После скромного показателя января (101,1%) в феврале нынешнего года индекс промышленного производства, по данным Росстата, составил 104,1% по сравнению с концом зимы 2018 г. Между тем оценки экспертов ЦМАКП и ИНП РАН показывают более скромный рост индустрии.
Индекс промышленного производства в январе — феврале 2019 г. по сравнению с первыми двумя месяцами прошлого года равнялся 102,6%. В феврале по отношению к уровню конца зимы предыдущего года он равнялся 104,1%, по сравнению с январем 2019 г. — 100,4%.
Самые высокие показатели в феврале 2019 г. продемонстрировала динамика производства в добывающем секторе — 105,1% к аналогичному периоду прошлого года. Обрабатывающий сектор также показал быстрый рост — 104,6%.
«Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» выросли на 1,8% по отношению ко второму месяцу предыдущего года. «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» даже ушло в минус, правда, лишь на 1,1%.
Среди важнейших видов продукции, по сведениям Росстата, отличную динамику в феврале продемонстрировало производство автобусов, имеющих технически допустимую максимальную массу не более 5 т (рост в два раза). Высокие показатели статистическое ведомство зафиксировало у производителей водогрейных котлов центрального отопления (167% к значению соответствующего периода 2018 г.) и вагонов грузовых магистральных широкой колеи (165%).
Тем не менее независимые аналитики дают более скромные оценки динамике промышленного производства в феврале нынешнего года. В основе его скачка, по мнению экспертов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), лежит эффект календаря.
В феврале текущего года было на один рабочий день больше, чем годом ранее. Это обусловило дополнительный прирост промышленного производства на 1,2—1,3%.
Таким образом, с устранением «календаря» индекс промпроизводства к февралю 2018 г. оценивается в 102,8—102,9%. По сравнению же с январем текущего года прирост составил 0,6%.
Вместе с тем ученые ЦМАКП отмечают, что их корзина товаров, в отличие от Росстата, включает только «незакрытые» виды гражданской продукции, так что прямое сопоставление оценок не совсем корректно.
По отдельным видам деятельности в январе — феврале, по оценкам ЦМАКП, выделяются следующие особенности динамики выпуска.
Слабое снижение добычи нефти (–0,2% в среднем за месяц) как следствие ограничений в рамках взятых обязательств по сделке ОПЕК+. На этом фоне увеличение добычи газа составило +3,5% в феврале по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
В последнем месяце зимы наблюдалось некоторое увеличение выпуска пищевых продуктов (+0,4%), затронувшее широкий спектр товарных позиций (пока оно имеет восстановительный характер после снижения на 0,5% в IV квартале 2018 г.).
Кроме того, аналитики ЦМАКП обращают внимание на возобновление наращивания выпуска у химических производств (в феврале +1%), традиционного лидера роста прошлых лет, и продолжение вполне активного роста объемов нефтепереработки (в январе — феврале +0,6% в месяц).
Наконец, возобновился восстановительный рост выпуска стройматериалов (+1,2% в феврале после –0,4% в январе).
Стоит также обратить внимание на оценки темпов роста промышленного производства в феврале 2019 г., которые в начале марта дали ученые Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН. Они оценивают его на основе сводного совпадающего индекса промпроизводства, который в феврале составил 101,1%. В своих расчетах аналитики ИНП используют оперативные данные о показателях электропотребления, погрузок на железнодорожном транспорте и добычи нефти.