Удар по бизнесу ценой в 700 миллиардов: что обсуждают законодатели

| статьи | печать

В январе Комитет Госдумы по бюджету и налогам рассмотрел ряд законопроектов, связанных с уплатой налогов и страховых взносов. В их числе законопроект об отмене регрессивной шкалы для взносов в ПФР, поправки, связанные с уплатой НДС, НДФЛ, земельного налога. Расскажем о самых интересных изменениях, которые обсуждают законодатели.

В пакете законопроектов, которые ожидают своего часа, чтобы превратиться в законы, много поправок — от точечных до глобальных, от позитивных и нейтральных до негативных.

Самой тревожной с точки зрения увеличения нагрузки на бизнес, на наш взгляд, является идея отменить регрессивную шкалу по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Отмена регрессивной шкалы для взносов в ПФР

Депутаты предлагают с 2020 г. исключить из законодательства нормы, устанавливающие предельную величину базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Проект федерального закона № 627514-71 с названными поправками включен Комитетом по бюджету и налогам в примерную программу на март.

В обоснование предлагаемых изменений авторы проекта указывают на практику 1991—2001 гг., когда пенсионные взносы начислялись на все выплаты и вознаграждения работников. Это позволило ПФР обеспечить выплату трудовых пенсий без поддержки из федерального бюджета, а в период с 1997 по 2001 г. — добиться профицита бюджета Фонда и даже создать небольшой резерв. С 2005 г. бюджет ПФР формируется с дефицитом, который покрывается за счет трансферта из федерального бюджета.

Обосновывая выгодность своего предложения для государства, разработчики проекта № 627514-7 оперируют актуарными расчетами, которые сделали эксперты ПФР.

Так, при исчислении страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию общая сумма необлагаемой части базы в 2020 г. может составить более 3080 млрд руб. В случае отмены предельной величины (на 2020 г. она прогнозируется в размере 1 270 000 руб.) в течение трех лет можно будет преодолеть дефицит бюджета ПФР.

В финансовом обосновании законопроекта приводится информация о доходах работающих россиян по данным ФНС России за 2016 г.:

  • доходы до 100 000 руб. в год получают около девяти миллионов человек;

  • доходы в диапазоне от 100 000 руб. до 1 млн руб. в год — около 58 млн человек;

  • доходы свыше 1 млн руб. — 675 000 человек, или 1% работающих.

На выплаты в пользу этого одного процента работников и нацелен законопроект.

В этой группе тоже есть своя дифференциация по доходам. С учетом прогноза предельной величины базы в 2020 г. разработчики приводят предполагае­мый размер дополнительных поступлений в Фонд (см. табл. 1).

Таблица 1. Прогнозируемые дополнительные поступления в ПФР

Размер доходов работников

Количество работников

Дополнительная сумма страховых взносов, млрд руб.

от 1 до 10 млн руб.

640 000

324,86

от 10 до 100 млн руб.

29 988

193,35

от 100 до 500 млн руб.

4 3831

57,12

от 500 млн руб. до 1 млрд руб.

587

35,759

свыше 1 млрд руб.

26

6,236

ИТОГО

675 000

717,325

Таким образом, итоговая сумма дополнительных доходов ПФР — 717,325 млрд руб. — соответствует дополнительной нагрузке, которую хотят возложить на бизнес. Но это обстоятельство разработчики не учитывают.

Стоит отметить, что законопроект № 627514-7 — не единственный, где предлагается тотально облагать выплаты взносами в ПФР.

Еще в декабре в Комитет по бюджету и налогам поступил законопроект № 600451-7, в котором предлагается установить с 2020 г. единый тариф не только для пенсионных взносов (22%), но и для страховых взносов в ФСС России (2,9%). При этом дополнительные поступления в бюджет ПФР оцениваются в размере 600 млрд руб. (в ценах 2016 г.). Этот проект также предусматривает законодательные формы воздействия на тех работодателей, которые уклоняются от полноценной уплаты страховых взносов в отношении более чем 10% работников или более чем 100 работников. Таких работодателей (кроме субъектов малого предпринимательства) хотят лишить всех налоговых льгот на один календарный год.

Так что идея отменить предельную величину базы для взносов в ПФР витает в воздухе и может найти поддержку у властей.

Изменения по НДФЛ: вычет «на иномарку» и уточнение спорных компенсаций

В Комитете по бюджету и налогам также находятся на рассмотрении два законопроекта с поправками в главу 23 НК РФ.

Законопроект № 438680-7 дает возможность жителям Дальнего Востока получить имущественный налоговый вычет по НДФЛ при ввозе в Россию иномарки, приобретенной за границей для личных и семейных нужд (поправки в ст. 220 НК РФ).

Причиной введения нового имущественного вычета авторы проекта называют отток населения с территории Дальнего Востока, а также повышение ввозных таможенных пошлин на иностранные автомобили. Вычет «на иномарку» станет формой поддержки местных жителей. Его планируют предоставлять в двойной сумме расходов на покупку и ввоз авто, но не больше 1 млн руб.

Вычет можно будет заявить повторно через пять лет.

Законопроект № 594955-7 содержит поправки в ст. 217 НК РФ в части уточнения перечня доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ.

Изменения обусловлены постановлением КС РФ от 31.05.2018 № 22-П, которым п. 1 и 3 ст. 217 НК РФ признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они не позволяют однозначно решить вопрос об обложении НДФЛ денежной компенсации военнослужащим-контрактникам, выплачиваемой вместо дополнительных суток отдыха.

Авторы законопроекта предлагают убрать из перечня не облагаемых НДФЛ выплат формулировку «иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством», а спорную компенсацию, выплачиваемую вместо дополнительных суток отдыха, указать как не подлежащую освобождению от налогообложения.

Также в список льготируемых выплат предлагается включить ежемесячные выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС и Семипалатинском полигоне.

Поправки по НДС

Проект федерального закона № 620146-7 направлен на повышение качества и доступности государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, а также на создание равных условий для государственных и негосударственных социально-ориентированных организаций, работающих в этом секторе.

Сейчас при оказании названных услуг негосударственные организации находятся в заведомо неравных условиях с государственными (муниципальными) учреждениями.

Согласно подп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ оказание услуг учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, не признается объектом налогообложения НДС. Для организаций же иной организационно-правовой формы аналогичной нормы не предусмотрено.

Законопроект дополняет п. 2 ст. 149 НК РФ новым подпунктом, в соответствии с которым предусматривается освобождение от обложения НДС операций по оказанию государственных (муниципальных) услуг по соглашениям, заключенным в соответствии с законодательством РФ о государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.

Законопроект № 611839-7 вносит изменения в подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ в части отмены обязанности по восстановлению НДС при получении субсидий из местных и региональных бюджетов.

Речь идет о субсидиях и (или) бюджетных инвестициях из региональных и местных бюджетов, которые выделяются на возмещение уже понесенных затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), а также затрат по уплате НДС при ввозе товаров на территорию России.

Таблица 2. Законопроекты, которые находятся на рассмотрении в Комитете Госдумы по бюджету и налогам

Номер проекта

Название проекта

Суть изменений

Депутатские проекты

328134-7

О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (о неприостановлении операций по отдельным счетам)

Согласно поправкам в ст. 48 и 76 не допускается взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет средств на отдельных счетах, открытых в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу

627514-7

О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части исчисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию)»

С 1 января 2020 г. отменяется предельная величина базы для исчисления взносов на обязательное пенсионное страхование

466325-7

О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части освобождения от уплаты земельного налога отдельных категорий налогоплательщиков)

Пенсионеры, инвалиды, лица, занимающиеся творчеством в своих мастерских, и ряд других категорий налогоплательщиков — физических лиц освобождены от уплаты налога на имущество со стоимости принадлежащих им домов, гаражей, помещений и т.п. (ст. 407 НК РФ). Предлагается освободить эти категории граждан и от уплаты земельного налога. Поправки вносятся в ст. 395 НК РФ. Одновременно отменяется п. 5 ст. 391 НК РФ, которым предусмотрены частичные льготы для отдельных категорий «физиков». Новая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате суммы налога в отношении участка, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого им в предпринимательской деятельности

627552-7

О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 333.33 и 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Вносятся изменения в п. 4 ст. 3 Федерального закона от 29.06.2015 № 157-ФЗ, согласно которому действие подп. 31 п. 3 ст. 333.35 НК РФ продлевается до 1 января 2023 г.То есть продлеваются ранее установленные льготы по уплате госпошлины для жителей Республики Крым и города федерального значения Севастополя

438680-7

О внесении изменений в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части предоставления имущественного налогового вычета)

Вводится новый имущественный вычет по НДФЛ для жителей Дальнего Востока, который будет предоставляться при ввозе в РФ иномарки, приобретенной за границей для личных и семейных нужд

Проекты Правительства РФ

594955-7

О внесении изменений в статью 217 Налогового кодекса Российской Федерации (в части уточнения перечня доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц)

Денежная компенсация военнослужащим-контрактникам (вместо дополнительных суток отдыха) будет указана как облагаемая НДФЛ выплата. А список льготируемых выплат будет дополнен ежемесячными выплатами, назначенными «чернобыльцам» и тем, кто пострадал от радиации на Семипалатинском полигоне

605369-7

О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части стимулирования добычи редких металлов)

Ставка НДПИ, применяемая при добыче руд редких металлов, снижается с 8 до 4,8% (п. 2 ст. 342 НК РФ). В пункт 2 ст. 337 НК РФ вносится уточнение в определение видов полезных ископаемых, представленных товарными рудами редких металлов и редкими металлами

620146-7

О внесении изменения в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (об освобождении от налогообложения налогом на добавленную стоимость государственных и муниципальных услуг в социальной сфере)

От обложения НДС будут освобождены операции по оказанию государственных (муниципальных) услуг, оказываемых в соответствии с соглашениями, заключенными по законодательству РФ о государственном (муниципальном) социальном заказе

620132-7

О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (в части регулирования бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы)

Экспертизой проектов федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета государственных финансов будет заниматься специальный совет. Требования главного бухгалтера (иного лица, на которое возложено ведение бухучета) по документальному оформлению фактов хозяйственной жизни, представлению первичных учетных документов и иных документов, необходимых для ведения учета, должны будут соблюдать все сотрудники

620109-7

О внесении изменения в статью 105.16-3 Налогового кодекса Российской Федерации (в части уточнения общих положений о представлении страновых сведений в целях автоматического обмена страновыми отчетами об участниках международных групп компаний)

Госкорпорации, которые осуществляют полномочия собственника в отношении имущества участников международной группы компаний, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических АО, наделят полномочиями на предоставление согласия на передачу сведений о таких участниках компетентным органам других государств (территорий) в рамках автоматического обмена страновыми отчетами

612810-7

О внесении изменений в подпункт 92 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (в части уплаты государственной пошлины за переоформление лицензии)

При переоформлении лицензии по нескольким основаниям уплачивать госпошлину нужно будет по тому основанию, по которому установлена ее наибольшая величина

Проект Заксобрания Калужской области

611839-7

О внесении изменения в статью 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части отмены обязанности по восстановлению налога на добавленную стоимость при получении субсидий из местных и региональных бюджетов)

Отменяется обязанность по восстановлению НДС при получении субсидий и (или) бюджетных инвестиций из региональных и местных бюджетов на возмещение уже понесенных затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), а также затрат по уплате НДС при ввозе товаров на территорию РФ. Изменения вносятся в подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ

1 Полные реквизиты всех обсуждаемых законопроектов приведены в табл. 2.