Композитные индексы, характеризующие конъюнктуру мировой экономики, в последнем месяце зимы продемонстрировали разнонаправленную динамику. Ослабление экономической активности наблюдается прежде всего в странах Европейского Союза, а в крупнейшей экономике мира — Соединенных Штатах — практически все индикаторы находятся в плюсе. В отраслевом разрезе позитивный тренд явно прослеживается в сфере услуг.
Глобальный индекс PMI мировой промышлености, характеризирующий деловую конъюнктуру в индустриальном секторе, в феврале снизился до 50,6 после 50,8 месяцем ранее. С начала 2018 г., после прохождения циклического максимума, значения индекса постепенно уменьшаются. Сокращение индекса PMI ниже уровня 50 будет означать ухудшение деловой активности, но пока этого не произошло.
Более того, в конце зимы наблюдалось небольшое ускорение динамики глобального Индекса The J.P. Morgan Global Composite, который рассчитывают экономисты J.P. Morgan совместно с IHS Markit. Индикатор вырос до 52,6 по сравнению уровнем 52,1, на котором он находился в январе текущего года. При этом замедление динамики индикатора производственного сегмента компенсировалось приличным ростом индекса сферы услуг.
«В феврале динамика глобального индекса ускорилась впервые за три месяца, в первую очередь за счет более сильного роста сферы услуг, — отмечает эксперт J.P. Morgan Дэвид Хенсли. — Относительно стабильный оптимизм предпринимателей будет способствовать росту объемов производства и занятости в предстоящие месяцы, компенсируя, таким образом, ослабление потоков мировой торговли».
Рост в еврозоне стал затухать
Опережающие индикаторы стран Европейского Союза пока не дают повода для оптимизма. Индекс экономических настроений (ESI), основанный на опросах Европейской комиссии, в феврале снизился до 106,1 п., что на 0,2 п. ниже относительно январского показателя. Ухудшение настроения в еврозоне обусловлено ослаблением уверенности предпринимателей в промышленности и строительстве.
Среди крупнейших экономик Европейского Союза индекс ESI снизился во Франции (–0,9), Италии (–1,6) и незначительно в Германии (–0,1). Значение индикатора с февраля 2015 г. остается выше долгосрочного среднего уровня за период 1990—2018 гг. (оно принято за 100 п.). Иначе говоря, сейчас предпринимательские настроения несколько лучше, чем в среднем за указанные неполные тридцать лет.
Сводный опережающий индекс CLI для еврозоны, который определяется ОЭСР, с июля прошлого года находится ниже порогового значения 100%. Это показывает, что экономика ЕС находится в фазе циклического снижения. При этом непрерывное сокращение значения индекса 14 месяцев подряд говорит о серьезных проблемах в экономике ЕС.
Еще один индикатор экономической активности €-coin (это ежемесячная оценка роста ВВП, рассчитываемая сотрудниками Банка Италии) в феврале снизился до 0,24 после 0,31 в январе.
Наконец, Индекс менеджеров по продажам PMI в производственном секторе еврозоны, рассчитываемый IHS Markit, впервые с июля 2013 г. опустился ниже порогового уровня 50 п., что соответствует спаду выпуска. В феврале его значение составило 49,3. Худшая динамика наблюдалась в Германии и Италии. Производственный индикатор PMI Германии, крупнейшей экономики блока, в феврале упал с 49,7 до 47,6 п. — минимума за 74 месяца.
«Следует отметить, что снижение опросных показателей ниже пороговых уровней не всегда однозначно указывает на спад в реальном секторе. Тем не менее практически все опережающие индикаторы указывают на торможение экономики еврозоны. Урегулирование торговых споров с США и достижение компромисса между Лондоном и Брюсселем, на наш взгляд, позволили бы стабилизировать ситуацию», — комментирует ситуацию аналитик Центра развития ВШЭ Сергей Пухов.
Индексы в США указывают на рост ВВП
В Соединенных Штатах динамика индикаторов, характеризующих экономическую активность, выглядит лучше.
Индекс PMI американского Института менеджеров по снабжению (The Institute for Supply Management) находится выше порогового значения 50%, отражая продолжающийся рост экономической активности в производственном секторе тридцатый месяц подряд.
Правда, в феврале значение Индекса PMI составило 54,2, что ниже январского показателя (56,6). При этом индекс достиг самого низкого уровня роста с ноября 2016 г., когда он равнялся 53.
А индекс текущих предпринимательских ожиданий GAC, рассчитываемый Федеральным резервным банком Филадельфии, в феврале даже опустился ниже нулевой отметки (–4,1 против +17 в январе). Это первое отрицательное значение индекса с мая 2016 г.
В то же время диффузный индекс будущей активности чуть вырос: более 46% фирм ожидают ее увеличения в течение следующих шести месяцев, в то время как 15% — предполагают ее снижение.
Сводный опережающий индекс ОЭСР (OECD-CLI-AA) с сентября прошлого года находится ниже уровня 100 п., что указывает на замедление темпов роста экономики ниже долгосрочного потенциального уровня (отрицательный разрыв выпуска). В декабре значение индекса составило 99,4. Это существенно ниже, чем было в феврале 2018 г. (100,3), после чего индекс стал непрерывно снижаться.
«Результаты опросов указывают на некоторое ухудшение условий в производственном секторе в феврале. Однако респонденты продолжают ожидать рост экономики в течение следующих шести месяцев, — подчеркивает С. Пухов. — Таким образом, никакой альтернативы продолжению роста в США не просматривается, хотя сам этот рост может существенно замедлиться. Впрочем, замедление после рекордных темпов — неизбежно в рамках делового цикла, что само по себе не является угрозой для экономики».
Оптимизм китайского бизнеса слегка подрос
Февральский опрос китайских предпринимателей относительно будущих перспектив их бизнеса, проведенный IHS Markit, показал небольшой рост оптимизма: +16% по сравнению с минимальным показателем (+14%), который был в октябре прошлого года.
Прогнозы предпринимателей улучшились за счет ожиданий руководителей компаний обрабатывающего сектора (+18%), которые надеются на увеличение объема производства в течение следующих 12 месяцев.
Интересная деталь: впервые за два года прогнозы на предстоящие 12 месяцев в обрабатывающей промышлености Китая стали выше, чем ожидания предпринимателей в сфере услуг.
Причиной подросшего оптимизма топ-менеджеров предприятий стала реализация государственной экономической политики, направленной на снижение налогов и сокращение процентных ставок, в частности уменьшение НДС с 16 до 13%, а также предстоящее сокращение ставок социального страхования.