Налоговые агенты смогут избежать штрафа
Ответственность за невыполнение налоговыми агентами обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов установлена в ст. 123 НК РФ. Законодатели дополнили данную норму положениями, которые освобождают налогового агента от санкций. Для этого он должен одновременно выполнить следующие условия:
— представить в налоговый орган в установленный срок налоговый расчет (расчет по налогу);
— в налоговом расчете (расчете по налогу) должны отсутствовать факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджет;
— самостоятельно перечислить в бюджет сумму налога, которая не была уплачена в установленный срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.
(Федеральный закон от 27.12.2018 № 546-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»)
Новации для НДС
Откорректированы отдельные положения ст. 149 НК РФ.
В частности, согласно новой редакции абз. 9 подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ данная норма распространяется также на иностранные юридические лица и иностранных индивидуальных предпринимателей, которые являются участниками проекта в соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 № 160-ФЗ «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Напомним, что указанная норма освобождает от обложения НДС услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным. Обратите внимание: вышеназванные иностранные организации и предприниматели смогут воспользоваться освобождением только при наличии разрешительной документации, выданной в установленном порядке уполномоченными органами и организациями иностранного государства — члена Организации экономического сотрудничества и развития и подтверждающей право на оказание таких услуг (п. 6 ст. 149 НК РФ).
С 1 июля 2019 г. в новой редакции будет изложен подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ. Сейчас не облагаются НДС услуги, оказываемые непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, по перечню, утверждаемому Правительством РФ. С июля от обложения НДС будут освобождены только услуги по аэронавигационному обслуживанию полетов воздушных судов.
При этом в отношении услуг, оказываемых при международных воздушных перевозках непосредственно в международных аэропортах РФ, по перечню, утверждаемому Правительством РФ, будет применяться нулевая ставка НДС. Соответствующие положения содержатся в новом подп. 2.12 п. 1 ст. 164 НК РФ. Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки в отношении названных услуг нужно будет представить в налоговые органы следующие документы:
— договор или контракт (копия договора или контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание услуг;
— акт или иные документы (их копии), подтверждающие оказание услуг и содержащие указание на маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения.
Такой порядок установлен в новом п. 6.3 ст. 165 НК РФ.
(Федеральный закон от 25.12.2018 № 493-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»)
Особенности налогообложения международных холдинговых компаний
Внесены изменения в части первую и вторую Налогового кодекса. Большинство поправок касается международных холдинговых компаний, в частности, тех, которые попали под санкции. Так, п. 4 ст. 24.2 НК РФ дополнен новым подп. 3. В нем сказано, что условие признания международной компании международной холдинговой компанией и случай утраты такого статуса не применяются для международных компаний, в которых в отношении одного или нескольких контролирующих их лиц, совокупная доля прямого и (или) косвенного участия которых по состоянию на 1 января 2017 г. составляла не менее 25%, после указанной даты действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, перечень которых определяется в соответствии с п. 4 ст. 207 НК РФ. Для применения данной нормы в налоговый орган в порядке и сроки, указанные в подп. 2 п. 1 ст. 24.2 НК РФ, должны быть представлены сведения, предусмотренные подп. 1—3 п. 5 ст. 24.2 НК РФ, с указанием доли участия таких контролирующих лиц в международной компании по состоянию на 1 января 2017 г.
(Федеральный закон от 25.12.2018 № 490-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон „О внесении изменений в часть первую и главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части особенностей налогообложения международных холдинговых компаний)“»)
Аттракционы обложили госпошлинами
Законодатели установили пошлины за государственную регистрацию аттракционов. Соответствующими положениями (новыми подп. 139—143) дополнен п. 1 ст. 333.33 НК РФ. Так, за госрегистрацию (возобновление госрегистрации) аттракциона, включая выдачу свидетельства о госрегистрации аттракциона и государственного регистрационного знака на аттракцион:
— с высокой степенью потенциального биомеханического риска (RB-1) госпошлина составит 13 000 руб.;
— со средней степенью потенциального биомеханического риска (RB-2) — 7000 руб.;
— с низкой степенью потенциального биомеханического риска (RB-3) — 3500 руб.
За временную государственную регистрацию по месту пребывания ранее зарегистрированного аттракциона:
— с высокой степенью потенциального биомеханического риска (RB-1) придется заплатить 2400 руб.;
— со средней степенью потенциального биомеханического риска (RB-2) — 1800 руб.;
— с низкой степенью потенциального биомеханического риска (RB-3) — 1300 руб.
Размер пошлины за выдачу дубликата свидетельства госрегистрации аттракциона или справки о совершенных регистрационных действиях в отношении аттракциона составит 600 руб., а за выдачу государственного регистрационного знака на аттракцион взамен утраченного или пришедшего в негодность — 1500 руб.
(Федеральный закон от 25.12.2018 № 486-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»)
Тарифы «несчастных» взносов на 2019 г.
Законодатели установили, что в 2019 г., как и раньше, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний будут уплачивать в порядке и по тарифам, которые содержатся в Федеральном законе от 22.12.2005 № 179-ФЗ.
Напомним, что взносы на травматизм определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
(Федеральный закон от 25.12.2018 № 477-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»)
В пилотный проект по выплате больничных включены новые регионы
Перечень регионов, на территориях которых действует пилотный проект, направленный на проведение территориальными органами ФСС России финансирования, назначения и выплаты застрахованным лицам пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, установлен в постановлении Правительства РФ от 21.04.2011 № 294.
Правительство РФ планирует постепенно увеличивать число регионов, участвующих в проекте. Так, к нему присоединятся:
— с 1 января 2019 г. — Республика Ингушетия, Республика Марий Эл, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика, Камчатский край, Владимирская, Псковская и Смоленская области, Ненецкий и Чукотский автономные округа;
— с 1 июля 2019 г. — Забайкальский край, Архангельская, Воронежская, Ивановская, Мурманская, Пензенская, Рязанская, Сахалинская и Тульская области;
— с 1 января 2020 г. — Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Удмуртская Республика, Кировская, Кемеровская, Оренбургская, Саратовская и Тверская области, Ямало-Ненецкий автономный округ;
— с 1 июля 2020 г. — Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Красноярский и Ставропольский края, Волгоградская, Иркутская, Ленинградская, Тюменская и Ярославская области.
(Постановление Правительства РФ от 01.12.2018 № 1459 «О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. № 294»)
Утвержден ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»
Новые правила учета аренды будут применяться с 2022 г. Однако организации по своему желанию могут принять решение о применении нового стандарта до указанного срока. Такое решение подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации. Рассмотрим основные положения ФСБУ 25/2018.
Стандарт будут применять стороны договоров аренды (субаренды), а также иных договоров, положения которых по отдельности или во взаимосвязи предусматривают предоставление арендодателем, лизингодателем, правообладателем, иным лицом за плату арендатору, лизингополучателю, пользователю, иному лицу имущества во временное пользование. Вести учет по новым правилам нужно будет вне зависимости от наличия в договорах лизинга условий, в соответствии с которыми предмет аренды учитывается на балансе арендодателя или арендатора.
Стандарт не будут применять организации госсектора, а также компании при предоставлении:
— участков недр для геологического изучения, разведки и (или) добычи полезных ископаемых;
— результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, а также материальных носителей, в которых эти результаты и средства выражены;
— объектов концессионного соглашения.
Кроме того, стандарт не применяется к объектам бухгалтерского учета, не классифицированным как объекты учета аренды. При этом объекты бухгалтерского учета классифицируются как объекты учета аренды при единовременном выполнении следующих условий:
— арендодатель предоставляет арендатору предмет аренды на определенный срок;
— предмет аренды идентифицируется (предмет аренды определен в договоре аренды, и этим договором не предусмотрено право арендодателя по своему усмотрению заменить предмет аренды в любой момент в течение срока аренды);
— арендатор имеет право на получение экономических выгод от использования предмета аренды в течение срока аренды;
— арендатор имеет право определять, как и для какой цели используется предмет аренды в той степени, в которой это не предопределено техническими характеристиками предмета аренды.
(Приказ Минфина России от 16.10.2018 № 208н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 „Бухгалтерский учет аренды“», зарегистрирован в Минюсте России 25.12.2018 № 53162)
Новая версия ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»
Обозначим основные поправки:
— понятия «постоянное налоговое обязательство» и «постоянный налоговый актив» заменены на «постоянный налоговый расход» и «постоянный налоговый доход»;
— введены понятия «расход (доход) по налогу на прибыль»;
— откорректированы определение и перечень временных разниц;
— установлен порядок учета для участника консолидированной группы налогоплательщиков.
Изменения в ПБУ 18/02 применяются организациями начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 г. При этом организация вправе принять решение о применении этих изменений до указанного срока. Такое решение подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.
(Приказ Минфина России от 20.11.2018 № 236н «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету „Учет расчетов по налогу на прибыль организаций“ ПБУ 18/02, утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. № 114н», зарегистрирован в Минюсте России 10.12.2018 № 52938)
Налоговики разработали декларацию по НДД
Федеральный закон от 19.07.2018 № 199-ФЗ ввел в часть вторую Налогового кодекса новую главу 25.4 «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья». Согласно п. 1 ст. 333.43 НК РФ плательщиками данного налога признаются организации, осуществляющие виды деятельности, указанные в п. 3 данной нормы, и являющиеся пользователями недр на участках недр, права пользования которыми предоставлены им на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством РФ о недрах и предусматривающих в том числе право таких организаций на разведку и добычу нефти на участках недр, перечисленных в п. 1 ст. 335.45 НК РФ. При этом по состоянию на 1 января года налогового периода на таких участках недр имеются извлекаемые запасы нефти, подтвержденные данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января года, предшествующего году налогового периода, либо сведениями из заключения государственной экспертизы запасов нефти, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленном порядке ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых, в году, предшествующем году налогового периода.
Плательщики НДД обязаны по истечении налогового (отчетного) периода представлять в налоговые органы налоговые декларации по месту своего нахождения. Срок сдачи — не позднее 28 числа месяца (28 марта года), следующего за истекшим отчетным (налоговым) периодом (ст. 333.56 НК РФ).
ФНС России утвердила форму, формат и порядок заполнения соответствующей налоговой декларации. Она состоит из титульного листа, двух разделов и семи приложений к разделу 2.
(Приказ ФНС России от 20.12.2018 № ММВ-7-3/828@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья в электронной форме», зарегистрирован в Минюсте России 24.12.2018 № 53107)
Откорректирован порядок заполнения декларации по транспортному налогу
Изменения касаются владельцев большегрузных автомобилей, уплачивающих плату «Платону». Дело в том, что до 2019 г. указанные лица могли уменьшить сумму налога, исчисленного по итогам налогового периода, на сумму платы, перечисленную в отношении большегрузов в данном налоговом периоде (абз. 12 п. 2 ст. 362 НК РФ). Кроме того, такие организации были освобождены от уплаты авансовых платежей по транспортному налогу (абз. 2 п. 2 ст. 363 НК РФ). Однако с этого года указанные нормы налогового кодекса не действуют, так как были введены на определенный срок — до 31 декабря 2018 г. включительно (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 249-ФЗ).
В связи с этим налоговая служба признала утратившим силу абз. 5 п. 4.5 порядка заполнения декларации по транспортному налогу. В нем было установлено, что по строкам 023, 025, 027 исчисленная сумма авансовых платежей по транспортному налогу в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы, принимает значение «0».
Также налоговики изложили в новой редакции п. 5.26 и 5.27 порядка заполнения декларации. Теперь в них сказано, что по строкам 280 и 290 указывается код налогового вычета большегруза и сумма налогового вычета для налогового периода, в котором применяется указанный налоговый вычет.
Заполнять декларацию по новым правилам нужно будет начиная с налогового периода 2019 г.
(Приказ ФНС России от 26.11.2018 № ММВ-7-21/664@ «О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@», зарегистрирован в Минюсте России 19.12.2018 № 53069)
Документальное оформление мероприятий налогового контроля
ФНС России разработала и утвердила около 60 форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. К примеру, налоговики утвердили:
— уведомление о вызове в налоговый орган налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента);
— решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки;
— требование о представлении пояснений;
— решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки.
Кроме этого установлены:
— основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки;
— требования к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе;
— порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов;
— требования к составлению акта налоговой проверки и акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом налоговых правонарушениях (за исключением нарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 НК РФ).
Документы применяются с 4 января 2019 г.
(Приказ ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@, зарегистрирован в Минюсте России 20.12.2018 № 53094)
Пенсионный фонд обновил ряд форм
Пенсионный фонд утвердил следующие формы документов и порядок их заполнения:
— «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)»;
— «Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)»;
— «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)»;
— «Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)».
Ранее применяющиеся формы (утверждены постановлением Правления ПФР от 11.01.2018 № 3п) признаны утратившими силу.
(Постановление Правления ПФ РФ от 06.12.2018 № 507п, зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2018 № 53092)
Кому грозит обязательный аудит
Финансовое ведомство определило случаи, когда организации должны провести обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 г. Всего их 73. Случаи обязательного аудита Минфин России свел в таблицу. В ней содержатся правовые основания для проведения аудита, вид отчетности, подлежащий аудиту, субъекты аудиторской деятельности, имеющие право проводить обязательный аудит в конкретных ситуациях.
Проведение аудита обязательно, если организация:
— имеет определенную организационно-правовую форму (например, является акционерным обществом, ценные бумаги которого допущены к организованным торгам, или же государственной корпорацией или государственной компанией);
— осуществляет определенный вид деятельности (к примеру, является кредитной или страховой организацией);
— имеет определенные финансовые показатели (объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб.);
— составляет консолидированную отчетность.
Кроме того, специалисты Минфина России назвали конкретные организации, подлежащие обязательному аудиту. В их число вошли, к примеру, Центробанк России, Агентство по страхованию вкладов, Росатом.
(Информация Минфина России «Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год (согласно законодательству Российской Федерации)»)