Насколько мы готовы к цифровой экономике

| статьи | печать

В аналитическом докладе «Тенденции развития интернета в условиях формирования цифровой экономики» эксперты Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ отразили уровень овладения в России интернетом в контексте готовности к наступающей цифровизации всего и вся. Ученые признают стремительность распространения в России интернета, но на фоне других стран наши достижения в данной сфере выдающимися пока не выглядят.

Даже краткие выводы из двухсотстраничного исследования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ превышают вместительные возможности данной полосы почти вдвое, поэтому многим пришлось пожертвовать. Логичным показалось ознакомить читателей с данными об освоенности интернета населением и бизнесом.

Население в «цифре»…

Интернет-аудитория ежегодно увеличивается в среднем на 3 п.п. и в 2017 г. она составила 83,7%, констатируют авторы доклада.

Стремительное распространение интернета сопровождается ростом интенсивности его использования: за 2010—2017 гг. доля наиболее активных пользователей — тех, кто выходит в сеть ежедневно, — выросла в 2,3 раза — до 60,6%.

В 2013—2017 гг. доля пользователей мобильного интернета повысилась на 9 п.п. и достигла 56,8% взрослого населения. Частота использования всего спектра портативной техники для выхода в сеть в последние годы увеличивается, основную роль в данном процессе играют смартфоны как наиболее универсальные и функциональные устройства.

Несмотря на стремительное развитие устройств, разнообразие типов доступа к сети и возможностей ее использования (включая получение государственных и социальных услуг, образование и проведение досуга), практически каждый шестой (16,3%) житель нашей страны в возрасте от 15 до 74 лет никогда не пользовался интернетом.

Доля лиц, отказывающихся от использования интернета из соображений безопасности, относительно невелика: в 2017 г. она составила 3,4%. Среди пользователей интернета удельный вес столкнувшихся с угрозами информационной безопасности имеет тенденцию к сокращению — 34,2% в 2015 г. и 28,8% в 2017 г. Для предотвращения различного рода проблем, связанных с работой в сети, пользователи интернета активно применяют средства защиты информации: в 2017 г. они были востребованы более чем у 80% респондентов. Самые популярные из них — антивирусные средства и антиспамовые фильтры.

Использование населением различных возможностей ИТ-технологий ограничивается не только отсутствием необходимости в них, но и недостатком специальных компетенций и навыков. Это вторая по распространенности причина отказа от интернета: ее указал каждый третий (29%) взрослый житель страны, не пользовавшийся сетью более года. Доля лиц, осознающих нехватку компетенций в данной области, ежегодно увеличивается (в среднем на 3,5 п.п.).

Пользовательские навыки авторы исследования условно разделили на базовые (используемые преимущественно в повседневной жизни) и продвинутые (обязательные для осуществления профессиональной деятельности). К базовым отнесены навыки работы с офисными приложениями — текстовым редактором (его использовали порядка 45% лиц в возрасте от 15 до 74 лет), электронной почтой (33,5%), электронными таблицами (24,5%), программами для создания презентаций (9,8%), общения (телефонные и видеозвонки через интернет) — 37,1%, работы с файлами — 29,6%, обработки фото-, видео- и аудиофайлов — 22,2%.

Продвинутыми являются навыки подключения и установки новых устройств — 10,5%, скачивания специализированных программ — 7,1%, изменения параметров программного обеспечения или переустановки операционной системы — 3,7 и 3,3% соответственно, программирования — 1,3%.

Базовые навыки распространены ожидаемо шире, чем продвинутые, вне зависимости от статуса занятости, отмечают эксперты ИСИЭЗ. Хотя бы одним базовым навыком владеют 74% занятых, 61% безработных и 40% лиц, не входящих в состав рабочей силы, а не менее чем одним продвинутым навыком — 19, 15 и 9% соответственно. Всеми базовыми навыками обладают 3% занятых, всеми продвинутыми — 0,5%. Среди безработных и лиц, не входящих в состав рабочей силы, базовые навыки имеют 2%, продвинутые — 0,1—0,2%.

… и бизнес в ней

Число российских подписчиков широкополосного доступа к интернету за последние пять лет выросло в 1,5 раза, достигнув к концу 2017 г. 30,9 млн абонентов фиксированного доступа и 117,4 млн — мобильного. После умеренного среднегодового прироста пользователей сети в 2014—2016 гг. (2—8% в год) в 2017 г. отмечается существенное увеличение их числа — более чем на 12%.

В 2017 г. на фоне роста ВВП на 1,5% прирост созданной в отрасли ИТ добавленной стоимости достиг 12%. Тем не менее на нее приходится лишь 0,9% ВВП. Самые высокие темпы роста, определившие динамику отрасли в целом, в 2017 г. продемонстрировали организации, осуществляющие обработку данных и размещение информации, разработку программного обеспечения.

Динамика в сфере производства продукции, связанной с ИКТ, существенно ниже, чем в отрасли ИТ. В 2017 г. валовая добавленная стоимость организаций, производящих элементы электронной аппаратуры, компьютерное, коммуникационное оборудование, бытовую электронику, технические носители информации, в постоянных ценах была ниже уровня 2016 г. (93%). Ее доля в ВВП не превысила 0,3%.

Наряду с развитием отраслей, задействованных в построении информационной инфраструктуры, производстве ИКТ-продукции и оказании ИТ-услуг, значительную роль в формировании цифровой экономики играет внедрение цифровых технологий в традиционные отрасли экономики. В 2017 г. почти две трети организаций предпринимательского сектора находили в интернете информацию о необходимых товарах (услугах) и их поставщиках, 45% предоставляли сведения о своих потребностях в продукции, 43% осуществляли онлайн-оплату товаров (услуг), 30,9% получали электронную продукцию, 6,7% распространяли подобную продукцию. В целом для взаимодействия с поставщиками использовали интернет 67,9% организаций, с потребителями — 55,4%. При столь активном онлайн-взаимодействии с партнерами доля непосредственных участников электронных продаж остается невысокой: в 2017 г. 18,1% компаний заказали продукцию (товары, услуги) с использованием специальных форм, размещенных на веб-сайте или в экстранете, или EDI-систем, 12,1% продали продукцию по поступившим по подобным каналам заказам.

Повышается роль электронной торговли в торгово-закупочной деятельности. Доля организаций, у которых электронные продажи формируют от 10 до 30% общего объема продаж, выросла по сравнению с 2016 г. на 3,5 п.п. (с 19 до 22,5% от числа компаний, продававших/закупавших онлайн). На 2 п.п. стало больше покупателей, приобретающих более половины товаров через интернет.

Облачные сервисы востребованы 22,6% организаций предпринимательского сектора. Более 72% пользователей этих услуг задействовали облачные сервисы для размещения электронной почты, каждый второй — для доступа к программному обеспечению, предоставляемому провайдером, столько же — для размещения баз данных, хранения файлов. Собственное ПО в облаках размещали 22,2% пользователей облачных сервисов.

Самые распространенные средства защиты информации в организациях, использующих интернет, — регулярно обновляемые антивирусные программы (установлены в 87,8% организаций предпринимательского сектора) и средства электронной цифровой подписи (83,7%). Около двух третьих организаций задействуют программные и/или аппаратные средства, препятствующие несанкционированному доступу вредоносных программ, технические средства аутентификации пользователей, каждая вторая — средства шифрования, спам-фильтры, треть — программные и/или аппаратные средства, препятствующие несанкционированному доступу вредоносных программ.

Население, использующее интернет, по странам: 2017*, % от численности населения в возрасте от 16 до 74 лет**

Страна

Значение

Исландия

98

Норвегия

98

Дания

97

Люксембург

97

Швеция

96

Республика Корея

95

Великобритания

95

Нидерланды

95

Финляндия

94

Швейцария

94

Австралия

91

Германия

90

Австрия

88

Бельгия

88

Эстония

88

Франция

87

Испания

85

Чехия

85

Чили

83

Израиль

83

Словакия

82

США

82

Ирландия

81

Кипр

81

Латвия

81

Мальта

80

Словения

79

Литва

78

Венгрия

77

Польша

76

Россия

76

Португалия

74

Италия

71

Греция

70

Мексика

65

Турция

65

Румыния

64

Болгария

63

* Или ближайшие годы, по которым имеются данные. Рассматривается использование интернета за последние три месяца.

** По России — в возрасте от 15 до 74 лет.
Источник: по России — Росстат, по зарубежным странам — Евростат, ОЭСР

Валовая добавленная стоимость (ВДС) и численность занятых в ИТ по странам: 2017*, % от соответствующего показателя по предпринимательскому сектору

Страна

Занятые

ВДС

Эстония

2,3

3,4

Финляндия

2,4

3,4

Швеция

2,1

3,2

Великобритания

2,3

3,0

Ирландия

2,1

2,9

Нидерланды

2,1

2,8

Чехия

1,7

2,7

Германия

1,8

2,6

Франция

1,8

2,5

Япония

2,4

Венгрия

1,6

2,4

Латвия

2,0

2,3

Швейцария

1,9

2,2

Дания

1,8

2,1

США

1,4

2,1

Словакия

1,6

2,1

Словения

1,6

2,0

Бельгия

1,4

2,0

Австрия

1,6

1,9

Республика Корея

0,8

1,9

Италия

1,7

1,8

Норвегия

1,6

1,8

Польша

1,2

1,8

Испания

1,4

1,7

Канада

1,8

1,6

Люксембург

2,6

1,5

Португалия

1,0

1,2

Россия

0,7

1,1

Турция

1,1

Греция

0,6

0,4

Мексика

0,1

0,1

* Или ближайшие годы, по которым имеются данные.
Источник: по России — расчеты НИУ ВШЭ по данным Росстата, по зарубежным странам — ОЭСР