В очередном Индексе восприятия коррупции, подготовленном Transparency International, наша страна получила 28 баллов (в прошлом году — 29) и в результате опустилась на три ступеньки. Более оптимистично оценивает борьбу с коррупцией Фонд «Петербургская политика», отмечающий увеличение дел против чиновников высокого ранга, и специальный проект ТПП «Бизнес-барометр коррупции».
Международное антикоррупционное движение Transparency International представило Индекс восприятия коррупции (Corruption Perception Index, CPI) за 2018 г. Он представляет собой композитный индикатор, измеряющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран. Индекс составляется на основании опросов экспертов и предпринимателей, проведенных независимыми организациями по всему миру, и выходит ежегодно с 1995 г. Государства ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов, где ноль — самый высокий уровень восприятия коррупции, а сто — самый низкий.
В нынешнем году в группе лидеров рейтинга первое место заняла Дания (88 баллов), второе — Новая Зеландия (87 баллов), а третье разделили Финляндия, Швеция, Швейцария и Сингапур (по 85 баллов). В конце списка — Сомали (десять баллов), Сирия и Южный Судан (13 баллов). Соединенные Штаты Америки получили 71 балл (на четыре меньше, чем в прошлом году) и впервые за долгое время не смогли попасть в первую двадцатку лидеров. Также два балла потеряла Бразилия, заработав самый низкий показатель ИВК за семь лет — сейчас у нее 35 баллов.
В группе стран СНГ и географических соседей России самый большой рывок совершил Таджикистан — с 21 до 25 баллов. На два балла улучшили свое положение Украина (с 30 до 32 баллов) и Молдавия (с 31 до 33 баллов). Часть стран осталась с прежними результатами (Казахстан — 31 балл, Армения — 35, Киргизия — 29 баллов). Азербайджан же потерял целых шесть баллов: в нынешнем рейтинге страна получила 25 баллов против 31 в 2017 г.
Россия на этот раз набрала 28 баллов из 100 и заняла 138 место из 180. В предыдущие годы успехи нашей страны были выше: она набирала по 29 баллов, а теперь потеряла один балл и снизилась на три места.
Для повышения позиции в следующем рейтинге эксперты Transparency International порекомендовали дополнить антикоррупционное законодательство нормами, регулирующими лоббирование, раскрытие бенефициарных собственников активов и защиту заявителей о коррупции.
Кроме того, они советуют реализовать меры по возвращению активов, украденных посредством коррупционной деятельности. В России же пока Минюст предлагает не наказывать чиновников и не изымать их активы за коррупцию, совершенную при форс-мажорных обстоятельствах.
Отечественные эксперты в целом более позитивно оценивают ситуацию с коррупцией в стране. Так, по данным Фонда «Петербургская политика», число уголовных дел против высокопоставленных чиновников явно имеет тренд к увеличению. Если в 2001—2005 гг. этот показатель составил лишь три, то в 2018-м — 35 дел.
«Существенное изменение ситуации происходит на стыке нулевых и десятых годов, — пишут авторы специального доклада Фонда. — Сначала резко возрастает количество уголовных дел и арестов глав муниципалитетов и региональных чиновников среднего и высшего звеньев, а затем происходят крупные резонансные расследования и аресты в отношении действующих глав регионов (Александр Хорошавин, Вячеслав Гайзер, Никита Белых) и высокопоставленных федеральных чиновников (Анатолий Сердюков, Алексей Улюкаев)».
Ранее Торгово-промышленная палата РФ при подведении четвертого этапа проекта «Бизнес-барометр коррупции» подчеркнула, что с 25 до 39% возросло количество предпринимателей, отметивших снижение уровня коррупции.
Вместе с тем предпринимателям было предложено оценить успешность действий федеральных властей по противодействию коррупции. Около 40% респондентов отметили низкую результативность предпринимаемых мер.