров, которые активно обсуждаются в начале этого года и растут больше, чем на 20%, — это сахар, яйца. Там нужно отдельно разбираться, и есть вопросы на самом деле к этим рынкам, к участникам рынка и так далее».
Министр экономики предпочитает не вспоминать старый завет Адама Смита про то, что каждый товар стоит столько, сколько за него готов давать покупатель. Российский покупатель давать больше уже не может, что видно не из данных министерства, а из сводок торговых предприятий о размерах средних чеков. Торговля стопорится.
Подвели тоги предновогодних распродаж, и стало грустно. Опрос топ-менеджеров, который провела ВШЭ, показал дальнейшее сжатие платежеспособного спроса. Доля ритейлеров, назвавших «недостаточный спрос» в качестве главной проблемы, выросла до 55% с 52% год назад. Только 17% компаний смогли нарастить продажи, а 28% сообщили об их сокращении. По этому показателю рынок приблизился к худшим значениям начала 2017 г. (15% против 30%), едва не повторил «провал» кризисного 2015 г.
Исследователи отмечают, что реагируя на кризис доходов, ритейлеры вынуждены «резать» линейку доступных товаров со скоростью, которая не фиксировалась ни разу с начала нулевых, и увольнять персонал. Каждая третья компания розничной торговли провела сокращения штата в конце года. Согласно опросу, увольнения и сжатие ассортимента продолжатся и в первом квартале.
Плохо помогают такие хитрости, как уменьшение упаковок товаров, чтобы не пугать покупателей высокой ценой.
Директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович пишет, что внутренняя торговля имеет «потолок» спроса, выраженный платежеспособностью населения, но сегодняшний уровень реальных доходов на 10% ниже значений 2014 г.
Если бы М. Орешкин поинтересовался платежеспособностью людей, то меньше было бы у него радостного удивления от роста цен на продукты меньше того, который замышляли чиновники.
Как успел отметить Росстат при недавно уволенном руководителе, за январь-ноябрь 2018 г. доходы граждан снизились еще на 0,1%, даже несмотря на выявленный статистикой резкий рост зарплат (на 10,2% в первом квартале, 7,6% - во втором, 6,3% - в третьем). «Реальная зарплата достаточно «лукавый» статистический показатель, - говорит Г. Остапкович. - Способов, легитимно или полулегитимно увеличить его, при желании, можно найти предостаточно».
Примеры известны. Повышение зарплат бюджетников под президентские выборы 2018 г. сопровождалось увольнениями и переводом сотрудников на неполный рабочий день.
По всем пунктам можно спорить, но только есть реальная статистика от ритейлеров. «Впервые за всю историю конъюнктурных наблюдений показатели ожиданий спроса, объема продаж, товарооборота, численности, ассортимента и т.д. сконцентрировались в минимальных ретроспективных диапазонах», - отмечают исследователи из ВШЭ.
Впрочем, есть и хорошая новость для министра экономики М. Орешкина – похоже, его надежды на более резвый рост цен оправдаются. Центр конъюнктурных исследований Высшей школы экономики в своем обзоре заверяет, что рост НДС с 18% до 20% с января может привести к заметному росту цен на продукты и будет равносильно снижению реальных доходов населения на 1-2%. В значительной степени пострадают от повышения НДС промышленные виды деятельности, имеющие в своем объеме реализации большую долю промежуточной продукции это, в частности, пищевая промышленность, напрямую ассоциированная с торговлей продовольственными товарами. Сумма прямого налога на добавленную стоимость в производстве продовольствия вырастет более чем на 11%. Большую часть этих издержек производители перенесут на следующих потребителей своей продукции, т.е. на торговлю, которая, получив новые прайс-листы, чтобы сохранить рентабельность, оставит наценку прежней. Расплачиваться будет конечный потребитель товаров - домашние хозяйства.
Представители малого и среднего бизнеса грустно улыбаются на подобные разговоры – повышение НДС и других налогов уже прямо выстрелило в них, объемы производства и продаж сокращаются, людей приходится увольнять, и они пополняют армию тех, что мало чего может позволить себе купить. Тогда их соблазняют банки, удивляющие министра финансов А. Силуанова ставками кредитов.
Примета времени: пустующие помещения, которые не сдаются в аренду, сквозняки, гоняющие мусор по безлюдным павильонам строительных выставок, где даже в новогодние каникулы почти не было посетителей-покупателей. И мало заполненные тележки с товарами в магазинах «Пятерочка».
При таком раскладе есть два выхода. Продолжить, как настаивает ЦБ, бескомпромиссную схватку с инфляцией, радоваться снижению реально располагаемых доходов потребителей до того уровня, когда они полностью перейдут на личные подсобные хозяйства, прекратят бродить по магазинам и вздувать цены. Лучше, конечно, вообще деньги заменить на карточки – опыт есть.
Или начать стимулировать спрос, всеми способами раздавая деньги людям (снижая и даже возвращая, как мы видели из опыта других стран, налоги, повышая выплаты и т.д.).
Конечно, истина где-то посередине. И вечно удивленные чиновники ее отыскали. Заместитель председателя Банка России Сергей Швецов заявил, что в наших бедах виноваты русские сказки, которые сформировали у россиян веру в возможность разбогатеть без большого труда.
Далее на заседании комитета Госдумы по финансовому рынку С. Швецов изложил ряд давно известных банальностей типа: «Мы детям рассказываем про золотую рыбку, про щуку. Вот смотрите: старший брат работает - он дурак, средний брат работает - дурак, младший сидит на печи, дальше он ловит щуку - у него все хорошо», - приводит его слова агентство «Москва».
Можно отметить, что уже почти сформировалась во власти такая позиция, что в экономических бедах повинны не денежные и прочие власти, не убого сконструированная хозяйственная система и не отсутствие институтов по защите интересов цивилизованных поставщиков товаров и услуг, а русские сказки и недоразвитый народ. Госслужащие знают, что на самом деле надо делать для достижения дальнейшего процветания.
С. Швецов говорит: надо перестать «обучать детей халяве», поменять сюжет сказок и активно заниматься повышением финансовой грамотности. Надо полагать, тогда сразу яйцо куриное подешевеет.
Банк России в конце августа 2017 г. запустил сайт для формирования финансовой культуры граждан. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина и министр образования и науки РФ Ольга Васильева подписали дорожную карту мероприятий по включению финансовой грамотности в программы российских образовательных организаций. В феврале 2018 г. представители ЦБ предложили создать «целую финансовую экосистему» внутри детских лагерей. «Там будут банки, страховая компания, микрофинансовая организация, брокер, управляющая компания, даже отделение Центрального банка. Дети, которые там отдыхают, они же будут одновременно и банкирами, потребителем банковских услуг или центральным банкиром. Когда это все есть на практике, это все более доходчиво и интереснее», - говорил руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ РФ Михаил Мамута. Он еще отметил, что ЦБ РФ ежегодно проводит несколько тысяч открытых уроков в школах.
Генеральная идея понятна. Явно недостает у людей образования для понимания их счастья от уменьшения доходов и повышения пенсионного возраста. Это надо исправлять, и начинать работать с будущими клиентами и избирателями – с самого раннего возраста.
Вот и вся экономика.