Международная компания Group-IB оценила оборот «теневого» рынка продажи алкоголя в интернете в 2018 г. в 2,1 млрд руб. Это почти на 400 млн руб. (+23%) больше, чем в 2017 г. В общей сложности эксперты обнаружили около 4000 интернет-сайтов, торгующих спиртным в обход действующего законодательства. При этом злоумышленники создают целые сети из «зеркал» своих алкомагазинов — в случае блокировки одного сайта они оперативно переезжают на запасной ресурс.
В 2018 г. эксперты Group-IB Brand Protection обнаружили более 4000 интернет-сайтов, торгующих контрафактным алкоголем в обход запрета на дистанционную торговлю алкоголем в интернете, и еще около 3000 связанных с ними веб-ресурсов. Такая схема позволяет не только штамповать многочисленные «зеркала» основного алкомагазина, увеличивая приток покупателей, но и оперативно «переезжать» с одного домена на другой в случае блокировки.
Самая большая группа, которую удалось обнаружить специалистам в ходе исследования, насчитывала 86 связанных доменов. Такие схемы используют как перекупщики, реализующие в интернете алкоголь из розничных сетей, так и мошенники, торгующие контрафактом.
Специалисты посчитали экономику теневого алкорынка: средняя посещаемость сайта, реализующего алкоголь с доставкой, составляет 190 пользователей в сутки, или 5 700 человек в месяц. При конверсии 0,7% и средней стоимости одной покупки в 1 100 руб. 4 000 онлайн-магазинов зарабатывают от 174,5 млн руб. в месяц. Таким образом, оборот нелегальной интернет-продажи алкоголя по итогам 2018 г. составил порядка 2,1 млрд руб., что на 23% выше, чем годом ранее.
Россияне все чаще ищут алкоголь в интернете
Важную роль в незаконном бизнесе играет реклама и продвижение онлайн-магазинов в Telegram-каналах (один такой канал может насчитывать 3000 подписчиков) и специальных группах в социальных сетях. По данным Group-IB, в 2018 г. интерес к онлайн-покупке вырос более чем на 35%, о чем свидетельствует увеличение числа запросов в поисковиках по теме «Купить алкоголь». Спиртное с доставкой (запрос: «Доставка алкоголя») интересовало на 30% больше пользователей, чем в прошлом году.
В предпраздничные месяцы количество запросов на покупку алкоголя в сети увеличивается на 28%. Не случайно первая масштабная «волна» регистрации доменов для продажи спиртного началась весной 2018 г., накануне майских праздников, и продолжалась летом во время Чемпионата мира по футболу. Вторая «волна» была зафиксирована в октябре, пик регистраций пришелся на декабрь.
Хотя блокировки со стороны регулятора, безусловно, имели позитивный эффект: часть крупных нелегальных алкосетей были закрыты, администраторы запрещенных ресурсов начали активно бороться с блокировками не только с помощью регистрации новых сайтов и постоянных «переездов» с домена на домен, но и с помощью различных лазеек в законе. Широко используются схемы продажи сувениров — брелков, магнитов, табачных аксессуаров, в «подарок» к которым привозят спиртное. Также в ходу более сложные схемы — ресурсы закрытого типа с использованием QR-кодов для перехода на скрытые сайты, не индексирующиеся поисковыми системами и, следовательно, недоступные для автоматической блокировки.
Алкоконструктор: от бутылки до завода
Приобретая алкоголь в интернете, покупатель часто берет «кота в мешке». Это сильно упрощает работу злоумышленников, создающих довольно грубые подделки, иногда даже отдаленно не напоминающие оригинал по внешнему виду (печать, пробка (изображения на ней), этикетка, акцизная марка, фирменный цвет упаковки), не говоря уже о качестве самого алкоголя.
Эксперты обнаружили в интернете десятки сайтов и досок объявлений, на которых продаются составные части так называемого «алкогольного конструктора» для нелегального изготовления крепких спиртных напитков — подделок известных брендов. Один такой набор, включающий бутылку, этикетку, пробку и фирменную коробку, обойдется в 38,5 руб. Таким образом, затраты на выпуск одной бутылки «виски» объемом 0,5 л вместе со спиртом и эссенцией составят 74 руб.
При этом злоумышленники могут собрать не только бутылку элитного алкоголя, но и целое производство. Например, приобрести на Aliexpress все компоненты автоматизированной линии по розливу водки, виски, вина или пива. Стоимость такого мини-завода начинается от 500 000 руб. По данным ФСРАР РФ, с 2015 по 2018 г. в России было ликвидировано более 450 нелегальных производственных и складских площадок с алкоголем.
По результатам исследования эксперты пришли к выводу, что активные действия регулятора в 2018 г. по блокировке сайтов, занимающихся незаконной продажей спиртного в интернете, заставили «алкогольных королей» теневого рынка искать новые способы заработка. Таким образом, находясь в «тени», онлайн-рынок торговли алкоголем продолжает расцветать.
К сведению
Минздрав готовит законопроект об увеличении минимального возраста для продажи крепкого алкоголя
На сайте Министерства здравоохранения РФ размещено уведомление о разработке законопроекта об увеличении минимального возраста для продажи крепкой алкогольной продукции. Ведомство предлагает повысить эту планку до 21 года.
По данным Всемирной организации здравоохранения, в результате вредного воздействия алкоголя на организм человека в мире ежегодно умирают около 3,3 млн человек, что составляет 5,3% случаев от общего числа смертей. При этом примерно 13,5% случаев смерти среди людей в возрасте 20—39 лет связаны с употреблением алкоголя. «В молодом возрасте алкоголь не только воздействует на здоровье, но и влияет на поведение, в том числе на форму потребления алкоголя в будущем. Именно поэтому предлагается увеличение минимального возраста для продажи крепкой алкогольной продукции, с которой, как свидетельствуют эксперты, связаны наибольшие риски, до 21 года», — отметила министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова.
Повышенный возраст для продажи алкоголя (20—21 год) предусмотрен законодательством целого ряда стран.