МЭР: рывок экономики был разовым, впереди — скромный рост

| статьи | печать

Прирост ВВП в 2018 г., по данным Росстата, ускорился до 2,3%, что превзошло прогнозы как официальных, так и независимых экспертов. Однако, по оценке Минэкономразвития, ускорение экономической динамики во многом обусловлено разовыми факторами и не является устойчивым. Снижение реальных доходов населения ведомство объясняет сокращением в первую очередь доходов состоятельных граждан. В нынешнем году отечественную экономику ждет небольшой рост порядка 1,3%.

По сведениям статведомства, прирост ВВП в 2018 г. ускорился до 2,3% после 1,6% годом ранее, что выше оценок Минэкономразвития, сделанных на основе оперативных данных, и рыночного консенсус-прогноза. Ускорение темпов роста валового продукта, по мнению аналитиков МЭР, во многом обусловлено разовыми причинами и не является долгосрочным. В текущем году ожидается лишь небольшой прирост валового продукта на уровне 1,3%.

В отраслевом разрезе ускорение роста ВВП по сравнению с предыдущим годом было обеспечено такими секторами, как добывающая промышленность (в результате окончания первой сделки ОПЕК+), строительство (данные по которому были пересмотрены в сторону увеличения), кредитование населения (включая ипотеку), транспортировка и хранение.

Существенный вклад в рост ВВП в прошлом году, по оценке Минэкономразвития, также внес потребительский спрос, который увеличился на 2,2% по сравнению с уровнем 2017 г.

Оборот розничной торговли в 2018 г. вырос на 2,6% по-сле 1,3% годом ранее, в том числе за счет расширения спроса на товары длительного пользования. Автомобильный рынок второй год подряд показал двузначный рост (на 12,8% в прошлом году после 11,9% в 2017 г.).

Кроме того, прирост оборота общественного питания ускорился до 3,6% в 2018 г. с 3,2% в предыдущем году, что стало следствием в том числе проведенного в России чемпионата мира по футболу.

Вместе с тем перечисленные индикаторы потребительского спроса в течение года демонстрировали нисходящую годовую динамику. Так, темпы прироста продаж легковых автомобилей в декабре составили 5,6% год к году, что стало самым низким показателем с начала восстановления автомобильного рынка в I квартале 2017 г.

Прочие компоненты потребительского спроса, которые включаются в показатель конечного потребления домашних хозяйств, в 2018 г. продолжили демонстрировать позитивную динамику, однако темпы их роста снизились по сравнению с 2017 г.

Так, по данным Росавиации, прирост пассажирских перевозок в 2018 г. замедлился до 10,6% после 18,6% годом ранее, главным образом за счет международных направлений. Покупки в зарубежных интернет-магазинах в январе — сентябре 2018 г. увеличились на 6,5% в долларовом эквиваленте после роста на 83,9% в 2017 г. (в рублевом эквиваленте — 17,9% год к году против 63,7% соответственно).

Зарплаты выросли за счет бюджетного сектора

Росту потребительского спроса во многом способствовало активное увеличение заработных плат как в социальной сфере, так и во внебюджетном секторе.

По предварительной оценке Росстата, в целом за 2018 г. прирост реальной заработной платы составил 6,8% (в 2017 г. — 2,9%). Значительное увеличение темпов роста заработных плат в прошлом году было связано в основном с достижением показателей, установленных майскими указами президента страны, предусматривающими повышение оплаты труда работников бюджетной сферы. По оценке Минэкономразвития, темп прироста реальных заработных плат в социальном секторе экономики в январе — ноябре составил 16,8% год к году.

Прирост заработных плат в частном секторе, по оценке МЭР, был меньше и равнялся 6,3% год к году в реальном выражении в январе — ноябре 2018 г.

Дополнительными факторами роста заработных плат в прошлом году стали индексация оплаты труда других работников бюджетной сферы и повышение минимального размера оплаты труда с 1 января и с 1 мая 2018 г.

В конце года наметилась тенденция к стабилизации прироста реальных заработных плат (по предварительной оценке Росстата, 2,5% год к году в декабре). Данное замедление было ожидаемым, и связано оно с изменением внутригодовой динамики оплаты труда в социальном секторе в 2018 г. из-за особенностей достижения установленных президентскими указами целевых показателей, а также с ускорением потребительской инфляции во второй половине года.

Доходы сократились у состоятельных граждан

На этом позитивном фоне реальные располагаемые доходы населения в 2018 г., наоборот, снизились на 0,2% по сравнению с предшествующим годом. При этом динамика основных компонентов доходов была разнонаправленной.

Важным фактором, предопределившим, по мнению экспертов МЭР, отрицательную динамику сводного показателя, стало сокращение доходов от собственности, в том числе от накоплений на депозитах в банковской системе. Это стало следствием снижения номинальных процентных ставок по вкладам на фоне сокращения инфляции. Общий вклад этого фактора достиг –0,5 п.п.

Кроме того, определенную роль сыграл рост объемов процентных платежей по банковским кредитам. Их размер учитывается в статистике располагаемых доходов с отрицательным знаком. Двузначные темпы роста кредитования населения при сохранении процентных ставок по необеспеченным потребительским кредитам на высоком уровне обусловили рост расходов на обслуживание долга на 10,5% к уровню прошлого года. Отрицательный вклад в динамику реальных располагаемых доходов составил –0,2 п.п.

Важная деталь: изменение уровня доходов населения в прошлом году сопровождала серьезная дифференциация в зависимости от уровня доходов. Негативные факторы (падение доходов от банковских депозитов, рост платежей по ипотечным кредитам), по оценке Минэкономразвития, сказались в первую очередь на доходах более обеспеченных групп населения. В то же время повышение МРОТ, увеличение выплат семьям с детьми, повышение зарплат в бюджетной сфере серьезно поддержали доходы менее обеспеченных групп населения.

Согласно данным Росстата за январь — сентябрь 2018 г. наименьший рост доходов пришелся на последние четыре децильные группы населения, то есть на группы населения с наибольшим среднедушевым доходом. В то же время увеличение доходов у первых двух групп составило 7 и 5,2% год к году (прирост на 3,9 и 2,2% в реальном выражении). В итоге совокупная негативная динамика показателя по итогам года была сформирована группами населения с доходами выше среднего уровня.

Среди факторов, формирующих доходы граждан, серьезное беспокойство экономистов вызывают опережающие темпы роста кредитов населению. По итогам 2018 г. темпы прироста розничного кредитного портфеля выросли до 22,4% по сравнению с 12,8% годом ранее.

В условиях широких возможностей для рефинансирования ранее выданных кредитов уровень просроченной задолженности физических лиц продолжил снижаться (до 5,1% на 1 января 2019 г. с уровней около 7% в начале года) и достиг минимальных с апреля 2014 г. показателей. Вместе с тем рост кредитного портфеля существенно превышал увеличение номинальных заработных плат.

Наблюдаемая динамика потребительского кредитования, по мнению аналитиков МЭР, создает риски ухудшения качества кредитного портфеля в будущем. Кроме того, растущие процентные платежи оказывают все более выраженное негативное влияние на динамику реальных располагаемых доходов населения.

Изменение компонент доходов и обязательных платежей

Компоненты   

Значение, %

Оплата труда

9,7

Доходы от предпринимательской деятельности

2,5

Пенсии

2,5

Прочие социальные выплаты

2,7

Проценты, полученные по банковским счетам, депозитам и пр.

7,2

Прочие доходы от собственности

4,6

Проценты, уплаченные за кредиты (включая валютные)

10,5

Прочие обязательные платежи

14,8

Источник: МЭР