Международная ассоциация независимых исследовательских агентств Gallup International, сообщает ее российский член холдинг «Ромир», в рамках традиционного проекта «Конец года» попросила своих респондентов в 57 странах (всего опрошено около 52 500 человек) оценить воздействие внешней политики сверхдержав на общую обстановку в мире. Результаты — ниже.
Более половины участников опроса Gallup International определили политику США (56%) и России (52%) как дестабилизирующую. И немногим более четверти респондентов дали политике Штатов (28%) и России (27%) положительные оценки. При этом около двух третей россиян (63%) убеждены, что международная политика их страны оказывает стабилизирующее воздействие на мир в целом. Аналогичный показатель значительно ниже среди граждан США (37%), что, полагают авторы исследования, отражает глубокие внутренние разногласия внутри американского общества.
Европейский Союз воспринимается респондентами во всем мире как наиболее стабилизирующая сила — такой вариант ответа указали 45% опрошенных. Негативные отзывы в общей сложности составили чуть менее трети голосов (31%). ЕС получил положительные оценки во всех обследованных регионах, за исключением России и Западной Азии.
Китай же мировым общественным мнением оценивается скорее негативно, но менее резко, чем США и Россия. О его дестабилизирующей политике заявили 42% опрошенных, а противоположное мнение набрало порядка трети голосов — 31%. Отрицательные оценки в адрес Китая превалируют в США, Канаде, Австралии и Восточной Азии.
Вот как результаты опроса комментирует вице-президент Gallup International Андрей Милехин: «В мире уже давно существуют не две силы или сверхдержавы, а как минимум четыре. И каждая из них ведет себя по-разному. Америка, по-ковбойски, в попытках доминирования бряцает оружием. Китай мудро сидит на берегу реки в ожидании, когда проплывет труп врага. Россия никак не может определиться, с кем же она больше друг — с Китаем или с Европой. А воспринимаемая как стабилизирующая сила Европа, увы, сама пребывает в полуразобранном состоянии <…> Поэтому так сложно России договариваться с Европой, что она невольно смотрит в сторону китайского дракона».
Как тут не вспомнить ленинскую аксиому, что политика — это продолжение экономики.