Совокупные потребительские настроения российского населения в I квартале 2019 г. стали менее пессимистичными. Индекс потребительской уверенности (ИПУ), который рассчитывает Росстат, прибавил 1 п.п. относительно параметров предыдущего квартала. Достигнутое значение (–16%) практически соответствует среднему долговременному уровню индикатора за всю двадцатилетнюю историю наблюдений.
Положительную коррекцию ИПУ обусловило относительное улучшение его «прогнозных» компонентов. Частные индексы изменений экономической ситуации в стране и личного материального положения респондентов, ожидаемых в течение следующих двенадцати месяцев, прибавили 3 и 2 п.п. соответственно.
Вместе с тем эксперты Центра конъюнктурных исследований ВШЭ отмечают, что отношение населения к фактически произошедшим изменениям данных показателей не улучшилось. Соответствующие частные индексы сохранили значения предыдущего квартала, причем один из них, индекс изменений макроэкономической ситуации, находился на самой низкой за последние два года отметке (–21%).
Разнонаправленные тенденции наблюдались в динамике ИПУ в разбивке по возрастным категориям респондентов. Снизилась уверенность молодежи (до 30 лет). Напротив, менее пессимистичными стали настроения населения в возрасте от 30 до 49 лет. Никаких изменений не произошло в старшей возрастной страте (от 50 лет и старше). В I квартале текущего года ИПУ в этих группах составил –11, –16 и –19% соответственно. Таким образом, традиционное распределение потребительских настроений населения (чем старше участники опроса, тем чаще они дают негативные оценки) сохранилось, однако разрыв между молодежью и более старшим поколением несколько сократился.
Весьма редко участники опроса определенно позитивно оценивали свое личное материальное положение, сложившиеся условия для совершения крупных покупок и формирования сбережений. Доля «очень благоприятных» оценок этих показателей не превышала 0,3—0,4%. Умеренно позитивного мнения придерживался лишь один из десяти респондентов, превалировали нейтральные и умеренно негативные настроения. «Очень плохое» личное финансовое положение также отмечалось лишь изредка (2% ответов). О «совсем неблагоприятных» условиях для крупных покупок и сбережений сообщили 17 и 22% потребителей.
Распределение мнений респондентов сместилось в негативную сторону относительно предыдущего квартала. В частности, доля «неблагоприятных» оценок условий для крупных покупок и сбережений выросла с 45,5 до 50% и с 57 до 60% соответственно при некотором снижении доли «благоприятных» оценок. Аналогично с 26 до 30% выросла доля участников опроса, характеризующих собственное материальное положение как «плохое» или «очень плохое».
Что касается оценок инфляции, ожидаемой в течение следующих 12 месяцев, то они, как и всегда в последние годы, были весьма пессимистичными. Более 90% респондентов предполагали рост цен, причем каждый второй опасался значительного подорожания потребительских товаров. Примерно такое же распределение мнений наблюдалось и в предыдущем квартале, однако в годовом интервале оценки заметно ухудшились: в начале 2018 г. на стабильность цен надеялись 14% респондентов против 8,5% в анализируемом квартале.
«Итоговые результаты опроса потребителей, проведенного Росстатом в I квартале 2019 г., мало изменились по сравнению с данными предыдущего квартала, — комментирует ситуацию директор ЦКИ Георгий Остапкович. — По-прежнему почти треть россиян были не удовлетворены собственным материальным положением и более трети констатировали его дальнейшее ухудшение. Доходы большинства семей не позволяли им совершать крупные покупки или откладывать деньги. Согласно субъективному мнению 45% респондентов, продолжилось ухудшение экономической ситуации в стране, и лишь 16% участников опроса предполагали, что возможен рост национальной экономики в течение следующих двенадцати месяцев. Более половины жителей страны ожидали значительный рост цен на потребительские товары и услуги, и менее 10% надеялись на их стабильность».
Вместе с тем потребительский опрос населения в I квартале текущего года выявил, по оценке г-на Остапковича, хотя и слабые, но позитивные сигналы по некоторым направлениям.
Во-первых, в отчетном квартале прервалась тенденция интенсивного ухудшения настроений потребителей, наблюдавшаяся во второй половине 2018 г., когда ИПУ в течение двух кварталов снизился с –8 до –17%.
Во-вторых, рост индекса пришелся на самый низкодоходный для населения период практически любого года (I квартал). Значит, есть осторожные основания предполагать, что с дальнейшим увеличением совокупных номинальных доходов населения в текущем году их потребительские настроения могут улучшиться.