Руководитель Федеральной службы государственной статистики Павел Малков просто и понятно объяснил в интервью Bloomberg, почему давление на статистику в принципе невозможно, и как он готов к критике.
На прямой вопрос Bloomberg о заказной статистике П. Малков прямо же и ответил.
«Политического давления нет, оно невозможно в принципе. Любая цифра — это результат сложных и формализованных расчетов, в которых задействовано огромное количество профессионалов. Никто извне в этой работе не участвует, процесс идет внутри службы. Все показатели связаны, переписать цифры практически невозможно, — сказал П. Малков. — Мы готовы, что нас будут критиковать: и методики, и сами цифры. Это нормальный производственный процесс. Наша задача — обеспечить максимальную публичность всех решений».
Особые надежды П. Малков возлагает на идущую в стране цифровизацию: «Один из наших главных партнеров на этом пути — Федеральная налоговая служба, в которой цифровизация всех процессов уже достигла очень высокого уровня. Они могут предоставлять нам ценные массивы информации и агрегированных данных. Сейчас прорабатываем подходы к обмену информацией с целым рядом федеральных министерств и ведомств: Минэнерго России, Минстроем России, Пенсионным фондом Российской Федерации и рядом других. Мы также общаемся и со многими компаниями, отраслевыми ассоциациями и союзами. Все они также накапливают информацию, которая бы помогла нам уточнять наши итоговые данные и, возможно, позволила бы снизить нагрузку на бизнес. Это телеком, торговые сети, кредитные учреждения, оператор системы цифровой маркировки и прослеживания товаров и многие другие».
Также откровенно П. Малков объяснил, почему иностранный опыт не всегда нам подходит: «Невозможно опыт других стран, их институты и практики просто импортировать в Россию. Но во многих странах есть интересные наработки. Вот их мы обязаны осмыслить и использовать, учитывая при этом российский опыт и реалии».
Между тем критика работы Росстата в стране продолжается. Пишут о том, что Росстат провел пересмотр макростатистики за период с 2014 г. По новой официальной оценке, ни рецессии, ни падения промышленности, ни обвала в строительстве на самом деле не было, а единственным годом, когда экономика сокращалась, стал 2015 год.
Еще эксперты критикуют методику подсчета прироста высокопроизводительных рабочих мест по размеру средней зарплаты. Росстат утверждает, что в 2018 г. прирост составил 13,9% — рекорд с 2012 г. Эксперты не верят.