Союз российских пивоваров при участии аналитической компании «Nielsen Россия» подвел итоги работы пивоваренной отрасли в 2018 г. По итогам прошлого года отечественное пивоварение впервые за последние 11 лет показало рост производства: всего выпущено 774,7 млн дал пива, что на 4,1% превышает показатель 2017 г. Производители считают, что отечественное пивоварение могло бы сохранить тенденцию к росту в случае модернизации федерального закона о госрегулировании алкоголя.
О тенденциях и проблемах развития рынка производители и эксперты рассказали на пресс-конференции. По оценке Союза российских пивоваров, положительная динамика стала возможной благодаря нескольким факторам: в 2018 г. не было введено новых законодательных ограничений на производство и оборот пивоваренной продукции, была сохранена ставка акциза на пивоваренную продукцию, значительную роль сыграли также чемпионат мира по футболу, благоприятная погода и низкая база 2017 г.
Производители алкоголя мечтают о возвращении на стадионы
Ораз Дурдыев, директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям, член совета директоров AB InBev Efes, напомнил, что с 2005 г. в России запрещена продажа пива на спортивных объектах, в том числе на стадионах, тогда как во всем остальном мире это обычная практика. Эксперт считает, что чемпионат мира показал необходимость опять поднять вопрос о возвращении пива на стадионы. В период проведения мундиаля только иностранцы потратили на еду и напитки порядка 100 млн долл. Продажи пива выросли в городах проведения на 14%, на стадионах было продано 3,2 млн стаканов. И ни одного инцидента.
В целом за год, по оценке «Nielsen Россия», в 2018 г. продажи пива в денежном выражении выросли на 7,9%, в объемном — на 6,4%. Средняя цена на литр пива увеличилась всего на 1,4% (до 96 руб.), что также положительно сказалось на продажах.
Доля пива в денежном выражении в обороте товаров повседневного спроса увеличилась с 8,4 до 8,6%, а наибольший прирост показало безалкогольное пиво. Эта категория демонстрирует высокие темпы роста: за 2018 г. сегмент безалкогольного пива увеличился на 36,6% и занял 1,9% всего пивного рынка.
По словам Кирилла Болматова, директора по корпоративным отношениям HEINEKEN в России, развитие безалкогольных брендов отвечает задачам государства по снижению злоупотребления алкоголем и соответствует тренду на здоровый образ жизни. Пивовары инвестируют значительные средства в развитие производства безалкогольного пива, торговый маркетинг и бренд-маркетинг.
Очевидно, что есть запрос и со стороны потребителей, которые хотят приобретать более здоровые продукты и напитки. 76% россиян говорят, что регулярно занимаются спортом, 40% жителей нашей страны старше 18 лет не пили алкоголь за последний год, 73% россиян выбирают полезные для здоровья продукты. Эксперты полагают, что сегмент безалкогольного пива и дальше будет расти значительно быстрее рынка, на сегодня он самый перспективный. Примечательно, что в 2018 г. уже 20% потребителей хотя бы раз попробовали безалкогольное пиво, тогда как в 2015 г. таких потребителей было всего 12%.
Категория пива занимает второе место в общей структуре потребления товаров FMCG. Одним из важных факторов роста стало расширение линейки брендов — в прошлом году этот показатель увеличился на 300 наименований по сравнению с 2017 г.
В 2018 г. пивоваренная отрасль традиционно показала высокий уровень налоговой дисциплины. По данным Федерального казначейства, в 2018 г. акцизные отчисления пивоваренной отрасли увеличились на 2,4% и составили 158,2 млрд руб.
Пиво, сидр, медовуха и пуаре попадут в реестр
Союз российских пивоваров считает, что, несмотря на позитивные итоги, отрасль продолжает оставаться в непредсказуемых условиях регулирования, что не позволяет делать оптимистичные прогнозы относительно развития пивоварения в краткосрочной, и тем более долгосрочной, перспективе. По мнению отраслевого объединения, отечественное пивоварение могло бы сохранить тенденцию к росту в случае модернизации Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.95 № 171-ФЗ и введения в законодательство принципа раздельного регулирования, который позволяет более эффективно регулировать производство и оборот различных видов алкогольной продукции.
В частности, упорядочить работу отрасли призван проект нового закона, разработанный НИУ «Высшая школа экономики» в 2016—2017 гг. В основу документа легла Концепция раздельного регулирования отечественного алкогольного рынка, сформированная экспертами НИУ ВШЭ по итогам консультаций с представителями профильных министерств и ведомств.
В июне 2017 г. законопроект был в целом одобрен членами рабочей группы по повышению эффективности государственного регулирования и конкуренции на алкогольном рынке при Правительственной комиссии по повышению конкурентоспособности и регулированию алкогольного рынка. В 2017—2018 гг. рабочая группа вела доработку положений документа, касающихся различных категорий алкогольной продукции.
Текущая версия законопроекта предлагает принципиально новый подход к структуре закона. В частности, структурирование норм в законопроекте аналогично структуре Налогового кодекса. В документе выделена общая часть, применимая ко всем без исключения категориям продукции, и есть несколько отдельных частей, применимых для регулирования производства и оборота для каждого вида продукции: этиловый спирт, крепкие алкогольные напитки, винодельческая продукция, пивоваренная продукция. Такая структура упорядочит правоприменение и исключит возможность применения, к примеру, норм для крепкого алкоголя к вину или пиву, и наоборот.
«Для дальнейшего развития нам важна предсказуемость регулирования вообще и акцизного регулирования в частности. Исследования говорят о том, что акцизные ставки на пиво уже достаточно высоки и это отражается на потреблении, поскольку акцизная составляющая занимает значительную часть в себестоимости пивоваренной продукции», — заявил Андрей Губка, Председатель Совета Союза российских пивоваров. При этом он выразил надежду на конструктивный диалог с государством по данной проблеме.
По словам Алексея Кедрина, вице-президента по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям региона Восточная Европа ООО «Пивоваренная компания „Балтика“» (часть Carlsberg Group), последние два-три года взаимодействие органов государственной власти и Союза российских пивоваров вышло на качественно новый уровень. Участники рынка активно обсуждают все актуальные вопросы пивоваренной отрасли с представителями Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, Министерства финансов, Министерства промышленности и торговли, Федеральной антимонопольной службы, предоставляя всю необходимую экспертизу и информацию для выработки максимально эффективных решений.
«Надеемся, что в 2019 г. в свете мероприятий в рамках так называемой „регуляторной гильотины“ нам удастся продвинуться в этом направлении, и полагаем, что внедрение раздельного регулирования придаст пивоваренной отрасли необходимый импульс к росту в дальнейшем», — подчеркнул А. Кедрин.
Вместе с тем в настоящее время в Минфине России идет работа по созданию Реестра производителей пивобезалкогольной продукции. Цель — борьба с появившимся в последние годы так называемым серым рынком пива, то есть той пивоваренной продукции, которая выпущена в оборот без уплаты акциза. Созданием и работой реестра займется Росалкогольрегулирование (РАР).
Соответствующий законопроект, подготовленный депутатами Госдумы, вызвал широкий резонанс среди участников отрасли. Документ предполагает внесение серьезных изменений в Федеральный закон № 171-ФЗ. Основные нововведения касаются производителей пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи.
В частности, инициатива предполагает снижение порога мощности до 50 тыс. дал в год, введение пошлины за внесение предприятия в Реестр, основания для включения в реестр и исключения из него. По мнению Национального союза производителей пива и напитков (НСППиН), принятие данного законопроекта равно введению лицензирования в отрасли.
Союз российских пивоваров поддерживает усилия государства по борьбе с недобросовестными производителям и выступает за честную конкуренцию на рынке. При этом в отраслевом объединении считают, что порядок включения пивоваренных предприятий в реестр не должен напоминать лицензирование, так как чрезмерно жесткие требования могут привести к обратному эффекту: например, вызвать еще больший рост серого рынка вместо легализации недобросовестных производителей и обеления рынка.
Несмотря на возражения игроков, Совет Федерации порекомендовал правительству при планировании бюджета на 2020 г. и плановый период 2021 и 2022 гг. рассмотреть вопрос создания реестра пивоваров. Это сделает из проекта постановления верхней палаты парламента. В свою очередь, пивовары в надежде на продолжение диалога с законодателями и поиск лучших решений готовят свои отзывы на законопроект. По их мнению, реестр производителей пива нужен самой отрасли, но не в том виде, какой предлагает документ.