[-] В случае возврата ранее реализованных товаров организация не имеет права включить их стоимость в состав расходов
(Постановление АС Московского округа от 18.12.2018 по делу № А41-29525/2018)
Организация применяла упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы минус расходы». В 2016 г. компания приобрела три земельных участка. Участки были предназначены для дальнейшей реализации. В этом же году организация их продала, а стоимость отнесла на расходы.
По результатам камеральной проверки декларации по УСН налоговики вынесли решение о привлечении компании к ответственности по ст. 119 и 122 НК РФ. По мнению проверяющих, организация необоснованно включила в состав расходов покупную стоимость земельных участков, так как по названным сделкам отсутствовал переход права собственности к покупателю и оплата.
Не согласившись с выводами налоговых органов, компания обратилась в суд. Но арбитры признали правомерным доначисление налога и начисление штрафных санкций.
Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из того, что компания неправомерно занизила доходы на сумму произведенных расходов на оплату земельных участков, предназначенных для дальнейшей реализации, которые в соответствии со ст. 346.17 НК РФ признаются в составе расходов при исчислении налога по УСН после фактической передачи их покупателю.
Пунктом 1 ст. 346.16 НК РФ установлен перечень расходов, которые можно учесть при УСН. При этом расходы, перечисленные в названной норме Кодекса, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Напомним, что согласно ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. А под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
На основании подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ организации имеют право учесть расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), а также на расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, в том числе на расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров. Такие затраты учитываются в составе расходов по мере реализации указанных товаров (подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
На основании п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем (за исключением случаев, указанных в п. 3 ст. 39 НК РФ) признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе. При этом согласно п. 2 ст. 39 НК РФ место и момент фактической реализации товаров, работ или услуг определяются в соответствии с частью второй НК РФ.
Датой получения доходов (в том числе доходов от реализации товаров) признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) иным способом (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
Исходя из этого, моментом реализации товаров у налогоплательщиков, применяющих УСН, следует считать день поступления денежных средств, иного имущества или имущественных прав за реализованные товары.
Таким образом, при определении налоговой базы по «упрощенному» налогу в состав расходов включается стоимость приобретенных товаров, оплаченных поставщикам, реализованных и оплаченных покупателям.
Арбитры отметили, что в постановлении Президиума ВАС РФ от 29.06.2010 № 808/10 указано, что расходы на оплату товаров, предназначенных для дальнейшей реализации, признаются в составе расходов при исчислении «упрощенного» налога после фактической передачи товаров покупателю, независимо от того, оплачены они покупателем или нет. Из этого следует, что данные расходы учитываются для целей налогообложения после фактической передачи земельных участков покупателям по актам приема-передачи независимо от того, оплачены они покупателями или нет.
Изучив материалы дела, суды установили, что покупатель осуществил возврат приобретенных ранее земельных участков. А это свидетельствует о том, что право собственности в рассматриваемом случае не перешло к покупателю. Следовательно, затраты на приобретение спорных земельных участков не могут учитываться в составе расходов, так как фактическая реализация товара, приобретенного для дальнейшей перепродажи, не происходит.
Таким образом, налоговый орган правомерно доначислил налог, так как компании занизила доходы на сумму произведенных расходов на оплату земельных участков, предназначенных для дальнейшей реализации, которые в соответствии со ст. 346.17 НК РФ признаются в составе расходов при исчислении налога по УСН после фактической передачи их покупателю.
Кроме того, по указанным участкам отсутствовала государственная регистрация перехода права собственности покупателю, а также отсутствовала оплата по данным сделкам.
[-] Если срок давности взыскания вексельного долга истек, организация обязана сумму задолженности включить в состав внереализационных доходов
(Постановление АС Поволжского округа от 06.12.2018 по делу № А55-26826/2017)
Организация в период с 01.01.2013 по 31.12.2015 применяла упрощенную систему налогообложения. В ходе проверки налоговики установили, что компания в III квартале 2013 г. потеряла право на применение этого спецрежима в связи с превышением предельного размера доходов. Инспекторы доначилили организации налоги по общей системе налогообложения. Поводом для этого послужило следующее.
Два гражданина являлись кредиторами компании. Задолженность перед указанными лицами образовалась в связи приобретением ими простых векселей этой организации со сроком оплаты — по предъявлению. Указанные векселя были составлены компанией в период с 07.09.2009 по 25.09.2009.
Векселедержателями был пропущен срок для предъявления спорных векселей для оплаты. Они обратились в суд с иском к организации о взыскании непогашенной задолженности по оплате векселей. Суд в удовлетворении требований им отказал в связи с пропуском срока давности. Таким образом, у компании была непогашенная на момент проверки кредиторская задолженность по оплате собственных векселей с истешим сроком давности.
Налоговики включили сумму вексельного обязательства в состав внереализационных доходов. В результате доходы компании превысили установленную предельную величину, которую необходимо соблюдать для применения упрощенной системы налогообложения.
Организация с такими выводами налоговиков не согласилась и обратилась в суд. Однако суды трех инстанций встали на сторону проверяющих. Арбитры указали следующее.
В упрощенной системе налогообложения доходы от реализации определяются в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, а внереализационные доходы — в порядке, установленном ст. 250 НК РФ. Основание — п. 1 ст. 346.15 НК РФ.
В соответствии с п. 18 ст. 250 НК РФ для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов учитываются доходы в виде кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям.
Положения данной нормы в совокупности с правилами ведения бухгалтерского учета предусматривают обязанность налогоплательщика учесть суммы требований кредиторов, по которым истек срок исковой давности, в составе внереализационных доходов в определенный налоговый период (год истечения срока исковой давности), а не в произвольно выбранный налогоплательщиком период. Эта обязанность подлежит исполнению вне зависимости от того, проводилась ли налогоплательщиком инвентаризация задолженности и был ли издан по ее результатам приказ руководителя о списании задолженности.
В соответствии со ст. 34 и 77 Положения о переводном и простом векселе, введенного в действие постановлением ЦИК и СНК СССР от 07.08.1937 (далее — Положение), простой вексель сроком «по предъявлении» должен быть предъявлен к платежу в течение одного года со дня его составления. При непредъявлении простого векселя к платежу в указанный срок векселедержатель в силу ст. 53, 70, 77 и 78 Положения теряет свои права против индоссантов и других обязанных по векселю лиц, кроме векселедателя. При этом исковые требования против векселедателя погашаются истечением трех лет со дня срока платежа.
Согласно правовой позиции высших арбитров истечение трехлетнего пресекательного срока, предусмотренного ст. 70 Положения, прекращает материальное право требовать платежа от обязанных по векселю лиц. Суд применяет эти сроки независимо от заявления стороны (п. 22 совместного постановления Пленума Верховного суда РФ и ВАС РФ от 04.12.2000 № 33/14 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с обращением векселей»).
С учетом указанных положений о вексельной давности материальные требования к организации по простым векселям сроком «по предъявлении», выданным в период с 07.09.2009 по 25.09.2009, при незаявлении в установленный срок исковых требований считаются погашенными по истечении четырех лет с момента составления этих векселей.
Таким образом, срок давности взыскания вексельного долга по векселям истек в период с 08.09.2013 по 26.09.2013. Следовательно, сумма вексельного обязательства подлежала включению в состав внереализационных доходов в соответствии с п. 18 ст. 250 НК РФ при исчислении налога за 2013 г.
Суды отметили, что организации было известно о возникновении внереализационного дохода в 2013 г. Но тем не менее кредиторская задолженность не нашла своего отражения в налоговых декларациях и за 2015 г.
В соответствии с п. 4 ст. 346.13 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2013 г.), если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые по правилам ст. 346.15 и подп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 60 млн руб. и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным п. 3 и 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям (в редакции федеральных законов от 21.07.2005 № 101-ФЗ, от 17.05.2007 № 85-ФЗ, от 25.06.2012 № 94-ФЗ).
Указанная величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право на применение упрощенной системы налогообложения, подлежит индексации в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 346.12 НК РФ.
С учетом изложенного, суды пришли к выводу, что в рассматриваемой ситуации организация утратила право на применение УСН с III квартала 2013 г. в связи с получением дохода в данном периоде более 60 млн руб. Следовательно, доначисления по общей системе налогообложения являются правомерными.