Государство расширит меры поддержки молочной отрасли в 2019 г. Об этом заявил министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев, выступая с докладом на X съезде Национального союза производителей молока. По его словам, развитие молочной отрасли является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере АПК. При этом глава Минсельхоза призвал молочников расширять географию экспорта, в частности, в сторону Китая и стран Юго-Восточной Азии.
В январе — декабре 2018 г. валовой надой молока в хозяйствах всех категорий составил 30,6 млн т и увеличился относительно уровня 2017 г. на 1,5%, в сельскохозяйственных организациях валовой надой молока увеличился на 3,6% до 16,2 млн т. Рост валового надоя обеспечен увеличением продуктивности молочного скота. Так, в январе — декабре 2018 г. в сельскохозяйственных организациях надой на одну корову составил 6094 кг (+3,8% к аналогичному периоду 2017 г.). По прогнозу аграрного ведомства, к 2020 г. продуктивность повысится до 6400 кг, а к 2024 г. ставится задача довести ее до уровня 7100 кг.
По данным Росстата, объем промышленного производства молока, кроме сырого, в январе — декабре 2018 г. составил 5,49 млн т (на 3,6% выше аналогичного периода 2017 г.), продуктов кисломолочных (кроме творога) — 2,8 млн т (на 2,7% меньше), сыров — 0,47 млн т (на 2,4% больше), продуктов сырных — 0,19 млн т (на 5,3% больше), масла сливочного — 0,26 млн т (на 4,7% меньше), молока и сливок сухих — 0,13 млн т (на 5,2% меньше).
Позитивной динамике способствует активная поддержка молочной отрасли со стороны государства: это субсидии по инвестиционным и краткосрочным кредитам, субсидии, направленные на возмещение части затрат на строительство молочных ферм, на повышение продуктивности молочного скотоводства. Также поддержка оказывается малым формам хозяйствования и начинающим фермерам — в прошлом году гранты получили свыше 3 тыс. хозяйств, порядка 60% которых специализируются на молочном скотоводстве.
Кроме того, Минсельхоз реализует мероприятия, направленные на регулирование внутреннего рынка молочной продукции. В частности, с января текущего года начали действовать новые правила маркировки молокосодержащих продуктов с заменителями молочного жира. Теперь изготовители обязаны указывать на упаковке или этикетке сведения о наличии растительных масел в такой продукции. Данная мера позволит потребителям лучше ориентироваться в ассортименте и делать выбор осознанно.
«Таким образом, государством в 2018 г. выделено более 28,3 млрд руб. на развитие молочной отрасли. Все эти виды господдержки сохранят свое действие и в 2019 г. Более того, мы расширяем перечень этих направлений», — подчеркнул Д. Патрушев. Так, впервые государство начнет оказывать поддержку производителям на строительство мощностей по производству сухих молочных продуктов для детского питания и компонентов для них.
По мнению чиновников, подобные меры помогут увеличить производство молока в стране, а также снизить импорт молочной продукции в Россию. По предварительным оценкам, в текущем году объем производства молока вырастет на 1,6% (500 тыс. т), до 31,1 млн т. В 2017—2018 гг. рост составлял 1,4% ежегодно.
Что касается импорта, по предварительным данным, по итогам года произошло его снижение по всем молокоемким позициям за исключением сыров и творога, где наблюдался небольшой рост примерно в 5—7%. Наиболее резкий спад импорта зафиксирован по сухим молочным продуктам: по сухой сыворотке снижение около 48%, сухому молоку — 38%. Сливочного масла и молочных паст ввезено на 20% меньше. В условиях сохранения высокой величины запасов в 2018 г. поставки сливочного масла из Новой Зеландии снизились примерно на 80%, а ввоз сухого молока из Турции практически исчез, в то время как в 2017 г. оттуда было ввезено порядка 10 тыс. т СОМа (почти половина всего объема российского импорта).
Помимо фактора запасов, на снижение импорта повлияла череда введений и отмен ограничений на ввоз молочной продукции из Беларуси. Вопросы по качеству продукции возникали уже давно, и общая ситуация, складывающаяся на российском молочном рынке, в начале июня привела к запрету поставок белорусского сухого молока, сливок, сыворотки вплоть до ноября. Естественно, во время действия данного ограничения были сделаны исключения для некоторых белорусских компаний, подтвердивших качество и происхождение продукции, но в итоге указанная ситуация оказала заметное влияние на объемы российского импорта.
Интересно, что пока производство молока и молочных продуктов в стране растет, их среднегодовое потребление продолжает снижаться. По итогам 2018 г., по оценкам Института конъюнктуры аграрных рынков (ИКАР), потребление может снизиться до 227—230 кг/чел. Главные факторы снижения — отсутствие роста реальных располагаемых доходов и сдвиги в потребительских предпочтениях населения. Рост реальных доходов, наметившийся в феврале, с августа сменился снижением, а культуру потребления молочной продукции на фоне различных историй с фальсификатом продолжает вытеснять тренд на потребление растительных альтернатив.
Вместе с тем для молочников актуальной остается задача по наращиванию экспорта. В 2018 г. поставки молока за рубеж снизились на 12%, составив 243,5 млн долл. В этой связи министр сельского хозяйства призвал подчиненных и участников съезда проанализировать причины сложившейся ситуации, чтобы избежать ее повторения в будущем.
Одним из возможных решений этого вопроса может стать выход на новые рынки сбыта. Сегодня в основном Россия поставляет свою продукцию в страны ЕАЭС и СНГ. При этом, по мнению главы Минсельхоза, следует расширять географию экспорта, в частности, в сторону Китая и стран Юго-Восточной Азии. Работа в этом направлении уже ведется.
Так, в конце прошлого года Китай разрешил поставлять молочную продукцию 10 отечественным компаниям, а 4 февраля на согласование китайской стороне был направлен список из еще 23 российских производителей. В этой связи, по словам Дмитрия Патрушева, уже до конца первого полугодия 2019 г. Россия может начать поставки отечественной молочной продукции в КНР.
По прогнозу агропромышленного ведомства, отечественная молочная отрасль имеет потенциал наращивания экспорта продукции к 2024 г. в 2,7 раза. В стоимостном выражении объем поставок в ближайшие шесть лет может вырасти до 800 млн долл.
Чтобы раскрыть этот потенциал, помимо расширения географии поставок и активного открытия новых рынков российские производители могут воспользоваться значительным ростом мирового спроса, который прогнозируется в объеме до 10 млрд долл. к 2027 г.
К сведению
Себестоимость молока продолжает расти
По предварительным расчетам «Союзмолоко», за ноябрь прошлого года операционная себестоимость производства молока выросла на 0,2%, что стало следствием продолжающегося роста стоимости кормов и ГСМ на фоне сезонного сокращения надоев и положительной инфляции.
В целом за период с января 2017 г. по ноябрь 2018 г. рост себестоимости составил 17%. Ключевыми драйверами стали ГСМ, кормовая база, девальвация национальной валюты. В декабре, по предварительным оценкам, себестоимость выросла еще на 0,9% под влиянием тех же ключевых факторов, а также повышения уровня оплаты труда в сельском хозяйстве и стоимости бивалютной корзины. В результате за два года операционная себестоимость производства сырого молока выросла на 18%, в то время как закупочные цены на сырое молоко за тот же период снизились на 3% (главным образом, в первой половине 2018 г.).
По прогнозу экспертов, в I квартале 2019 г. начнется традиционное сезонное снижение производственных затрат, однако в течение всего 2019 г. себестоимость производства сырого молока во многом будет формироваться в новых условиях налогообложения как сельхозтоваропроизводителей, так и их контрагентов. В этой связи, а также под влиянием экономических факторов повышение индекса себестоимости молока RMCI продолжится.
Доля фальсификата составляет 7—8%
Роспотребнадзор совместно с Национальным союзом производителей молока («Союзмолоко») в пяти субъектах РФ провели контрольные закупки молочной продукции. Качество и безопасность молока и сыра проверяли в Воронежской, Брянской областях, Хабаровском и Краснодарском крае и в Санкт-Петербурге. Результаты проверки показали, что доли фальсифицированной продукции на полках магазинов соответствуют общероссийским данным: 7—8%.
Результаты контрольной закупки не выявили серьезных нарушений в исследуемой продукции в четырех из пяти субъектов Российской Федерации.
В Воронежской области 5,7% проб молочной продукции, из 87 отобранных, не соответствовало обязательным требованиям Технических регламентов Таможенного союза.
В Краснодарском крае всего было отобрано и исследовано 58 проб молока и молочной продукции, из них не соответствовало требованиям 6,8%.
В Санкт-Петербурге отобрано и исследовано 49 проб молока и молочной продукции, из них не соответствовало требованиям 4%. Управлением Роспотребнадзора по Брянску были отобраны 26 образцов сыра и молока питьевого. Два образца молока не соответствуют техническим требованиям, что составляет 7,6%.
В Хабаровске в магазинах было отобрано 19 образцов молока и 46 образцов сыра. По результатам исследований все пробы молока соответствуют установленным требованиям по показателям подлинности. Из закупленных 46 проб твердых сыров в одной пробе обнаружено превышение допустимой нормы фитостеринов (более 2%), что свидетельствует о применении в производстве сыра растительных жиров (1,7% от общего числа молочной продукции).