Российские аквакультурные предприятия планируют участвовать в программе строительства судов маломерного рыбопромыслового флота. В сфере рыбоводства такие суда необходимы в первую очередь для устричных и мидийных хозяйств. По данным Росрыболовства, объем господдержки строительства средне- и малотоннажных промысловых судов может составить 1 млрд руб. в год. Механизм, предполагающий компенсацию затрат на строительство таких судов на российских верфях в размере до 30% стоимости проекта, чиновники планируют запустить с октября — ноября 2019 г.
Потребности рыбной отрасли в маломерных судах обсудили на совещании, которое в режиме видеоконференции провел заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов. Обновление маломерного флота очень актуально для Азово-Черноморского, Волго-Каспийского и Западного бассейнов, где необходимо повысить освоение массовых, но низкорентабельных неквотируемых объектов промысла — кильки, хамсы, шпрота, сельди. Кроме того, появилась потребность в судах и для предприятий аквакультуры — эта отрасль динамично развивается в Крыму и Краснодарском крае.
«Проблемы с кредитованием, низкая маржинальность промысла и аквакультурной деятельности в Азово-Черноморском и Волго-Каспийском бассейнах, отсутствие возможности применения механизма инвестиционных квот в этих регионах требуют применения эффективных мер государственной поддержки, не связанных с квотированием», — отметил В. Соколов.
Господдержка достигнет 1 млрд в год
Он проинформировал участников встречи о новом механизме поддержки строительства малотоннажного флота для рыболовства и рыбоводства, который разработан Росрыболовством и Минсельхозом России в соответствии с поручением Президента РФ. Предлагается предоставлять инвесторам денежную компенсацию в размере 30% от стоимости судна, построенного на российских верфях, по факту ввода его в эксплуатацию.
По данным Росрыболовства, малотоннажный и среднетоннажный флот, который используется для промысла в Азово-Черноморском, Волго-Каспийском, Западном бассейнах, значительно изношен, его возраст в среднем превышает 30 лет. На Каспии специализированный морской флот для добычи неквотируемых объектов практически отсутствует, в связи с чем вылов каспийской кильки составляет менее 5% от рекомендованного вылова.
Руководство отрасли считает, что с помощью новых мер господдержки в течение 2020—2025 гг. может быть построено до 120 судов маломерного флота: около 100 добывающих и 20 — для марикультурных хозяйств. Объем необходимого дополнительного финансирования на этот период оценивается в 14,4 млрд руб. Реализация программы позволит привлечь около 48 млрд частных инвестиций.
Обновление маломерного и среднетоннажного флота приведет к росту освоения водных биоресурсов минимум на 80—150 тыс. тонн в год, что в итоге увеличит ежегодный вклад в ВВП на 2,5 млрд руб. Кроме того, повысится безопасность рыболовства и экологичность мореплавания, эффективность промысла и рост объемов поставок уловов на берег для по-следующей переработки, что может создать дополнительно около 1,7 тыс. рабочих мест.
Во Владивостоке на выездном заседании межведомственной рабочей группы по вопросам строительства судов рыбопромыслового флота, которое провел заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук, механизм, предполагающий компенсацию затрат на строительство среднетоннажных и маломерных рыбопромысловых судов на российских верфях в размере до 30% стоимости проекта, планируется запустить с октября — ноября этого года.
«Сейчас необходимо определить, какие именно новые суда нужны дальневосточным рыбакам, — и по количеству, и по техническим характеристикам. Предстоит определить типы рыбопромысловых судов для включения в перечень объектов господдержки», — поделился П. Савчук. По его словам, для повышения эффективности реализации программы Минпромторг России рассматривает возможность приобретения нескольких проектов судов, чтобы планировать их серийное производство.
Начальник отдела ценообразования и экономического анализа департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Василий Нецветаев сообщил, что при строительстве одного рыбопромыслового судна субсидия может составлять до 70 млн руб. «На этот год общий объем субсидии не очень большой — до 280 млн, но на следующий год его планируется увеличить до 500 млн, а в дальнейшем — до 1 млрд руб. в год», — пояснил он. Данная мера господдержки будет действовать ориентировочно в течение 5—6 лет.
Специалисты Росрыболовства и ФГУП «Нацрыбресурс» провели анализ состояния маломерного флота и экономические расчеты по строительству новых судов. С учетом предполагаемых мер поддержки малый рыболовный сейнер на российских верфях обойдется до 300 млн руб., срок окупаемости составит 11 лет, доходность инвестора — 9%. Для сокращения сроков окупаемости до 5—7 лет необходима оптимизация производства в процессе эксплуатации. В настоящее время средний возраст используемых малых рыболовных сейнеров превышает 30 лет.
По словам руководителя Тихоокеанского филиала «ВНИРО» («ТИНРО») Алексея Байталюка, в среднесрочной перспективе в Дальневосточном бассейне значительных колебаний запасов основных промысловых объектов — минтая, сельди, трески и лососей — не ожидается. Биомасса востребованных пелагических объектов сардины иваси и скумбрии будет расти и далее. «Даже во время зимней съемки в открытых водах Тихого океана мы обнаружили сардину и скумбрию. Это подтверждает наши прогнозы о росте их запасов, кроме того, улучшается ситуация с запасами сайры», — подчеркнул руководитель «ТИНРО». Он считает, что именно малочисленность флота — основная причина систематического недоосвоения ресурсов, поэтому строительство новых судов в этом отношении представляется исключительно перспективным.
В Крыму взялись за производство мидий и устриц
Заинтересованность в строительстве судов проявили крымские рыбопромышленники и судостроители. Аквакультурные предприятия заявили, что планируют участвовать в программе строительства судов маломерного рыбопромыслового флота. В сфере рыбоводства такие суда необходимы в первую очередь для устричных и мидийных хозяйств.
Рыбная отрасль на полуострове имеет большое социальное и экономическое значение. С 2014 г. количество рыбодобывающих предприятий в Крыму выросло более чем в три раза — с 89 до 288 в 2018 г. Крымские рыбаки обеспечивают более 50% от общего вылова в Азово-Черноморском бассейне. Так, из 75 тыс. тонн водных биоресурсов, добытых в Азовском и Черном морях в 2018 г., 41 тыс. тонн — вклад крымчан. Кроме того, в 2018 г. в Черном море началась промышленная добыча черноморской мидии — освоено почти 22 тонны.
Одним из наиболее перспективных направлений развития деятельности крымской рыбной отрасли является аквакультура (марикультура): число авакультурных хозяйств за последние четыре года увеличилось с 28 до 72. Самым успешным для товарного рыбоводства стал 2017 г. По его итогам на аквафермах Крымского полуострова произведено более 446 тонн продукции товарной аквакультуры, что превысило показатели 2016 г. на 30 тонн. Объем производства продукции товарной аквакультуры за девять месяцев 2018 г. составил 329 тонн. Основные объекты — двустворчатые моллюски (мидии и устрицы), карповые, лососевые, осетровые.
К сведению
Объем аквакультуры за год увеличился почти на 6%
По предварительным данным, рост аквакультуры в РФ в прошлом году составил 5,6%, а в абсолютном выражении — 232 тыс. т.
Самая значительная динамика по росту аквакультуры зафиксирована в Дальневосточном федеральном округе, где объем выращивания рыбы и морепродуктов увеличился за год на 34%, почти до 13 тыс. т. На 21%, до 59,5 тыс. т, нарастили объем производства предприятия Северо-Западного федерального округа. В тройку лидеров по темпам прироста также вошел Уральский федеральный округ, где за минувший год объемы производства аквакультуры поднялись на 15,5%, до 10 тыс. т.
Это во многом связано с аукционным распределением новых участков под аква- и марикультуру, вошедшим в практику три года назад после вступления в силу закона об аквакультуре, что было подкреплено комплексом действенных мер господдержки.
На сегодняшний день основное производство приходится на Южный федеральный округ — более 77 тыс. т, что примерно на уровне показателей прошлого года, Северо-Западный (59,5 тыс. т) и Центральный (34,5 тыс. т, прирост составил 1,2%) федеральные округа. Из регионов еще приходят уточненные данные по объемам производства продукции аквакультурных хозяйств, поэтому обобщенная статистика по итогам года будет представлена позднее.
Проектом стратегии развития отечественного рыбохозяйственного комплекса к 2030 г. предусмотрено увеличение объема производства товарной аквакультуры без малого в три раза, до 600 тыс. т. Одно из ведущих направлений товарной аквакультуры — форелеводство. По объему выращивания лососевые породы занимают второе место после карповых и других растительноядных (сазан, толстолобики, амуры). Объем выращивания лососевых в Сибирском федеральном округе по итогам 2018 г. составил 2,7 тыс. т, Центральном — 2,5 тыс. т, Северо-Кавказском и Южном – 1,3 тыс. т, Уральском — более 330 т.