Неудержимый рост цен на нефть, ранее служивший важнейшим драйвером роста отечественной экономики, остался в прошлом, считают участники XX Апрельской международной научной конференции ВШЭ. Новым локомотивом экономического роста могут стать трудовые ресурсы, для чего предстоит масштабное увеличение инвестиций в образование и здравоохранение. Одновременно необходимы развитие конкуренции и реальная защита прав предпринимателей.
Правительству и Центробанку удалось серьезно снизить зависимость отечественной экономики от цен на углеводороды, однако этого недостаточно для достижения устойчивых темпов роста, отмечается в докладе ВШЭ «Сценарии роста российской экономики с учетом вклада человеческого капитала». Люди — вот главное преимущество «постнефтяной» России. Поэтому необходимость инвестиций (в первую очередь — государственных) в отрасли, относящиеся к человеческому капиталу (образование, здравоохранение) не вызывает сомнений.
Целевой сценарий прогноза развития российской экономики, представленный на Апрельской конференции учеными «Вышки», предполагает, что инвестиции в эффективную демографическую политику и улучшение в системе здравоохранения приведут к росту рождаемости, снижению смертности, повышению ожидаемой продолжительности жизни и миграционного прироста. Все это позволит преодолеть одну из самых острых проблем нашей страны — тенденцию к сокращению общей численности населения трудоспособных возрастов.
В прогноз были заложены последствия повышения возраста выхода на пенсию. Кроме того, увеличению уровня участия населения в рабочей силе должны способствовать меры, направленные на рост занятости экономически неактивных категорий (женщин с детьми, инвалидов и др.). В результате отрицательный вклад количества труда в 2019—2025 гг. сократится до 0,15 п.п. ВВП, а в 2026—2035 гг. этот вклад станет практически нулевым.
При оценке динамики человеческого капитала эксперты «Вышки» предполагали осуществление активной политики его развития, позволяющей преодолеть инерцию и добиться улучшения показателей образования и здоровья россиян уже в первые годы ее реализации.
Расчет показателя здоровья взрослых основывался на оценках высокого варианта демографического прогноза Института демографии ВШЭ, согласно которому коэффициент выживаемости взрослых в трудоспособном возрасте увеличивается к 2035 г. до 0,92.
Более высокие показатели здоровья взрослого населения, а также высокая динамика оценок уровня образования ведут к увеличению Индекса человеческого капитала до 0,95 к 2035 г. Такое повышение Индекса может обеспечить рост вклада человеческого капитала в увеличение ВВП до 0,7—0,8 п.п. в год.
Структура инвестиций важнее увеличения их объема
Ключевым инструментом повышения темпов экономического роста, согласно планам правительства, является увеличение нормы накопления до 25% ВВП (сейчас она составляет около 21% ВВП). По мнению ученых ВШЭ, более существенного эффекта для экономического роста позволит добиться изменение структуры инвестиций, которое возможно даже при сохранении исторически сложившегося уровня нормы накопления.
Одним из направлений структурных изменений инвестиций является уже намеченное повышение доли инфраструктурного капитала, которое помимо прямого вклада в экономический рост может обеспечить увеличение совокупной факторной производительности (СФП) в результате снижения транспортно-логистических издержек.
Второе направление изменений структуры капвложений — создание благоприятных условий для частных инвестиций в расширение эффективного малого и среднего бизнеса, что требует не столько дополнительных ресурсов, сколько институциональных преобразований — в первую очередь радикального снижения регуляторной нагрузки, а также рисков рейдерского захвата и необоснованного уголовного преследования бизнесменов.
Для достижения целевых темпов прироста ВВП (порядка 3,5% в год) необходимо ускорение динамики совокупной факторной производительности не менее чем до 1,25 п.п. в год за счет перечисленных, а также других мер, способствующих повышению конкуренции, снижению издержек и нерыночных рисков ведения бизнеса. При этом рост СФП будет включать ряд неучтенных эффектов увеличения человеческого капитала.
Зарплаты станут расти на 3% в год
Расширение предложения человеческого капитала должно быть поддержано соответствующим изменением спроса на труд. В целевом сценарии закладывается гипотеза о постепенном откате тех неблагоприятных тенденций в небюджетных секторах, которые наблюдались в 2015—2018 гг. (в части структуры занятости и соотношения зарплат между секторами экономики).
Ускорение прироста производительности труда с 2,5% в 2019 г. до 3,6% в 2024 г. обеспечивает сравнительно быстрое увеличение средних зарплат в частном корпоративном секторе (их накопленный рост за 2019—2024 гг. составит 19,6%).
Доля корпоративной занятости в частном секторе экономики после снижения с 53,6% в 2015 г. до 51,4% в 2018 г. постепенно повышается к 2024 г. опять до прежнего уровня. А в абсолютном выражении численность занятых в корпоративном частном секторе показывает рост на 3,1% (с 30 млн человек в 2018 г. до 30,9 млн в 2024 г.).
Рост занятости в частном корпоративном секторе при общем снижении численности занятых в экономике обеспечивается за счет перетока рабочей силы из некорпоративного и неформального секторов, которые сокращаются на прогнозном периоде на 5,6% (с 28,4 млн до 26,8 млн человек).
Разрыв в уровнях средней зарплаты между более высокооплачиваемым корпоративным сектором (включая бюджетников) и некорпоративным сектором после увеличения с 26% в 2015 г. до 31,5% в 2018 г. уменьшается к 2024 г. до прежнего уровня.
Реальный прирост средней зарплаты по всем секторам экономики, в соответствии с оптимистичным прогнозом ВШЭ, составит в среднем 3,1% в год, или 20,2% в целом за 2019—2024 гг.
Несмотря на снижение численности населения и занятых, общий объем трудовых доходов всех секторов растет в реальном выражении в среднем по 2,9% в год, или на 18,4% за шесть лет, в том числе в корпоративном секторе — по 2,8% в год, или на 18,2% за период.
Таким образом, исправление диспропорций на рынке труда обеспечивает существенный рост трудовых доходов населения даже при неблагоприятных демографических тенденциях.