Недавно увидело свет одно замечательное по содержанию и примечательное внешне издание — двухтомный интегрированный учебный комплекс для студентов экономических специальностей «История для экономистов». Только ли для студентов он — большой вопрос. Задуматься о происходящем в окружающем мире и своем месте в нем полезно в любом возрасте.
У многих, кому попадается на глаза эта «История…», возникает вопрос: «А почему она для экономистов?» — история, мол, она для всех история. Но авторы, собственно, и не настаивают: «…он будет интересен для всех любителей истории». Предвидя непременное возникновение означенного вопроса, авторы прибегли для ответа на него к мнению такого авторитета для любого современного экономиста, как Джон Кейнс. И, пожалуй, это тот случай, когда просто пересказ будет беден.
«…экономист высшей пробы должен обладать редким сочетанием множества способностей. Он должен обладать громадным объемом знаний в самых разных областях и сочетать в себе таланты, которые редко совмещаются в одном лице. Он должен — в известной мере — одновременно быть математиком, историком, государствоведом, философом. Он должен понимать язык символов и уметь выражать свои понятия и концепции словами. Он должен уметь разглядеть в частном общее, одновременно держать в уме и абстрактное, и конкретное. Он должен изучать настоящее в свете прошлого во имя будущего. Ни одну сторону природы человека и его институтов экономист не должен полностью оставлять без своего внимания. Он должен быть одновременно целеустремлен и объективен, беспристрастен и неподкупен, как художник, но вместе с тем иногда столь же близок к реальной жизни, как и политический деятель», — как отчеканил Дж.М. Кейнс.
Возможно, после такого наставления многие студенты-экономисты сникнут, не почувствовав в себе сил становиться «экономистом высшей пробы». Но авторы настойчивы и в стремлении помочь молодым людям сделать попытку начать растить в себе настоящего, большого экономиста, давая во введении инструмент, ключ к осмыслению истории прошлого, настоящего, к размышлениям о том, каким возможно будущее народов, стран, цивилизаций, человечества в его единстве и противоречиях.
Не «когда, где и кто?» в центре их внимания, а «почему и каким образом возникло то или иное историческое явление», видение и умение выявлять причинно-следственные связи, обретение навыков анализа, применимые в последующей профессиональной деятельности.
Через сжатое, динамичное и доступное для восприятия изложение «дебрей» исторической хронологии, теории культурно-исторических типов Николая Данилевского, «Заката Европы» Освальда Шпенглера, оригинального трехтипового развития цивилизаций Питирима Сорокина, «осевого времени» Карла Ясперса и его предвидения слияний отдельных цивилизаций в общемировую, теорий «вызова-и-ответа», а также «ухода-и-возврата» Арнольда Тойнби, исторического материализма Карла Маркса, миросистемного анализа нашего современника Иммануэля Валлерстайна и клиометрики нобелевских лауреатов 1993 г. Роберта Фогеля и Дугласа Норта учебник эффективно расширяет сознание читателя, дает ему приемы осмысления истории. И что не менее важно — увлекает, будит живой интерес: «А что же там дальше?»
А дальше — пиршество Истории: от Древнего Египта до распада СССР. Истории, в которой хватает ответов на вопросы «когда, где и кто?». Но торжествует, прежде всего, обещанный авторами учебного комплекса принцип «почему и каким образом» во взаимодействии экономических, политических, социальных и культурных течений.
Всегда ли экономические факторы доминируют в истории отдельных народов, стран, империй, цивилизаций? Какую, например, роль в историческом их процессе сыграли верования, когда, какую идеологию и цивилизационное влияние принесли ведущие мировые религии?
Вот, скажем, глава «Мир христианства и мир ислама». Разве отношения между этими мирами не современны, не актуальны сегодня? Скользкая, кстати, тема, и не только она из отраженных в двухтомнике. И авторам его удалось соблюсти нейтральность, научность, не перегнуть повествование в чью-то сторону. При этом, что не менее ценно, им удалось уйти от сухого изложения материала, характерного для научных книг и учебников. Хороший язык, живой, легкий, не тормозящий чтение.
А для данного издания это особенно важно: 2000 страниц на два тома откровенно не малого формата для «живущих весело» от сессии до сессии студентов осилить — задача явно непростая. Правда, в помощь им — обилие замечательных ярких иллюстраций: карты разных эпох, рисунки доспехов, одежд, артефактов, портреты исторических личностей, фотографии новейшего времени…
И еще ироничное во все времена студенчество непременно «приколет» вопросом, а сколько этот учебный комплекс весит. Так вот, взвешивание показало, что тянет он ближе к 4 кг. И в связи с этим у автора данных строк всплыло одно неблизкое воспоминание: в общежитии, где он провел студенческие годы, был небольшой спортзал, проще говоря, «качалка», и каждый вечер его заполняли серьезные мускулистые молодые люди и нагружали себя «железом» до седьмого пота. Мы, наконец, поинтересовались, кто эти тяжелоатлеты. Оказалось, в основном — студенты экономфака МГУ.
Это не к тому, что берите с них пример (хотя спорт, несомненно, важен). Это к размышлению. Вот мы тогда, будущие журналисты, жили себе в неведении, что не пройдет и десяти лет, как развалится Советский Союз, с каким остервенением и кровью в 90-х гг. недавнего века будет делиться его наследство. Не догадывались ли, не понимали ли те студенты-экономисты, что скоро для достижения каких-то высот в жизни потребуются не только знания, но и грубая физическая сила? Немало из них, кстати, потом переоделись в малиновые пиджаки «авторитетных бизнесменов».
Та эпоха, к счастью, минула, и сегодня первостепенная роль знаний вновь неоспорима. А знания, известно, веса не имеют, но бесценны.
Теперь вернемся к тому, что данный труд должен быть интересен всем, кто любит историю. Н. Данилевский определял 12 культурно-исторических типов (цивилизаций) и прибавлял к ним еще «+1» — славянский — тогда, в XIX веке, еще, по мнению ученого, не реализовавший себя. Конечно, в центр этой цивилизации ученый ставил Россию. И как реализовалась позже, уже в XX веке, наша цивилизация? По авторитету, свершениям на мировой арене, размеру экономики, выходу в космос, успехам в технологиях и науках, культуре СССР стал одной из двух ведущих сверхдержав. Но распался, прекратил существование, словно, по теории А. Тойнби, не нашел достойного ответа возникшим вызовам. А кто мы теперь — уже «–1» или, согласно закону «ухода-и-возврата» этого же ученого, активно наверстываем упущенное с широкими историческими перспективами? Разве эти вопросы важны только для наших политиков, экономистов, историков? Нет, они должны побуждать каждого россиянина задуматься о судьбах страны, народов, ее населяющих, сопереживать за их общее настоящее и будущее, за их совместную историю.
А посмотрите, что происходит в планетарном масштабе. Очевидно начало тектонических сдвигов. Казалось бы, скоро сбудется предсказание К. Ясперса об образовании общемировой цивилизации через экономическую глобализацию, но имеем сегодня экономические войны между крупнейшими державами и союзами, грозящими глобальной войной.
Тут и настойчивые грубые попытки оборвать расширение энергетического сотрудничества России с ЕС, и брексит, нарастание центробежных сил в Евросоюзе, грозящее ему распадом. А что может последовать за фактическим отказом западного мира от христианства как цементирующей его мировоззренческой основы?
Очень тревожные вопросы для всех землян. Как поступят мировые политики первого ряда, какие решения примут? По Ленину, политика есть продолжение экономики, и очень многое зависит от того, что вкладывают сегодня в уши политических элит «настоящие экономисты», какие уроки они вынесли из мировой Истории. Чтобы не прекратить ее.
Хороший учебный комплекс «История для экономистов» издан, интересный и нужный. Вышел он под общей редакцией Академика РАН Александра Некипелова и президента ТПП РФ Сергея Катырина. Разработан преподавателями Московской школы экономики МГУ и реализован немалым авторским коллективом. Всем им вместе многие читатели издания непременно пошлют мысленное, устное или письменное «спасибо».
Вот одно из них: «Спасибо!»