Рост внешних доходов ведет к увеличению внутренних заимствований

| статьи | печать

Институт «Центр развития» НИУ «Высшая школа экономики» представил расчеты о том, как будет в этом году нарастать объем внутренних заимствований — примерно втрое. Это объяснимо с учетом продолжающегося роста доходов от продажи нефти и газа.

Исследователи напоминают, что, по предварительным данным Минфина, за 2018 г. доходы федерального бюджета составили 19,5 трлн руб. — почти на 30% больше, чем в прошлом году. Нефтегазовые доходы федерального бюджета выросли на 51%. В последний раз такой прирост нефтегазовых доходов наблюдался в 2008 г. На этот раз все шло по известному сценарию — резкому росту экспортных доходов способствовали одновременно и рост цен на нефть, и ослабление рубля.

Как быть, когда доходы растут

Аналитики отмечают главное следствие роста нефтегазовых поступлений не в том, что начался бум инвестиций или стали расти доходы потребителей, которые ринулись за отложенными покупками и тем стимулировали увеличение производства актуальных товаров и услуг, рост числа создаваемых рабочих мест. На самом деле, следствием стало не менее резкое увеличение объемов операций Минфина по приобретению валюты на открытом рынке: соответствующие показатели 2017 г. были превышены в 4,6 раза.

При этом расходы федерального бюджета в номинальном выражении выросли всего на 1,8%, а в реальном выражении — сократились на 1%, пишут авторы комментария.

Однако декларируется рост бюджетных расходов, в том числе — в соответствии с указами президента. И ученые делают вывод, что в 2019 г. на фоне быстрого пополнения ФНБ для финансирования бюджетных расходов потребуется втрое увеличить объем внутренних заимствований.

Когда рубль слабеет, казна крепнет

Авторы исследования констатируют, что в 2018 г. доходы федерального бюджета по сравнению с 2017 г. резко выросли. По отношению к ВВП они составили 19,0%, что на 2,6 п.п. превышает уровень 2017 г. Такой рост доходов обусловлен бурным ростом нефтегазовых поступлений. Средняя цена на нефть марки Urals в 2018 г. выросла до 70,3 долл. за баррель против 53,3 долл. за баррель в 2017 г. Одновременно под влиянием новых, уже введенных и только ожидаемых санкций, а также операций Минфина на валютном рынке, средний обменный курс доллара к рублю в 2018 г. составил 62,54 руб., тогда как в 2017 г. он составлял 58,33 руб. Рост мировых цен на нефть, сопровождаемый ослаблением рубля, привел к росту нефтегазовых доходов федерального бюджета на 51%. Ослабление рубля на фоне роста цен на энергоносители составляет главную особенность формирования доходов федерального бюджета в 2018 г.

Ненефтегазовые доходы федерального бюджета в 2018 г. выросли по сравнению с 2017 г. на 14%. При этом поступления НДС от продаж на внутреннем рынке выросли на 16,4%, акцизов — сократились на 5,4% (под влиянием перераспределения акцизов на моторное топливо в пользу федерального центра), поступления от налога на прибыль выросли на 31%. Поступления от НДС на импорт увеличились на 18%, от импортной пошлины — на 14%. На динамику этих поступлений позитивно повлиял слабый обменный курс рубля. При этом товарный импорт в долларах США по оценке ЦБ РФ за 2018 г. вырос по отношению к 2017 г. всего на 4,6%.

Как перераспределяются расходы

Расходы федерального бюджета в 2018 г. составили 16,7 трлн руб. Незначительно изменившись по сравнению с 2017 г. по номиналу, как доля в ВВП они сократились на 1,5 п.п. В реальном выражении расходы федерального бюджета уменьшились по сравнению с 2017 г. на 1,1%, а по сравнению с относительно благополучным 2012 г. — на 15%. Очевидно, полагают ученые, что политика сокращения расходов в реальном выражении проводилась в течение 2015—2018 гг.

Эксперты делают анализ динамики структуры расходов федерального бюджета (выраженной в долях ВВП). И анализ показывает, что основными сдвигами в 2018 г. являются коррекция доли затрат на оборону, безопасность, национальную экономику и на социальные расходы. Последние заметно сократились за счет затрат на пенсионное обеспечение. Расходы на оборону в номинальном выражении остались на уровне 2017 г., как доля в ВВП они снизились до 2,8%, что соответствует уровням 2012 и 2013 гг.

«Отметим, — пишут авторы работы, — что часть расходов на оборону, предусмотрен-ных бюджетной росписью, не была осуществлена — вероятно, эти расходы будут перенесены на 2019 г. Расходы на национальную экономику в 2018 г. сократились по сравнению с 2017 г. на 2,4% под влиянием сокращения транспортных субсидий и резкого (более чем в 2 раза) снижения расходов на „Исследование и использование космического пространства“. Расходы федерального бюджета на образование и здравоохранение в 2018 г. оставались на сложившемся низком уровне — 0,7% и 0,5% ВВП соответственно».

Покупка валюты — почти на половину нефтегазовых доходов

Профицит федерального бюджета в 2018 г. составил 2,7 трлн руб., или 2,7% ВВП. Значительная часть нефтегазовых доходов в соответствии с бюджетным правилом была направлена на валютный рынок (по сообщениям Минфина России, в сентябре 2018 г. в связи с резким скачком обменного курса рубля приобретение валюты Минфином России осуществлялось через конверсионные операции с Банком России, без выхода на открытый рынок). В целом за 2018 г. объем операций по приобретению валюты за счет дополнительных нефтегазовых доходов составил 4,2 трлн руб., или 47% от общего объема нефтегазовых доходов. Таким образом, в 2019 г. Фонд национального благосостояния должен пополниться на 4,2 трлн руб. в валютном эквиваленте, в 2018 г. аналогичное пополнение в рублях за счет операций 2017 г. составило всего 907 млрд. С учетом этого, расходы в 2018 г. превысили сумму базовых нефтегазовых доходов и ненефтегазовых доходов на 1,47 трлн руб.

Естественно, образовался недостаток финансовых ресурсов, который ученые не хотят называть дефицитом, чтобы не вносить путаницу. Этот недостаток был профинансирован в основном за счет ФНБ — из этого источника поступил 1,1 трлн руб. С рынка государственных ценных бумаг было привлечено около 0,5 трлн руб.

Новое в бюджетной конструкции

Эксперты Центра развития сравнивают бюджетную конструкцию 2019 г. с 2018 г. Они полагают, что раз в соответствии с Законом о бюджете в текущем году расходы федерального бюджета должны вырасти почти на 8%, четырехлетнее сокращение бюджетных расходов в реальном выражении сменится ростом. Изменение сложившейся тенденции связано с появлением в федеральном бюджете расходов на национальные проекты.

Другим важным отличием 2019 г. является прекращение использования средств ФНБ для финансирования бюджетных расходов (при превышении мировыми ценами на нефть базовой цены, заложенной в бюджетном правиле). Доходы бюджета в 2019 г. запланированы на уровне 19,96 трлн руб., расходы — на уровне 18,04 трлн руб. При этом нефтегазовые доходы в объеме 3,4 трлн руб. будут направлены на валютный рынок. С учетом этих операций недостаток финансовых ресурсов составит 1,44 трлн руб. (практически так же, как и в 2018 г.), однако в 2019 г. планируется покрыть его целиком за счет государственных заимствований, которые по сравнению с 2018 г. должны вырасти втрое, до 1,5 трлн руб.

О возможных последствиях реализации столь глобального замысла ученые говорят предельно осторожно и очень кратко: «Как Минфин собирается выполнять эту грандиозную задачу и что при этом произойдет с корпоративными и региональными заимствованиями, пока не ясно. Это один из вызовов 2019 г.».

Доходы федерального бюджета за 2011—2018 гг., в % к ВВП

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Доходы, всего

18,9

18,9

17,8

18,3

16,4

15,6

16,4

19,0

Нефтегазовые доходы

9,4

9,5

8,9

9,4

7,1

5,6

6,5

8,8

Ненефтегазовые доходы

9,5

9,4

8,9

8,9

9,4

10,0

9,9

10,2

НДС (внутренний)

2,9

1,4

1,3

1,5

1,6

3,1

3,3

3,5

Акцизы

0,4

0,5

0,6

0,7

0,6

0,7

1,0

0,8

Налог на прибыль

0,6

0,6

0,5

0,5

0,6

0,6

0,8

1,0

НДС на ввозимые товары

2,5

2,4

2,3

2,2

2,1

2,2

2,2

2,4

Акцизы на ввозимые товары

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

Ввозные пошлины

1,1

1,1

0,9

0,8

0,7

0,7

0,6

0,6

Прочие

1,9

3,3

3,1

3,1

3,7

2,7

1,8

1,8

Источники: Минфин России, расчеты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ

Структура расходов федерального бюджета в 2011—2018 гг., в % к ВВП

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Расходы, всего

18,1

18,9

18,2

18,7

18,8

19,1

17,8

16,3

Общегосударственные вопросы

1,3

1,2

1,2

1,2

1,3

1,3

1,3

1,2

Национальная оборона

2,5

2,7

2,9

3,1

3,8

4,4

3,1

2,8

Национальная безопасность

2,1

2,7

2,8

2,6

2,4

2,2

2,1

1,9

Национальная экономика

3,0

2,9

2,5

3,9

2,8

2,7

2,7

2,3

ЖКХ

0,5

0,3

0,2

0,2

0,2

0,1

0,1

0,1

Охрана окружающей среды

0,0

0,0

0,0

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

Образование

0,9

0,9

0,9

0,8

0,7

0,7

0,7

0,7

Культура, кинематография

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

Здравоохранение

0,8

0,9

0,7

0,7

0,6

0,6

0,5

0,5

Социальная политика

5,2

5,7

5,2

4,4

5,1

5,3

5,4

4,5

Физическая культура и спорт 0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

СМИ

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

Обслуживание гос. долга

0,4

0,5

0,5

0,5

0,6

0,7

0,8

0,8

Межбюджетные трансферты

1,1

0,9

0,9

1,0

0,8

0,8

0,9

1,1

Источники: Минфин России, Росстат, расчеты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ