Исследование компании Делойт, проведенное в 36 странах мира, «порадовало» выводом, что поколение Y (рождение с января 1983 г. по декабрь 1994 г.) разочаровано в бизнесе и не готово к Четвертой промышленной революции.
В седьмом ежегодном опросе Делойта помимо поколения Y (10 455 респондентов) впервые приняли участие представители поколения Z (1844 человека рождением с января 1995 г. по декабрь 1999 г.), и основные его выводы следующие.
-
Интерес к бизнесу угасает. Отношение представителей поколения Y к общей мотивации и этике компаний, сложившихся за последние два года, резко ухудшилось. По-прежнему существует непреодолимая пропасть между тем, к чему, по мнению представителей третьего тысячелетия, должны стремиться ответственные компании, и тем, какие на самом деле приоритеты они перед собой ставят.
-
В основе лояльности лежат многообразие и гибкость. Большой оклад и позитивная культура имеют большое значение для привлечения представителей поколений Y и Z, однако многообразие, вовлеченность и гибкость играют ключевую роль в удовлетворении их потребностей.
-
Молодые специалисты не готовы к Четвертой промышленной революции. Респондентам не хватает уверенности в своей способности добиться успеха в ее условиях, и они с надеждой смотрят на компании, которые способны помочь им в получении необходимых навыков, включая навыки межличностного общения, которые, по их мнению, в дальнейшем будут иметь еще большее значение.
Более детально остановимся на готовности поколения третьего тысячелетия к Индустрии 4.0.
…Не всегда готовы
Почти четыре из десяти респондентов поколения Y (38%) отмечают, что их организации уже начали активно использовать прогрессивные системы автоматизации, расширенные возможности подключения, искусственный интеллект или роботизацию для того, чтобы полностью перейти на механическое выполнение задач или анализа, которые ранее осуществлялись людьми. В то же время почти половина респондентов (47%) говорит о том, что их работодатели используют данные технологии для повышения эффективности путем расширения анализа и увеличения задач, выполняемых сотрудниками.
Большое число представителей поколения Y и работающих представителей поколения Z уже понимают, как Четвертая промышленная революция формирует рабочую среду, и ожидают еще более значительных перемен в будущем.
В целом большинство представителей поколения Y (и половина респондентов поколения Z) полагают, что Четвертая промышленная революция окажет положительное влияние на их работу, позволит сделать ее более творческой, «человечной» и обеспечит вклад в достижение поставленных целей. Чуть более одной пятой респондентов не ожидают никакого влияния, однако многие по-прежнему видят угрозу. В то время как лишь 17% респондентов поколения Y ожидают, что технологии Четвертой промышленной революции полностью или частично заменят их в работе, подобные настроения наблюдаются и у 32% среди тех, чьи организации уже широко используют их. Свои опасения выразили также респонденты, часто использующие социальные медиа (29%). Данные результаты свидетельствуют экспертам Делойта о том, что знакомство с Четвертой промышленной революцией вызывает больше опасений, нежели положительных эмоций.
По мере осознания представителями поколений Y и Z всей важности Четвертой промышленной революции как в настоящем, так и в будущем многие чувствуют себя не готовыми к изменениям, которые она несет с собой. Менее четырех из десяти респондентов поколения Y (36%) и трех из десяти работающих представителей поколения Z (29%) полагают, что они полностью готовы и обладают всеми необходимыми навыками и знаниями. Большинство респондентов чувствуют неуверенность, а примерно один из десяти респондентов (11% представителей поколения Y и 8% представителей поколения Z) выражают опасение, что не обладают всеми необходимыми навыками и знаниями, так как Четвертая промышленная революция все в большей степени определяет их рабочую среду.
Степень уверенности в обладании навыками, необходимыми для обеспечения готовности к Четвертой промышленной революции, выше среди мужчин (41%) и представителей высшего руководства (52%) и, соответственно, ниже среди женщин (30%) и сотрудников низшего (28%) или среднего (32%) звена. Авторов исследования заинтересовало, что те, кто чувствуют себя готовыми к Четвертой промышленной революции, также ощущают и наибольшую угрозу в связи с ее наступлением.
Аналитики Делойта отмечают, что те, кто работают в организациях с более гибкими условиями труда (47%) или чье высшее руководство привержено принципу многообразия (45%), испытывают большую уверенность в своих силах и способностях перед началом Четвертой промышленной революции, как и те, кто планируют надолго остаться на текущем месте работы (42%). Данные результаты подтверждают исследователям то, что бизнес-лидеры, применяющие комплексный подход при управлении своей организацией, располагают более широкими возможностями по удержанию и мотивации сотрудников, представляющих поколения Y и Z.
Только 36% представителей поколения Y и 42% представителей поколения Z сообщили о том, что их компании помогают им понять и подготовиться к изменениям, связанным с переходом к Четвертой промышленной революции.
Как и ожидали авторы исследования, 46% респондентов, планирующих остаться на текущем месте работы еще как минимум пять лет, утверждают, что получают необходимую поддержку, а среди тех, кто собирается покинуть компанию в течение следующих двух лет, данный показатель составляет лишь 28%.
Все больше внимания уделяется обучению на рабочем месте, которое проводят компании, или постоянному профессиональному развитию. В совокупности эти два источника составляют 52% всех знаний, которые представители поколения Y используют в своей работе (44% — представители поколения Z).
Что касается перспектив, то около восьми из десяти респондентов поколения Y полагают, что именно обучение на рабочем месте, непрерывное профессиональное развитие и формальная подготовка, осуществляемые компаниями, будут способствовать наилучшему исполнению их обязанностей. В то время как многие планируют продолжить свое формальное обучение, они не ожидают особой поддержки со стороны государства или других источников.
Концепция «компания как наставник» уже приносит определенные результаты, и проведенный опрос лишь подчеркивает ее ценность: 73% респондентов, планирующих продолжить работу на текущем месте более пяти лет, утверждают, что их компании постоянно проводят образовательные и обучающие программы для своих сотрудников.
Выводы в духе глобализации
Учитывая результаты предыдущих опросов, эксперты Делойта делают вывод, что у компаний и представителей высшего руководства, которые в значительной степени учитывают потребности поколения Y на уровне целей, культуры и профессионального развития, намного больше шансов привлечь наилучших его представителей и, в свою очередь, достичь более высоких финансовых результатов.
Идея авторам исследования ясна: молодые специалисты хотят, чтобы бизнес-лидеры были более заинтересованы в оказании положительного воздействия на жизнь общества и более ориентированы на удовлетворение потребностей своих сотрудников.
Представители поколения третьего тысячелетия хотят, чтобы лидеры оказывали более значительное влияние на мировое развитие и при этом подготавливали свои организации и сотрудников к изменениям, которые произойдут с наступлением Четвертой промышленной революции.
Положительным моментом, считают эксперты Делойта, является то, что в настоящее время все больше представителей поколения Y полагают, что бизнес-лидеры оказывают более позитивное влияние на мировое развитие, чем правительство или духовенство. Однако четыре из десяти респондентов считают, что бизнес-лидеры оказывают негативное воздействие.
Таким образом, делают вывод исследователи, для бизнес-лидеров наступило наиболее благоприятное время для перехода к более активным действиям, которые принесут выгоду всем заинтересованным сторонам.
Мнения представителей поколения Y относительно корпоративных мотивов
Доля респондентов поколения Y, которые считают, что компании: |
Согласен, % |
Не согласен, % |
||||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|
действуют в своих собственных интересах и не учитывают потребности общества в целом |
75 |
64 |
59 |
75 |
23 |
33 |
38 |
21 |
действуют с соблюдением этических принципов |
52 |
58 |
65 |
48 |
44 |
37 |
30 |
45 |
их лидеры вносят свой вклад в улучшение благосостояние общества |
53 |
57 |
62 |
47 |
44 |
39 |
34 |
47 |
стремятся лишь к получению прибыли* |
|
54 |
50 |
62 |
|
44 |
48 |
34 |
*В 2015 г. данный вариант не рассматривался.
Источник: Делойт