Российский законодатель намерен отказаться от специального согласования перевозчиками и владельцами дорог маршрутов транспортировки некоторых опасных грузов. Такая «либерализация» правил перевозки продиктована опасениями государственных структур за сохранность государственной тайны. Соответствующий законопроект был одобрен на заседании Правительства РФ 24 января и внесен в нижнюю палату парламента.
Согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов к грузам повышенной опасности относятся те, которые могут быть использованы в террористических целях. Это, в частности, взрывчатые вещества и изделия, токсичные и воспламеняющиеся газы, легковоспламеняющиеся жидкости, радиоактивные материалы, инфекционные вещества. В России перевозка таких грузов автотранспортом регулируется федеральными законами от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности…» и от 24.07.98 № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения».
В соответствии с указанными нормативными правовыми актами перевозчикам грузов повышенной опасности требуется получить от Ространснадзора специальное разрешение на движение по автодорогам транспортного средства, перевозящего такой груз. На основании заявления Ространснадзор направляет владельцам автомобильных дорог федерального, регионального, местного значения и частных автомобильных дорог заявку на согласование маршрута. При получении заявки владелец автомобильной дороги регистрирует ее в ведомственных информационных системах или единой системе межведомственного электронного взаимодействия и в течение четырех дней проводит согласование маршрута. Отклоняться от согласованного маршрута перевозчику запрещено.
При этом действующее законодательство не делает различий между «гражданскими» опасными грузами и теми, которые постановление Правительства РФ от 28.04.2015 № 419-17 относит к специальным, то есть особо важным в контексте государственных нужд страны и обеспечения ее безопасности. И в этом кабмин усмотрел большую проблему. Ведь владельцы дорог, таким образом, не будучи допущенными к гостайне, не могут и согласовывать маршрут перевозок особо важных грузов. Либо же им надо доверять совершенно секретную информацию.
Законопроектом № 639747-7 предлагается исключить специальные грузы из сферы регулирования федеральных законов № 257-ФЗ и № 127-ФЗ в части, которая требует координации перевозчика специальных грузов и владельцев дорог. Отнесение груза к категории особо важных будет прерогативой нормативных актов Правительства РФ.
Освобождение перевозчиков от необходимости получения специального разрешения на перевозку специальных грузов, уверены в Правительстве РФ, не окажет влияния на безопасность перевозок, поскольку в соответствии с Положением о специальных перевозках (утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 № 419-17) на них распространяются повышенные требования к безопасности.
Вместе с тем принятие предлагаемых проектом изменений позволит исключить доступ посторонним лицам к секретным сведениям о перемещении специальных грузов.