Ущерб от ограничительных мер в отношении российских экспортных товаров, введенных другими странами, в прошлом году, по оценке МЭР, составил 6,3 млрд долл. (при объеме экспорта 402,7 млрд долл. за январь — ноябрь). Больше всего отечественные экспортеры потеряли от барьеров, возведенных государствами Европейского Союза (2,42 млрд долл.), США (1,17 млрд долл.) и Украиной (775 млн долл.). При этом Минэкономразвития удалось добиться снятия ограничительных мер в размере лишь 330 млн долл.
В современных условиях, по словам главы Минэкономразвития Максима Орешкина, введение ограничительных мер и нарушение правил мировой торговли становятся весьма распространенным явлением. Применяемые сейчас методы схожи с теми подходами, которые мир испытал в период Великой депрессии. «Тогда, вводя торговые барьеры, страны пытались защитить свою экономику, но все это приводило лишь к долгосрочной боли для всех», — подчеркнул руководитель экономического ведомства.
В «черный список» барьеров, которые вводятся против различных стран по экономическим или политическим мотивам, входят меры защиты рынка (антидемпинговые, компенсационные, специальные и защитные пошлины). Сюда также относятся прочие нетарифные меры (лицензирование, квоты, технические барьеры, санитарные и фитосанитарные ограничения) и, наконец, столь популярные в по-следнее время санкции.
В отношении Российской Федерации по состоянию на конец 2018 г., по данным МЭР, были введены 159 ограничительных мер 62 странами. В число торговых барьеров вошли 48 антидемпинговых пошлин (предполагаемая сумма ущерба 2,6 млрд долл.), одна компенсационная пошлина (280 млн долл.), 19 специальных защитных пошлин (2 млрд долл.) и 91 нетарифная мера (1,4 млрд долл.).
Лидерами по количеству торговых барьеров в прошлом году стали страны ЕС (25 ограничительных мер), Украина (22), Индия (16), Беларусь (13) и Турция (12).
По размеру предполагаемого ущерба от введенных барьеров на первом месте также оказался ЕС (2,42 млрд руб.). США ввели ограничительные меры на сумму порядка 1,17 млрд долл., Украина — 775 млн долл., Турция — 713 млн долл., Индия — 377 млн долл.
Интересная деталь: Соединенные Штаты не лидируют ни по количеству, ни по размеру ущерба от введенных ограничительных мер. Отчасти это объясняется тем, что размер внешнеторгового оборота с США у России невелик.
В отраслевом разрезе под самый тяжелый пресс ограничительных мер попали металлургические компании, где сумма предполагаемого ущерба равняется 3,99 млрд долл. (63% от размера всех введенных ограничений). За ними следует агропром (1,1 млрд долл., или 17%), химическая промышленность (640,7 млн долл., или 10%), автопром (306 млн долл., или 5%) и пищевая индустрия (90 млн долл., или 1%).
Борьба на стальном фронте
Важнейшим направлением работы Минэкономразвития, направленным на устранение торговых барьеров, в прошлом году стала металлургия. Экономическое ведомство выступило заинтересованной стороной в процедурах антидемпинговых расследований в ЕС по низкоуглеродистому феррохрому, а также в Индии в отношении дихромата натрия и нитрита натрия. Профильные органы ЕС и Индии признали, что основания для введения антидемпинговых мер в отношении российской продукции отсутствуют.
МЭР также провел консультации с Министерством торговли и промышленности Индии на этапе рассмотрения жалобы от индийских производителей. Они требовали ввести компенсационные пошлины в отношении российского экспорта из-за предполагаемого субсидирования.
Начало компенсационного расследования и возможное введение мер могло повлечь за собой цепную реакцию в виде начала аналогичных расследований в отношении российской продукции по всему миру. МЭР удалось добиться от индийской стороны отказа от столь рискованного для российских экспортеров шага.
Министерство развития промышленности и внешней торговли Бразилии приняло решение приостановить сроком на два года действие запретительной антидемпинговой меры для российских экспортеров горячекатаного стального проката. По истечении двух лет мера должна быть снята.
Бразилия также отменила на срок до 30 июня 2020 г. импортные пошлины на 535 промышленных товаров и снизила импортные пошлины на ИТ-товары (65 позиций).
Кроме того, МЭР ведет мониторинг действий торговых партнеров по либерализации условий доступа товаров российского экспортного интереса. В 2018 г. без продления завершили действие специальная защитная мера в Индии в отношении горячекатаного плоского проката и антидемпинговая мера на Украине в отношении шифера. Без введения меры Минэкономики Турции завершено специальное защитное расследование в отношении пневматических шин. На Украине прекратило действие временное снижение ставок акцизного сбора на бывшие в употреблении легковые автомобили, произведенные до 1 января 2010 г., которое не распространялось на Россию.
Аргентинское профильное ведомство внесло изменения в технические требования, предъявляемые к уличным фонарям, что являлось препятствием для участия российских компаний в тендерах на закупку современного осветительного оборудования. Также снижены минимальные импортные цены на шины.
В Китае благодаря непростым переговорам удалось добиться снижения с 1 ноября 2018 г. ставок ввозных таможенных пошлин более чем на 1500 товаров, в том числе металлы, древесину, текстильные изделия.
В интересах аграрного сектора
Благодаря активной работе российских отраслевых ведомств наблюдается положительная динамика в ситуации с доступом отечественной сельхозпродукции на внешние рынки. Так, в Бразилии проведена работа по устранению жестких требований к российской пшенице, из-за которых экспорт до 2018 г. был практически невозможен. В результате уже в июле прошлого года прошла поставка первой партии российского зерна.
В ноябре 2018 г. подписан протокол о взаимных поставках замороженного мяса птицы и молочной продукции между Россельхознадзором и Главным таможенным управлением КНР. С Монголией достигнута договоренность о предоставлении квот на поставку молока и пшеничной муки, с Ираном — о возобновлении поставок российской пшеницы.
Во Вьетнаме либерализована специальная защитная пошлина в отношении азотно-фосфорных удобрений. В ЮАР на 25% снижена ставка ввозной таможенной пошлины на пшеницу и маслины.
Активная работа по устранению барьеров на внешних рынках ведется и на площадке ЕАЭС. Так, в Киргизии снято освобождение киргизских производителей пищевой и перерабатывающей промышленности от уплаты НДС, которое негативно влияло на конкурентные позиции российских экспортеров.
В Беларуси выравнена ставка НДС на белорусские товары и изделия, ввозимые в республику из государств ЕАЭС. В целом же в 2018 г. Минэкономразвития удалось устранить и либерализовать 32 торговых ограничения (в том числе угрозы их введения), оказывающих негативное влияние на доступ российских товаров на внешние рынки. По оценкам экспертов ведомства, ущерб от их действия превышал 330 млн долл. в год.