В нижнюю палату парламента внесен пакет законопроектов, которые со следующего года должны отменить лимит базы по страховым взносам. Авторы документа ссылаются на тот период начала тысячелетия, когда уплата страховых взносов производилась со всех без исключения доходов граждан, что позволяло обеспечить выплату пенсий без привлечения средств федерального бюджета. Минфин, апеллируя к тому же историческому периоду, выступил с резкой критикой инициативы, утверждая, что отмена лимита приведет к уходу зарплат в «серую» зону.
Новый порядок расчета страховых взносов в Пенсионный фонд России и Фонд социального страхования без использования предельной величины базы для исчисления страховых взносов предложен законопроектом, который поступил в Госдуму (зарегистрирован под № 627514-7). Соответствующие изменения предполагается внести в ч. 1 и 2 Налогового кодекса РФ.
Документом, в частности, предложено страховые взносы исчислять по фиксированным ставкам:
-
на обязательное пенсионное страхование в размере 22%;
-
на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 2,9%;
-
на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в отношении иностранцев, за исключением высококвалифицированных специалистов — 1,8%;
-
на ОМС — 5,1%.
Новшество заключается в том, что авторы инициативы предлагают исключить из действующего законодательства норму о том, что при достижении предельной базы дохода, которая ежегодно устанавливается Правительством РФ, ставки в ПФР снижаются до 10%, а на соцстрахование и вовсе не уплачиваются.
Напомним, в настоящее время отчисления производятся в зависимости от предельной величины базы для страховых взносов, которая существенно повышается из года в год. Лимит базы по страховым взносам в ПФР в 2017 г. составил 876 000 руб., в 2018 г. — 1 021 000 руб., в 2019 г. — 1 150 000 руб. Доходы физлиц облагаются взносами по ставке 22% в пределах лимита и по ставке 10% с доходов свыше лимита в ПФР. По взносам в ФСС в 2017 г. предельная величина базы была 755 000 руб., в 2018 г. — 815 000 руб., в 2019 г. — 865 000 руб. Доходы, начисленные физлицам, облагаются взносами по ставке 2,9% в пределах лимита, а на доходы свыше лимита взносы не начисляются.
В пояснительной записке к документу отмечается, что в течение целого десятилетия (с 1991 по 2001 гг.) уплата страховых взносов в ПФР производилась со всех выплат и вознаграждений работников без ограничения облагаемой базы понижающими тарифами и нормативами, снижающими облагаемую базу. Такой порядок позволил не только обеспечить выплату трудовых пенсий в полном объеме по всей стране за счет мобилизации доходов в ПФР без всякой поддержки из федерального бюджета, но и добиться профицитного бюджета фонда, и даже создать некоторый резерв. Авторы законопроекта также напоминают, что принцип «богатые должны помогать бедным» является эффективной практикой во многих развитых странах.
Актуальность изменений объясняется тем, что уже с 2005 г. бюджет ПФР стал формироваться с дефицитом, что вызвано и тотальным сокращением рабочих мест (как следствие — уменьшением количества плательщиков взносов), и формированием обязательной накопительной пенсионной системы, и общими экономическими санкциями, и даже коррупцией. Благодаря законопроекту, надеются депутаты, удастся в течение трех ближайших лет преодолеть дефицит средств на обязательное пенсионное страхование в бюджете ПФР.
Столь радужные надежды разработчиков не разделяет Минфин России. Ведомство выпустило письмо от 21.12.2018 № 03-15-05/93529, в котором выразило резко отрицательное мнение по поводу данной инициативы. Министерство уверено, что отмена предельных величин баз для исчисления страховых взносов приведет к увеличению расходных обязательств государства на социальное обеспечение в системе обязательного социального страхования (на те же пенсии, пособия и др.). Возрастет фискальная нагрузка на плательщиков страховых взносов, что, в свою очередь, может привести к эффекту, прямо противоположному ожидаемому. Вместо увеличения доходов государственных внебюджетных фондов произойдет их снижение за счет роста «серых схем» оплаты труда (столь распространенных в 2000-х), уклонения от уплаты налогов и взносов. В результате, прогнозирует Минфин, бизнес потеряет стимулы для предпринимательской деятельности ввиду ухудшения условий налогообложения.