В январе Комитет Госдумы по бюджету и налогам рассмотрел ряд законопроектов, связанных с уплатой налогов и страховых взносов. В их числе законопроект об отмене регрессивной шкалы для взносов в ПФР, поправки, связанные с уплатой НДС, НДФЛ, земельного налога. Расскажем о самых интересных изменениях, которые обсуждают законодатели.
В пакете законопроектов, которые ожидают своего часа, чтобы превратиться в законы, много поправок — от точечных до глобальных, от позитивных и нейтральных до негативных.
Самой тревожной с точки зрения увеличения нагрузки на бизнес, на наш взгляд, является идея отменить регрессивную шкалу по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Отмена регрессивной шкалы для взносов в ПФР
Депутаты предлагают с 2020 г. исключить из законодательства нормы, устанавливающие предельную величину базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Проект федерального закона № 627514-71 с названными поправками включен Комитетом по бюджету и налогам в примерную программу на март.
В обоснование предлагаемых изменений авторы проекта указывают на практику 1991—2001 гг., когда пенсионные взносы начислялись на все выплаты и вознаграждения работников. Это позволило ПФР обеспечить выплату трудовых пенсий без поддержки из федерального бюджета, а в период с 1997 по 2001 г. — добиться профицита бюджета Фонда и даже создать небольшой резерв. С 2005 г. бюджет ПФР формируется с дефицитом, который покрывается за счет трансферта из федерального бюджета.
Обосновывая выгодность своего предложения для государства, разработчики проекта № 627514-7 оперируют актуарными расчетами, которые сделали эксперты ПФР.
Так, при исчислении страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию общая сумма необлагаемой части базы в 2020 г. может составить более 3080 млрд руб. В случае отмены предельной величины (на 2020 г. она прогнозируется в размере 1 270 000 руб.) в течение трех лет можно будет преодолеть дефицит бюджета ПФР.
В финансовом обосновании законопроекта приводится информация о доходах работающих россиян по данным ФНС России за 2016 г.:
-
доходы до 100 000 руб. в год получают около девяти миллионов человек;
-
доходы в диапазоне от 100 000 руб. до 1 млн руб. в год — около 58 млн человек;
-
доходы свыше 1 млн руб. — 675 000 человек, или 1% работающих.
На выплаты в пользу этого одного процента работников и нацелен законопроект.
В этой группе тоже есть своя дифференциация по доходам. С учетом прогноза предельной величины базы в 2020 г. разработчики приводят предполагаемый размер дополнительных поступлений в Фонд (см. табл. 1).
Таблица 1. Прогнозируемые дополнительные поступления в ПФР
Размер доходов работников |
Количество работников |
Дополнительная сумма страховых взносов, млрд руб. |
от 1 до 10 млн руб. |
640 000 |
324,86
|
от 10 до 100 млн руб. |
29 988 |
193,35
|
от 100 до 500 млн руб. |
4 3831 |
57,12
|
от 500 млн руб. до 1 млрд руб. |
587 |
35,759
|
свыше 1 млрд руб. |
26 |
6,236
|
ИТОГО |
675 000 |
717,325 |
Таким образом, итоговая сумма дополнительных доходов ПФР — 717,325 млрд руб. — соответствует дополнительной нагрузке, которую хотят возложить на бизнес. Но это обстоятельство разработчики не учитывают.
Стоит отметить, что законопроект № 627514-7 — не единственный, где предлагается тотально облагать выплаты взносами в ПФР.
Еще в декабре в Комитет по бюджету и налогам поступил законопроект № 600451-7, в котором предлагается установить с 2020 г. единый тариф не только для пенсионных взносов (22%), но и для страховых взносов в ФСС России (2,9%). При этом дополнительные поступления в бюджет ПФР оцениваются в размере 600 млрд руб. (в ценах 2016 г.). Этот проект также предусматривает законодательные формы воздействия на тех работодателей, которые уклоняются от полноценной уплаты страховых взносов в отношении более чем 10% работников или более чем 100 работников. Таких работодателей (кроме субъектов малого предпринимательства) хотят лишить всех налоговых льгот на один календарный год.
Так что идея отменить предельную величину базы для взносов в ПФР витает в воздухе и может найти поддержку у властей.
Изменения по НДФЛ: вычет «на иномарку» и уточнение спорных компенсаций
В Комитете по бюджету и налогам также находятся на рассмотрении два законопроекта с поправками в главу 23 НК РФ.
Законопроект № 438680-7 дает возможность жителям Дальнего Востока получить имущественный налоговый вычет по НДФЛ при ввозе в Россию иномарки, приобретенной за границей для личных и семейных нужд (поправки в ст. 220 НК РФ).
Причиной введения нового имущественного вычета авторы проекта называют отток населения с территории Дальнего Востока, а также повышение ввозных таможенных пошлин на иностранные автомобили. Вычет «на иномарку» станет формой поддержки местных жителей. Его планируют предоставлять в двойной сумме расходов на покупку и ввоз авто, но не больше 1 млн руб.
Вычет можно будет заявить повторно через пять лет.
Законопроект № 594955-7 содержит поправки в ст. 217 НК РФ в части уточнения перечня доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ.
Изменения обусловлены постановлением КС РФ от 31.05.2018 № 22-П, которым п. 1 и 3 ст. 217 НК РФ признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они не позволяют однозначно решить вопрос об обложении НДФЛ денежной компенсации военнослужащим-контрактникам, выплачиваемой вместо дополнительных суток отдыха.
Авторы законопроекта предлагают убрать из перечня не облагаемых НДФЛ выплат формулировку «иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством», а спорную компенсацию, выплачиваемую вместо дополнительных суток отдыха, указать как не подлежащую освобождению от налогообложения.
Также в список льготируемых выплат предлагается включить ежемесячные выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС и Семипалатинском полигоне.
Поправки по НДС
Проект федерального закона № 620146-7 направлен на повышение качества и доступности государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, а также на создание равных условий для государственных и негосударственных социально-ориентированных организаций, работающих в этом секторе.
Сейчас при оказании названных услуг негосударственные организации находятся в заведомо неравных условиях с государственными (муниципальными) учреждениями.
Согласно подп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ оказание услуг учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, не признается объектом налогообложения НДС. Для организаций же иной организационно-правовой формы аналогичной нормы не предусмотрено.
Законопроект дополняет п. 2 ст. 149 НК РФ новым подпунктом, в соответствии с которым предусматривается освобождение от обложения НДС операций по оказанию государственных (муниципальных) услуг по соглашениям, заключенным в соответствии с законодательством РФ о государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
Законопроект № 611839-7 вносит изменения в подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ в части отмены обязанности по восстановлению НДС при получении субсидий из местных и региональных бюджетов.
Речь идет о субсидиях и (или) бюджетных инвестициях из региональных и местных бюджетов, которые выделяются на возмещение уже понесенных затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), а также затрат по уплате НДС при ввозе товаров на территорию России.
Таблица 2. Законопроекты, которые находятся на рассмотрении в Комитете Госдумы по бюджету и налогам
Номер проекта |
Название проекта |
Суть изменений |
Депутатские проекты |
||
328134-7 |
О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (о неприостановлении операций по отдельным счетам) |
Согласно поправкам в ст. 48 и 76 не допускается взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет средств на отдельных счетах, открытых в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу |
627514-7 |
О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части исчисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию)» |
С 1 января 2020 г. отменяется предельная величина базы для исчисления взносов на обязательное пенсионное страхование |
466325-7 |
О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части освобождения от уплаты земельного налога отдельных категорий налогоплательщиков) |
Пенсионеры, инвалиды, лица, занимающиеся творчеством в своих мастерских, и ряд других категорий налогоплательщиков — физических лиц освобождены от уплаты налога на имущество со стоимости принадлежащих им домов, гаражей, помещений и т.п. (ст. 407 НК РФ). Предлагается освободить эти категории граждан и от уплаты земельного налога. Поправки вносятся в ст. 395 НК РФ. Одновременно отменяется п. 5 ст. 391 НК РФ, которым предусмотрены частичные льготы для отдельных категорий «физиков». Новая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате суммы налога в отношении участка, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого им в предпринимательской деятельности |
627552-7 |
О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 333.33 и 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» |
Вносятся изменения в п. 4 ст. 3 Федерального закона от 29.06.2015 № 157-ФЗ, согласно которому действие подп. 31 п. 3 ст. 333.35 НК РФ продлевается до 1 января 2023 г.То есть продлеваются ранее установленные льготы по уплате госпошлины для жителей Республики Крым и города федерального значения Севастополя |
438680-7 |
О внесении изменений в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части предоставления имущественного налогового вычета) |
Вводится новый имущественный вычет по НДФЛ для жителей Дальнего Востока, который будет предоставляться при ввозе в РФ иномарки, приобретенной за границей для личных и семейных нужд |
Проекты Правительства РФ |
||
594955-7 |
О внесении изменений в статью 217 Налогового кодекса Российской Федерации (в части уточнения перечня доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц) |
Денежная компенсация военнослужащим-контрактникам (вместо дополнительных суток отдыха) будет указана как облагаемая НДФЛ выплата. А список льготируемых выплат будет дополнен ежемесячными выплатами, назначенными «чернобыльцам» и тем, кто пострадал от радиации на Семипалатинском полигоне |
605369-7 |
О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части стимулирования добычи редких металлов) |
Ставка НДПИ, применяемая при добыче руд редких металлов, снижается с 8 до 4,8% (п. 2 ст. 342 НК РФ). В пункт 2 ст. 337 НК РФ вносится уточнение в определение видов полезных ископаемых, представленных товарными рудами редких металлов и редкими металлами |
620146-7 |
О внесении изменения в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (об освобождении от налогообложения налогом на добавленную стоимость государственных и муниципальных услуг в социальной сфере) |
От обложения НДС будут освобождены операции по оказанию государственных (муниципальных) услуг, оказываемых в соответствии с соглашениями, заключенными по законодательству РФ о государственном (муниципальном) социальном заказе |
620132-7 |
О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (в части регулирования бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы) |
Экспертизой проектов федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета государственных финансов будет заниматься специальный совет. Требования главного бухгалтера (иного лица, на которое возложено ведение бухучета) по документальному оформлению фактов хозяйственной жизни, представлению первичных учетных документов и иных документов, необходимых для ведения учета, должны будут соблюдать все сотрудники |
620109-7 |
О внесении изменения в статью 105.16-3 Налогового кодекса Российской Федерации (в части уточнения общих положений о представлении страновых сведений в целях автоматического обмена страновыми отчетами об участниках международных групп компаний) |
Госкорпорации, которые осуществляют полномочия собственника в отношении имущества участников международной группы компаний, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических АО, наделят полномочиями на предоставление согласия на передачу сведений о таких участниках компетентным органам других государств (территорий) в рамках автоматического обмена страновыми отчетами |
612810-7 |
О внесении изменений в подпункт 92 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (в части уплаты государственной пошлины за переоформление лицензии) |
При переоформлении лицензии по нескольким основаниям уплачивать госпошлину нужно будет по тому основанию, по которому установлена ее наибольшая величина |
Проект Заксобрания Калужской области |
||
611839-7 |
О внесении изменения в статью 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части отмены обязанности по восстановлению налога на добавленную стоимость при получении субсидий из местных и региональных бюджетов) |
Отменяется обязанность по восстановлению НДС при получении субсидий и (или) бюджетных инвестиций из региональных и местных бюджетов на возмещение уже понесенных затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), а также затрат по уплате НДС при ввозе товаров на территорию РФ. Изменения вносятся в подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ |
1 Полные реквизиты всех обсуждаемых законопроектов приведены в табл. 2.