Россияне все чаще покупают отечественные таблетки

| статьи | печать

Доля российских препаратов в структуре потребления лекарств постоянно растет. Согласно данным ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого DSM Group, за четыре года доля отечественных препаратов выросла на 2,9% в деньгах и на 1,0% в упаковках. Более заметным этот процесс был в госсегменте — как следствие программы импортозамещения и поддержки отечественных производителей на законодательном уровне. Но в последние годы динамика роста доли российских препаратов наблюдается и в коммерческом сегменте.

По данным DSM, в 2018 г. через аптеки было реализовано 5,3 млрд упаковок лекарств на сумму порядка 991,9 млрд руб. (в розничных ценах). При сравнении с 2017 г. продажи лечебных средств выросли на 4,6% в стоимостном и на 3,9% в натуральном эквиваленте.

В целом за 2018 г. доля российских препаратов составила 29,2% в стоимостном и 59,0% в натуральном выражении. Объем реализации отечественных лекарств вырос более заметно, чем продажи импортных лекарств: +6,2% в рублях и +5,3% в упаковках. Как результат, удельный вес российских препаратов в структуре аптечных продаж продолжает увеличиваться, причем рост доли происходил как в стоимостном объеме, так и в натуральном эквиваленте.

Объем коммерческого рынка лекарств в декабре 2018 г. составил 93,0 млрд руб. (в розничных ценах). По сравнению с ноябрем емкость рынка увеличилась на 9,6%. В сравнении с декабрем 2017 г. в прошлом году рынок показал прирост реализации на 6,7%. Средняя стоимость упаковки лекарственного препарата на коммерческом рынке России в декабре по сравнению с ноябрем выросла на 2,1% и составила 197,9 руб.

Растет спрос на дорогие лекарства

Структура коммерческого рынка фармацевтики в декабре 2018 г. по ценовым сегментам изменилась в пользу препаратов высокого ценового сегмента по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. Удельный вес группы лекарственных препаратов до 50 руб. уменьшился на 0,3% относительно декабря 2017 г. и составил 4,6%. Доля сегмента лекарств со средней стоимостью упаковки 50—150 руб. составила 10,3% (–0,3%). Удельный вес группы лекарств с ценовым диапазоном 150—500 руб. сократился с 46,7% в декабре 2017 г. до 44,9% в декабре 2018 г. Доля дорогостоящих препаратов составила 40,2%, что на 2,4% выше веса группы в предыдущем году.

Инфляция на лекарства в 2018 г. составила 2,9%. Это один из самых низких показателей за последние годы. Основной рост цен пришелся на препараты, не попадающие под ценовое регулирование, — 4,0%. Средства для лечения, входящие в список ЖНВЛП, выросли в цене в среднем на 0,8%.

Динамика в иностранных валютах (долларах и евро) менее стабильна и связана с курсом рубля. После роста объемов рынка в 2017 г., в 2018 г. наблюдается падение, более сильное в евро (–6,8%).

Фармпром опасается криптокода

Чтобы рассказать о результатах работы отрасли в 2018 г. и проблемах, которые предстоит решить, руководители отраслевых объединений провели несколько пресс-конференций. На одной из них Нелли Игнатьева, исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС), отметила, что аптечные организации работают в тесной взаимосвязи с фармпроизводителями. «Сегодня наш фармацевтический рынок находится на этапе развития. Тренд о том, что лекарства производятся „на коленках“, нужно оставить в прошлом. Сейчас это высококачественные препараты, не уступающие зарубежным аналогам», — считают в руководстве РААС.

Виктор Дмитриев, генеральный директор АРФП, продолжая тему, подчеркнул, что за последние годы отечественный фармрынок показал значительный рост: «Во многом это обуславливается принятой стратегией „Фарма-2020“. Рынок перевалил за 1 трлн руб. Отрадно отметить, что российские или, как теперь принято говорить, локально произведенные препараты, занимают 80% в списке ЖНВЛП». По данным Минпромторга, в 2009 г. российские препараты занимали порядка 20% рынка, а его общий объем был менее 300 млрд руб. Сегодня объем рынка 1,246 трлн руб., а по итогам 2017 г. российские лекарства заняли больше 30% рынка.

Что касается насущных проблем, участников рынка беспокоит кардинальная смена концепции маркировки лекарств. Ведущие ассоциации фармацевтической отрасли полагают, что введение новых подходов, существенно меняющих технические параметры проекта за счет включения криптокода, неминуемо повлечет за собой негативные последствия для системы лекарственного обеспечения.

Производители лекарств считают, что на сегодняшний день пока не найдено технологическое решение, которое позволяет гарантированно наносить криптокод с обеспечением его считываемости по всей товаропроводящей цепочке в течение всего срока годности препарата. Кроме того, много вопросов вызывает текущая степень готовности ЛПУ, аптечных организаций, ФАПов по всей стране — как в рамках уже начатого пилота, так и в свете новых требований по использованию криптокода. Новый формат, который предлагается фармотрасли сегодня, значительно дезавуирует все достигнутые промежуточные результаты.

По словам В. Дмитриева, нельзя не согласиться, что прозрачность рынка, возможность прослеживания движения каждой конкретной упаковки лекарств, обеспечиваемых маркировкой, — это серьезный удар по фальшивкам и некачественным препаратам. «Однако предполагаемая избыточная технология с криптозащитой, приводящая к удорожанию продукции и вымыванию отечественных лекарственных средств с рынка, дискредитирует саму идею и безмерно обогащает бенефициаров ООО „ЦРПТ“. Этого допустить нельзя!» — считает глава АРФП.

Дмитрий Чагин, председатель правления Ассоциации фармацевтических производителей Евразийского экономического союза, выразил обеспокоенность стремительными серьезными изменениями правил игры без полноценной технической апробации, которые приведут к невозможности интеграции российской фармацевтической отрасли в международную инфраструктуру, а также создадут риски дефектуры лекарственных препаратов для населения стран ЕАЭС.

«Компании-производители инвестировали значительные средства, в том числе в рамках государственного субсидирования, представленного Минпромторгом России, в оснащение производственных линий и закупку необходимого оборудования. Нововведения в виде „криптохвоста“ сводят на нет эти инвестиции, значительно ухудшают технологические параметры производства препаратов, повышают количество брака, что радикально скажется на себестоимости продукции и доступности препаратов, в первую очередь низкостоимостного сегмента», — указала Надежда Дараган, председатель Координационного Совета Национальной ассоциации производителей фармацевтической продукции и медицинских изделий «АПФ».

Для розничного звена включение криптокода также серьезно осложняет работу, и все текущие вопросы пока остаются без ответа. «Система не работает даже в пилотном режиме. Для отработки модели маркировки нужна системная работа со всеми звеньями товаропроводящей цепи, включая аптеки. В противном случае — неизбежен паралич системы лекарственного обеспечения», — подчеркнул Дмитрий Целоусов, исполнительный директор «Союзфарма».

«Лекарства — это не шубы, не табачные изделия, не алкоголь и не обувь. Мы считаем своим профессиональным долгом донести до общественности все риски, которые могут возникнуть в связи с добавлением криптоэлемента», — сказал Владимир Шипков, исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей. По его мнению, индустрия готова обеспечить маркировку лекарственных препаратов в установленные законом сроки при сохранении текущих параметров проекта и тем самым гарантировать ассортиментную и физическую доступность препаратов. Но любое серьезное изменение условий проекта требует нового полноценного пилота.

По мнению производителей, в настоящее время меняется отношение как к российским препаратам, так и к российской фармацевтике в целом. Эксперты сошлись во мнении, что успешное взаимодействие всех игроков рынка создает благоприятную атмосферу для сотрудничества и играет положительную роль в лоббировании интересов пациентов, а введение новых регуляторных инициатив, как правило, приводит к появлению дополнительных барьеров.

Соотношение отечественных и импортных препаратов, млн руб.

Год

импортные

отечественные

всего, млн руб.

2017

676 213

272 427

948 640

2018

702 475

289 385

991 860

Соотношение отечественных и импортных препаратов, млн упаковок

Год

импортные

отечественные

всего

2017

2117

2953

5070

2018

2158

3109

5267

Источник: DSM

К сведению

Концентрация аптек по регионам растет

По данным AlphaRM, количество аптечных учреждений в 2018 г. составило 65 643 точки, что на 3% больше, чем в прошлом году. При этом по общему количеству аптек лидирует Центральный федеральный округ. Далее за ним следует Приволжский федеральный округ, позиция которого также оказалась неизменной.

Практически все федеральные округа показали положительный прирост по отношению к 2017 г., за исключением СФО. Бурятия и Забайкальский край переданы из состава Сибирского федерального округа в состав Дальневосточного федерального округа, таким образом прирост аптечных учреждений в ДФО составил 32%. А СФО, напротив, показал отрицательную динамику — –6%.

По количеству аптек среди субъектов федерации лидирует Москва (4682 аптечных учреждений) и Московская область (3979 аптечных учреждений).

Наибольшая концентрация аптечных учреждений на 10 тыс. человек наблюдается в Дальневосточном федеральном округе (5,3), а наименьшая — в Северо-Кавказском (3,0).