Между Россией и Белоруссией завязалась торговая стычка из-за спора о цене транспортировки нефти на Запад. Как обычно, президент Александр Лукашенко вспылил, выразился и перешел к угрозам.
В четверг, 11 апреля, на совещании с экономическим блоком правительства президент А. Лукашенко сказал про действия России так (цитата по Интерфаксу): «Там уже обнаглели до такой степени, что начинают нам выкручивать руки».
А. Лукашенко возмутил запрет на ввоз яблок и груш из Белоруссии, который Россельхознадзор вводит с 12 апреля, объясняя это тем, что под видом белорусской продукции в РФ могут поставляться продукты из стран, в отношении которых введены продовольственные санкции. Президент союзной державы сказал: «То одно предприятие закрыли, то другое. Потом то ли морковь, то ли салат, то ли уже огурцы не понравились. То ли у них подозрение есть, что мы что-то поставляем не оттуда. И каждый день происходит закрытие наших предприятий. Нам закрывают рынок», — констатировал А. Лукашенко.
Президент союзного государства указал, как надо ответить России.
«Если нужно поставить на ремонт нефтепроводы и нефтепродуктопроводы, которые идут через Белоруссию, ставьте и ремонтируйте. Потому что то добро, которое мы делаем для Российской Федерации, оно нам оборачивается постоянно злом», — говорил под запись А. Лукашенко.
По его словам, белорусская сторона год назад не стала ремонтировать нефтепроводы, несмотря на их аварийное состояние. «И нам надо было бы на несколько дней закрыть для ремонта эти нефтепроводы. Но мы ведь не поступили так. Мы понимали, что это нанесет ущерб Российской Федерации. И тогда я поручил работать в аварийном порядке, но не перекрывать эти дороги, по которым транспортируется главный экспортный продукт РФ — нефть», — пояснял А. Лукашенко.
На самом деле, полагают некоторые эксперты, отношения России и Белоруссии накаляются на фоне налогового маневра в нефтяной отрасли, который лишает Минск доходов от перепродажи нефти, и на фоне некоторых других решений президента А. Лукашенко, который отказался размещать российскую авиабазу и переходить на российский рубль.
Запрет на груши последовал после того, как, пытаясь найти замещение выпадающим из-за налогового маневра доходам, белорусы решили поднять на 23% тариф на прокачку российской нефти в Европу (с января тариф уже подняли на 7,6%, а в прошлом году — на 6,7%).