В аналитическом докладе «Тенденции развития интернета в условиях формирования цифровой экономики» эксперты Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ отразили уровень овладения в России интернетом в контексте готовности к наступающей цифровизации всего и вся. Ученые признают стремительность распространения в России интернета, но на фоне других стран наши достижения в данной сфере выдающимися пока не выглядят.
Даже краткие выводы из двухсотстраничного исследования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ превышают вместительные возможности данной полосы почти вдвое, поэтому многим пришлось пожертвовать. Логичным показалось ознакомить читателей с данными об освоенности интернета населением и бизнесом.
Население в «цифре»…
Интернет-аудитория ежегодно увеличивается в среднем на 3 п.п. и в 2017 г. она составила 83,7%, констатируют авторы доклада.
Стремительное распространение интернета сопровождается ростом интенсивности его использования: за 2010—2017 гг. доля наиболее активных пользователей — тех, кто выходит в сеть ежедневно, — выросла в 2,3 раза — до 60,6%.
В 2013—2017 гг. доля пользователей мобильного интернета повысилась на 9 п.п. и достигла 56,8% взрослого населения. Частота использования всего спектра портативной техники для выхода в сеть в последние годы увеличивается, основную роль в данном процессе играют смартфоны как наиболее универсальные и функциональные устройства.
Несмотря на стремительное развитие устройств, разнообразие типов доступа к сети и возможностей ее использования (включая получение государственных и социальных услуг, образование и проведение досуга), практически каждый шестой (16,3%) житель нашей страны в возрасте от 15 до 74 лет никогда не пользовался интернетом.
Доля лиц, отказывающихся от использования интернета из соображений безопасности, относительно невелика: в 2017 г. она составила 3,4%. Среди пользователей интернета удельный вес столкнувшихся с угрозами информационной безопасности имеет тенденцию к сокращению — 34,2% в 2015 г. и 28,8% в 2017 г. Для предотвращения различного рода проблем, связанных с работой в сети, пользователи интернета активно применяют средства защиты информации: в 2017 г. они были востребованы более чем у 80% респондентов. Самые популярные из них — антивирусные средства и антиспамовые фильтры.
Использование населением различных возможностей ИТ-технологий ограничивается не только отсутствием необходимости в них, но и недостатком специальных компетенций и навыков. Это вторая по распространенности причина отказа от интернета: ее указал каждый третий (29%) взрослый житель страны, не пользовавшийся сетью более года. Доля лиц, осознающих нехватку компетенций в данной области, ежегодно увеличивается (в среднем на 3,5 п.п.).
Пользовательские навыки авторы исследования условно разделили на базовые (используемые преимущественно в повседневной жизни) и продвинутые (обязательные для осуществления профессиональной деятельности). К базовым отнесены навыки работы с офисными приложениями — текстовым редактором (его использовали порядка 45% лиц в возрасте от 15 до 74 лет), электронной почтой (33,5%), электронными таблицами (24,5%), программами для создания презентаций (9,8%), общения (телефонные и видеозвонки через интернет) — 37,1%, работы с файлами — 29,6%, обработки фото-, видео- и аудиофайлов — 22,2%.
Продвинутыми являются навыки подключения и установки новых устройств — 10,5%, скачивания специализированных программ — 7,1%, изменения параметров программного обеспечения или переустановки операционной системы — 3,7 и 3,3% соответственно, программирования — 1,3%.
Базовые навыки распространены ожидаемо шире, чем продвинутые, вне зависимости от статуса занятости, отмечают эксперты ИСИЭЗ. Хотя бы одним базовым навыком владеют 74% занятых, 61% безработных и 40% лиц, не входящих в состав рабочей силы, а не менее чем одним продвинутым навыком — 19, 15 и 9% соответственно. Всеми базовыми навыками обладают 3% занятых, всеми продвинутыми — 0,5%. Среди безработных и лиц, не входящих в состав рабочей силы, базовые навыки имеют 2%, продвинутые — 0,1—0,2%.
… и бизнес в ней
Число российских подписчиков широкополосного доступа к интернету за последние пять лет выросло в 1,5 раза, достигнув к концу 2017 г. 30,9 млн абонентов фиксированного доступа и 117,4 млн — мобильного. После умеренного среднегодового прироста пользователей сети в 2014—2016 гг. (2—8% в год) в 2017 г. отмечается существенное увеличение их числа — более чем на 12%.
В 2017 г. на фоне роста ВВП на 1,5% прирост созданной в отрасли ИТ добавленной стоимости достиг 12%. Тем не менее на нее приходится лишь 0,9% ВВП. Самые высокие темпы роста, определившие динамику отрасли в целом, в 2017 г. продемонстрировали организации, осуществляющие обработку данных и размещение информации, разработку программного обеспечения.
Динамика в сфере производства продукции, связанной с ИКТ, существенно ниже, чем в отрасли ИТ. В 2017 г. валовая добавленная стоимость организаций, производящих элементы электронной аппаратуры, компьютерное, коммуникационное оборудование, бытовую электронику, технические носители информации, в постоянных ценах была ниже уровня 2016 г. (93%). Ее доля в ВВП не превысила 0,3%.
Наряду с развитием отраслей, задействованных в построении информационной инфраструктуры, производстве ИКТ-продукции и оказании ИТ-услуг, значительную роль в формировании цифровой экономики играет внедрение цифровых технологий в традиционные отрасли экономики. В 2017 г. почти две трети организаций предпринимательского сектора находили в интернете информацию о необходимых товарах (услугах) и их поставщиках, 45% предоставляли сведения о своих потребностях в продукции, 43% осуществляли онлайн-оплату товаров (услуг), 30,9% получали электронную продукцию, 6,7% распространяли подобную продукцию. В целом для взаимодействия с поставщиками использовали интернет 67,9% организаций, с потребителями — 55,4%. При столь активном онлайн-взаимодействии с партнерами доля непосредственных участников электронных продаж остается невысокой: в 2017 г. 18,1% компаний заказали продукцию (товары, услуги) с использованием специальных форм, размещенных на веб-сайте или в экстранете, или EDI-систем, 12,1% продали продукцию по поступившим по подобным каналам заказам.
Повышается роль электронной торговли в торгово-закупочной деятельности. Доля организаций, у которых электронные продажи формируют от 10 до 30% общего объема продаж, выросла по сравнению с 2016 г. на 3,5 п.п. (с 19 до 22,5% от числа компаний, продававших/закупавших онлайн). На 2 п.п. стало больше покупателей, приобретающих более половины товаров через интернет.
Облачные сервисы востребованы 22,6% организаций предпринимательского сектора. Более 72% пользователей этих услуг задействовали облачные сервисы для размещения электронной почты, каждый второй — для доступа к программному обеспечению, предоставляемому провайдером, столько же — для размещения баз данных, хранения файлов. Собственное ПО в облаках размещали 22,2% пользователей облачных сервисов.
Самые распространенные средства защиты информации в организациях, использующих интернет, — регулярно обновляемые антивирусные программы (установлены в 87,8% организаций предпринимательского сектора) и средства электронной цифровой подписи (83,7%). Около двух третьих организаций задействуют программные и/или аппаратные средства, препятствующие несанкционированному доступу вредоносных программ, технические средства аутентификации пользователей, каждая вторая — средства шифрования, спам-фильтры, треть — программные и/или аппаратные средства, препятствующие несанкционированному доступу вредоносных программ.
Население, использующее интернет, по странам: 2017*, % от численности населения в возрасте от 16 до 74 лет**
Страна |
Значение |
---|---|
Исландия |
98 |
Норвегия |
98 |
Дания |
97 |
Люксембург |
97 |
Швеция |
96 |
Республика Корея |
95 |
Великобритания |
95 |
Нидерланды |
95 |
Финляндия |
94 |
Швейцария |
94 |
Австралия |
91 |
Германия |
90 |
Австрия |
88 |
Бельгия |
88 |
Эстония |
88 |
Франция |
87 |
Испания |
85 |
Чехия |
85 |
Чили |
83 |
Израиль |
83 |
Словакия |
82 |
США |
82 |
Ирландия |
81 |
Кипр |
81 |
Латвия |
81 |
Мальта |
80 |
Словения |
79 |
Литва |
78 |
Венгрия |
77 |
Польша |
76 |
Россия |
76 |
Португалия |
74 |
Италия |
71 |
Греция |
70 |
Мексика |
65 |
Турция |
65 |
Румыния |
64 |
Болгария |
63 |
* Или ближайшие годы, по которым имеются данные. Рассматривается использование интернета за последние три месяца. |
|
** По России — в возрасте от 15 до 74 лет. |
Валовая добавленная стоимость (ВДС) и численность занятых в ИТ по странам: 2017*, % от соответствующего показателя по предпринимательскому сектору
Страна |
Занятые |
ВДС |
---|---|---|
Эстония |
2,3 |
3,4 |
Финляндия |
2,4 |
3,4 |
Швеция |
2,1 |
3,2 |
Великобритания |
2,3 |
3,0 |
Ирландия |
2,1 |
2,9 |
Нидерланды |
2,1 |
2,8 |
Чехия |
1,7 |
2,7 |
Германия |
1,8 |
2,6 |
Франция |
1,8 |
2,5 |
Япония |
— |
2,4 |
Венгрия |
1,6 |
2,4 |
Латвия |
2,0 |
2,3 |
Швейцария |
1,9 |
2,2 |
Дания |
1,8 |
2,1 |
США |
1,4 |
2,1 |
Словакия |
1,6 |
2,1 |
Словения |
1,6 |
2,0 |
Бельгия |
1,4 |
2,0 |
Австрия |
1,6 |
1,9 |
Республика Корея |
0,8 |
1,9 |
Италия |
1,7 |
1,8 |
Норвегия |
1,6 |
1,8 |
Польша |
1,2 |
1,8 |
Испания |
1,4 |
1,7 |
Канада |
1,8 |
1,6 |
Люксембург |
2,6 |
1,5 |
Португалия |
1,0 |
1,2 |
Россия |
0,7 |
1,1 |
Турция |
— |
1,1 |
Греция |
0,6 |
0,4 |
Мексика |
0,1 |
0,1 |
* Или ближайшие годы, по которым имеются данные. |