На прошедшей в Москве традиционной конференции, посвященной поддержке госкомпанией «Автодор» субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), были озвучены проблемы, которые сдерживают развитие дорожного строительства. Это и преграды для привлечения небольшого бизнеса. Решили подумать, где подыскать зоны, в которые можно будет выпускать предприятия МПС.
По словам директора Департамента конкурентной политики ГК «Автодор» Александра Соколова, компания намерена расширить квоту в 15% на участие в госзаказах предприятий МСП. Также планируется проводить практику предоставления 30% аванса от суммы договора победителю конкурса, который является участником программы партнерства государственной компании.
Министерство финансов такую инициативу пока не поддержало, мотивируя свою позицию тем, что подобная практика может, в определенной мере, ограничить конкуренцию.
«Очевидно, что аванс субъектам МСП ожидается только после заключения контракта. В таком случае о договоренностях и других ограничениях конкуренции говорить не приходится», — считает партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева.
Дорожники готовы закупать у предприятий малого бизнеса инновационную и высокотехнологичную продукцию.
«Речь может идти о программном обеспечении, которое помогает следить за точностью, качеством строительства. Также сейчас существуют технологии, которые позволяют создавать полные и подробные 3D- и 4D-модели строящихся объектов», — полагает Е. Косарева.
В крупных проектах дорожного строительства представители малого и среднего бизнеса могут участвовать и таким образом. Но эксперты считают, что востребованы и другие формы участия.
«Предприятия МСП являются активными участниками дорожного строительства, особенно в качестве субподрядчиков на отдельных участках или видах работ. Часто крупные подрядчики, выигравшие конкурс, распределяют работы между субподрядными организациями из малого и среднего бизнеса», — уверен эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев.
Еще есть особая сфера в дорожном строительстве, которая может стать серьезной нишей для малого и среднего бизнеса, — строительство многофункциональных зон (МФЗ) дорожного сервиса. Создание таких зон высокой степени комфортности особенно актуально для платных автотрасс. Автомобильная трасса для многих регионов становится своеобразной «артерией бизнеса», способствующей также и туристическому развитию в регионах. Примером может стать локация в Тверской области, в районе автодороги М-11 «Москва — Санкт-Петербург».
«Организация отдыха, сервиса, ремонта и подобных услуг — естественная прерогатива МСП в отличие от крупного бизнеса, для которого сервис — лишние хлопоты, приносящие мало отдачи», — считает А. Калачев.
Генеральной схемой предусмотрено размещение более двухсот пятидесяти подобных зон по всей России. Малые предприятия могут сами привлечь инвесторов и обеспечить строительство объектов для своих бизнесов на территории этих зон: ресторанов, кафе, мини-отелей, прачечных, станций технического обслуживания.