Продажам легковых автомобилей и автобусов эксперты прогнозируют спад

| статьи | печать

В очередном годовом обзоре российского авторынка эксперты PwC прогнозируют непростое для него развитие в 2019 г.: продажам новых легковых авто (по базовому сценарию) они предсказывают небольшое сокращение, а автобусам — весомый спад. В пятилетней перспективе рост рынка по-прежнему не обещает аналитикам PwC восстановления показателей «тучных лет».

На основании динамики ВВП, инфляции, номинального курса рубля, цен на нефть и уровня потребительской уверенности эксперты PwC отмечают в обзоре, что российский авторынок в 2018 г. развивался в условиях ухудшения макроэкономического фона.

Легковым авто легкий рост не виден

В 2018 г. рынок легковых автомобилей продолжил свое восстановление и показал рост на уровне 13%, несмотря на нестабильную экономическую ситуацию. В 2018 г. продажи новых легковых автомобилей в России достигли 1 669 000 штук, увеличившись на 13% по сравнению с 2017 г., когда было продано 1 475 000 штук.

Продажи российских автопроизводителей выросли на 14%, чему способствовал рост спроса на легковые автомобили Lada, в частности на модели Vesta, Largus и Granta. Продажи легковых автомобилей UAZ продемонстрировали обратную динамику (–3% к результатам 2017 г.) и сократили свою долю на рынке до 1,2%.

Прирост продаж иномарок российского производства оказался выше среднеотраслевого уровня и составил 15%. По результатам 2018 г. более 60% всех продаж новых легковых автомобилей пришлось именно на данный сегмент, отмечают авторы обзора.

Доля импорта в совокупных продажах в 2018 г. составила около 16%. Из-за повышения утилизационного сбора и укрепления рубля продажи иномарок в I квартале 2018 г. демонстрировали более сильный рост, чем в оставшиеся девять месяцев. В связи с ухудшившейся макроэкономической ситуацией и ослаблением национальной валюты по итогам 2018 г. продажи импортных автомобилей выросли лишь на 6%.

В денежном выражении рынок продемонстрировал прирост как в рублевом, так и в долларовом выражении, при этом в рублях он вырос больше (21% против 12) по причине ослабления рубля и роста средней стоимости новых автомобилей в 2018 г. по сравнению с 2017 г.

Объем продаж на вторичном рынке в 2018 г. вырос на 2% и составил 5,4 млн штук. Около 80% продаж на рынке осуществляется между физическими лицами, при этом наблюдается тенденция увеличения доли дилеров в продажах (с 3% в 2013 г. до 13% в 2018 г.). Одним из факторов, оказывающих благоприятное влияние на рынок, можно считать развитие сервисов по проверке истории автомобилей.

С рынка уходят неэффективные дилеры. Многие автодилеры покидают его ввиду невозможности обслуживания долговой нагрузки и/или несбалансированного портфеля брендов.

Согласно данным АВТОСТАТа и НБКИ по итогам 2018 г. количество проданных в кредит автомобилей составило более 800 000 штук и приблизилось к показателям 2014 г.

По прогнозу аналитиков PwC, в 2019 г. продажи новых легковых автомобилей в России могут вырасти на 0,5% и достигнуть 1,68 млн штук в оптимистическом сценарии. В базовом сценарии они ожидают снижения продаж на уровне 2% до 1,65 млн штук. Авторы обзора отмечают, что реализация сценария будет зависеть преимущественно от макроэкономической конъюнктуры, и называют факторы, которые могут замедлить рост продаж в 2019 г.:

  • рост цен в результате повышения НДС с 18 до 20%;

  • ухудшение макроэкономической ситуации и увеличение волатильности национальной валюты в случае введения новых санкций;

  • повышение ставок утилизационного сбора;

  • сокращение государственной поддержки автопромышленности.

Способствовать же росту продаж в 2019 г. может переход рынка в стадию естественного роста при отсутствии внешних шоков, девальвации национальной валюты и санкций.

Также эксперты PwC напоминают, что в 2018—2019 гг. завершается действие соглашения о промышленной сборке для большинства автопроизводителей. Для сохранения инвестиционной привлекательности отрасли и во избежание заморозки новых проектов в 2016 г. был предложен новый инвестиционный режим, предусматривающий предоставление налоговых льгот и снижение импортных пошлин в обмен на инвестиции и локализацию производства (специальный инвестиционный контракт). По состоянию на февраль 2019 г. такие контракты подписали АВТОВАЗ-Renault-Nissan-Mitsubishi, Hyundai, Группа ГАЗ и Daimler по положениям СпИК 1.0. В настоящее время обсуждается изменение законодательства в части механизма СпИК (СпИК 2.0), которое должно вступить в силу в 2019 г.

Дальнейшее развитие рынка новых легковых автомобилей будет определяться стратегией автопроизводителей в условиях перехода от режима промышленной сборки к новому инвестиционному режиму, заключают аналитики PwC.

Коммерческим авто — дороги разные

По итогам 2018 г. рынок легких коммерческих автомобилей (полной массой до 3,5 т) показал рост на уровне 2,2% и достиг показателя в 112 000 штук. Среди лидеров по темпу прироста продаж — Peugeot (+45%), Ford (+31%), Citroen (+25%).

Российские бренды GAZ, UAZ и Lada, которые занимают более половины рынка, потеряли 3 п.п. по сравнению с 2017 г. и заняли в совокупности 69% рынка новых легких коммерческих автомобилей. Наибольший прирост продаж среди них показал бренд Lada (+5%).

Согласно прогнозу PwC, в 2019 г. прирост общего объема продаж легких коммерческих автомобилей составит 1% и достигнет 114 000 штук.

Основным фактором, оказывающим влияние на рынок легких коммерческих автомобилей, в обзоре назван малый и средний бизнес. Планы правительства по увеличению доли МСБ в экономике в два раза могут оказать положительное влияние на рост продаж данных автомобилей.

Продажи грузовых автомобилей (среднетоннажные — от 3,5 до 16 т и крупнотоннажные — свыше 16 т) по итогам 2018 г. составили 82 300 штук, увеличившись на 2,7%.

Среди лидеров по темпу прироста продаж — SCANIA (+17%), MAZ (+9%), MAN (+7%).

Отечественные бренды по итогам 2018 г. в совокупности составили 45% рынка, тем самым потеряли более 2 п.п. по сравнению с 2017 г.

Согласно прогнозу экспертов PwC, в 2019 г. рост общего объема продаж грузовых автомобилей составит 4% и достигнет 86 000 штук.

Эксперты называют следующие основные факторы, оказывающие влияние на рынок грузовых автомобилей:

  • экстенсивное развитие розничных сетей и антимонопольная политика способствуют выходу ретейлеров в регионы, что, в свою очередь, будет способствовать росту грузоперевозок;

  • исполнение майского указа Президента РФ в части развития экспорта продукции агропромышленного комплекса будет стимулировать продажи грузовых автомобилей.

Продажи новых автобусов (транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и багажа, имеющие более восьми мест для сидения, не считая места водителя, за исключением транспортных средств, которые попадают в категорию легких коммерческих автомобилей) по итогам 2018 г. показали прирост на уровне 11%, достигнув показателя в 13 000 штук.

Среди лидеров по темпу прироста продаж — NEFAZ (+115%), Volgabus (+58%).

По прогнозу авторов обзора, в 2019 г. общий объем продаж автобусов сократится на 9% до 11 800 штук. Они не ожидают роста продаж новых автобусов в связи с тем, что Министерство транспорта не поддержало инициативу их производителей на запрет эксплуатации старых автобусов, так как приоритетной задачей, по мнению Министерства, является контроль технического состояния парка.

В заключение отметим, что всем названным сегментам авторынка в перспективе пяти лет аналитики PwC предсказывают рост, но до лучших показателей продаж, показанных в 2012 г., будет еще не близко. Так, авторы обзора ожидают, что в 2023 г. рынок новых легковых автомобилей составит 2,16 млн штук, что меньше чем в 2012 г. на 21,7%, легких коммерческих авто — 136 000 (–21,8% соответственно), грузовиков — 122 000 (–5,4%), автобусов — 12 400 (–27,5%).

Рынок новых легковых автомобилей в России в 2017—2018 гг.

Категории легковых а/м (без учета LCV)

Продажи*,

тыс. штук

Продажи*,

млрд руб.

Продажи*,

млрд долл. США

2018

2017

изме­нение

2018

2017

изме­нение

2018

2017

изме­нение

Отечественные бренды

369

323

14%

231

188

22%

3,7

3,2

13%

Иномарки российского производства

1030

897

15%

1196

1018

18%

19,0

17,5

9%

Импортные новые автомобили

270

255

6%

948

764

24%

15,1

13,1

15%

Всего

1669

1475

13%

2375

1970

21%

37,7

33,8

12%

* По отгрузкам легковых автомобилей.

Источник: АЕБ, ФТС РФ, АВТОСТАТ, анализ PwC