Федеральным законом от 15.04.2019 № 63-ФЗ (далее — Закон № 63-ФЗ) внесены изменения в главы 21, 23, 25, 28, 30, 31 и 32 НК РФ. Рассмотрим наиболее существенные поправки.
НДС
Расширен перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения (п. 2 ст. 146 НК РФ). В него дополнительно включены:
-
передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного назначения в казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, в муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (поправки в подп. 2);
-
передача на безвозмездной основе в государственную казну Российской Федерации объектов недвижимого имущества (новый подп. 19);
-
передача на безвозмездной основе имущества в собственность Российской Федерации для целей организации и (или) проведения научных исследований в Антарктике (новый подп. 20).
Случаи, при которых суммы «входного» НДС учитываются в стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг), дополнены случаем приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по реализации работ (услуг), предусмотренных ст. 149 НК РФ, местом реализации которых не признается территория Российской Федерации (новый подп. 2.1 п. 2 ст. 170 НК РФ).
Пункт 4 ст. 170 НК РФ, устанавливающий правила учета сумм НДС, предъявленных продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции, дополнен положением, согласно которому для целей этого пункта, а также п. 4.1 этой статьи к операциям, подлежащим налогообложению, относятся также операции по реализации работ (услуг), местом реализации которых в соответствии со ст. 148 НК РФ не признается территория Российской Федерации (за исключением операций, предусмотренных ст. 149 НК РФ).
Поправки затронули и ст. 171 НК РФ, определяющую порядок предоставления налоговых вычетов. Пункт 2 этой статьи дополнен подп. 3, согласно которому вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав или уплаченные им при ввозе товаров на территорию РФ, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций по реализации работ (услуг), местом реализации которых в соответствии со ст. 148 НК РФ не признается территория Российской Федерации, за исключением операций, предусмотренных ст. 149 НК РФ.
В статью введен новый п. 2.2, по которому вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) и (или) уплаченные им в соответствии со ст. 161 НК РФ либо при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в случае, если приобретенные товары и (или) товары, произведенные с использованием указанных товаров (работ, услуг), предназначены для дальнейшей передачи на безвозмездной основе в собственность Российской Федерации для целей организации и (или) проведения научных исследований в Антарктике.
НДФЛ для предпринимателей
С 1 января 2020 г. индивидуальные предприниматели переходят на уплату авансовых платежей по НДФЛ исходя из реально полученного дохода и, соответственно, не будут подавать декларацию по форме 4-НДФЛ.
Напомним, что согласно действующей редакции п. 7 ст. 227 НК РФ предприниматель, начавший свою деятельность, в случае появления у него доходов от предпринимательской деятельности обязан представить налоговую декларацию по форме 4-НДФЛ с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде, которую определяет самостоятельно. На основании этой суммы предполагаемого дохода налоговики исчисляют и предъявляют к уплате предпринимателю авансовые платежи (п. 8 ст. 227 НК РФ).
Из новой редакции п. 7 и 8 ст. 277 НК РФ следует, что предприниматели по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев исчисляют сумму авансовых платежей исходя из ставки налога, фактически полученных доходов, профессиональных и стандартных налоговых вычетов, а также с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей. При этом авансовые платежи по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев будут уплачиваться не позднее 25-го числа первого месяца, следующего соответственно за первым кварталом, полугодием, девятью месяцами налогового периода.
Пункты 9 и 10 статьи 227 НК РФ, определяющие порядок уплаты авансовых платежей на основании налоговых уведомлений налоговиков и представления декларации по форме 4-НДФЛ, признаются утратившими силу.
Налог на прибыль
Поправки, внесенные в главу 25 НК РФ, касаются порядка учета субсидий и предоставления инвестиционного налогового вычета.
Субсидии
Согласно новой редакции абз. 2 п. 4.1 ст. 271 НК РФ субсидии, полученные на финансирование расходов, не связанных с приобретением, созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, учитываются по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств. Трехлетнее ограничение на учет таких субсидий, содержавшееся в прежней редакции этой нормы, отменено.
Пунктом 4 ст. 3 Закона № 63-ФЗ установлено, что действие положений п. 4.1 ст. 271 НК РФ (в редакции данного закона) распространяется на правоотношения по определению налоговой базы по налогу на прибыль начиная с 1 января 2018 г.
Инвестиционный вычет
Введен новый вид инвестиционного налогового вычета — не более 85% суммы расходов на создание объектов инфраструктуры.
Под ними понимаются расходы в виде денежных средств, перечисленных по договорам финансирования деятельности по созданию на территории предоставившего инвестиционный налоговый вычет субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории объектов инфраструктуры, которые в соответствии с законодательством РФ могут находиться исключительно в федеральной собственности (расходы).
Соответствующие поправки внесены в п. 2 ст. 286.1 НК РФ (новый подп. 4).
Право на применение инвестиционного налогового вычета, его размеры, а также виды объектов инфраструктуры, в отношении расходов на создание которых предоставляется право на вычет, устанавливаются законом субъекта РФ (новые подп. 8—10 п. 6 ст. 286.1 НК РФ).
Пункты 3—5 ст. 286.1 НК РФ дополнены положениями, определяющими порядок применения вычета.
Так, установлено, что сумма налога, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, подлежит уменьшению на величину, составляющую 15% суммы расходов на создание объектов инфраструктуры, при условии, что в отношении таких платежей налогоплательщик воспользовался правом на применение инвестиционного налогового вычета, предусмотренного этой статьей.
Новый вычет применяется по месту нахождения организации в отношении объекта инфраструктуры, создаваемого на территории субъекта РФ, который предоставил право на применение вычета в отношении этого объекта, или в прилегающей к этому субъекту РФ акватории, при условии, что организация и создаваемый объект инфраструктуры находятся на территории одного субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории.
Вычет в виде расходов на создание объектов инфраструктуры применяется к налогу, исчисленному за налоговый (отчетный) период, в котором перечислены денежные средства, формирующие указанные расходы.
Согласно п. 5 ст. 3 Закона № 63-ФЗ действие положений ст. 286.1 НК РФ (в редакции этого закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 г.
Транспортный налог
Необлагаемые объекты
Откорректирован перечень транспортных средств, не подлежащих налогообложению транспортным налогом (п. 2 ст. 358 НК РФ).
С 1 января 2020 г. из него будут исключены весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л.с.
Подпунктом 7 п. 2 ст. 358 НК РФ от налогообложения освобождены транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом. Закон № 63-ФЗ откорректировал эту норму. Теперь в ней речь идет об освобождении от налогообложения транспортных средств, находящихся в розыске, а также транспортных средств, розыск которых прекращен. Освобождение применяется с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. При этом установлено, что факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со ст. 85 НК РФ.
Пункт 6 ст. 3 Закона № 63-ФЗ распространил действие положений подп. 7 п. 2 ст. 358 в новой редакции на правоотношения, возникшие с налогового периода 2018 г.
Отчетность и взаимодействие с налоговыми органами
С 1 января 2021 г. утрачивает силу ст. 363.1 НК РФ, устанавливающая обязанность плательщиков транспортного налога представлять в налоговые органы налоговые декларации по этому налогу.
Налог будет рассчитываться налоговым органом и уплачиваться организацией на основании полученного от налоговиков сообщения.
Порядок взаимодействия организаций и налоговых органов по поводу уплаты транспортного налога определен новыми п. 4—7 ст. 363 НК РФ.
Так, установлено, что в целях обеспечения полноты уплаты налога налогоплательщиками-организациями налоговые органы передают (направляют) указанным налогоплательщикам-организациям (их обособленным подразделениям) по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налога. Сообщение об исчисленной сумме налога составляется на основе документов и иной информации, имеющихся у налогового органа. В нем указываются объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, сумма исчисленного налога.
Сообщение передается налоговым органом организации в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота или через личный кабинет налогоплательщика, а в случае невозможности передачи указанными способами сообщение об исчисленной сумме налога направляется по почте заказным письмом или может быть передано руководителю организации (ее представителю) лично под расписку.
Срок уплаты организациями транспортного налога не может быть установлен законом субъекта РФ ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).
Со следующего года порядок заявления налоговых льгот по налогу, предусмотренный п. 3 ст. 361.1 НК РФ, распространен и на организации. Напомним, что согласно этой норме налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
Земельный налог
Поправки, аналогичные поправкам в главу 28 «Транспортный налог» НК РФ, внесены и в главу 31 «Земельный налог» НК РФ:
-
с 1 января 2021 г. признается утратившей силу ст. 398 НК РФ, устанавливающая обязанность организаций представлять в налоговые органы налоговую декларацию по земельному налогу;
-
с 1 января 2021 г. земельный налог в отношении организаций будет исчисляться налоговыми органами и уплачиваться организациями на основании полученного от налоговиков сообщения. Согласно новому п. 5 ст. 397 НК РФ составление, передача (направление) организациям (их обособленным подразделениям) сообщений об исчисленных суммах налога, представление налогоплательщиками в налоговые органы пояснений и (или) документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, рассмотрение налоговыми органами таких пояснений и передача ими уточненных сообщений об исчисленных суммах налога осуществляются в порядке и сроки, аналогичные порядку и срокам, предусмотренным п. 4—7 ст. 363 НК РФ для транспортного налога;
-
срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен нормативным правовым актом представительных органов муниципальных образований ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ);
-
порядок представления в налоговый орган заявления о предоставлении налоговой льготы распространен на организации (п. 10 ст. 396 НК РФ).
Налог на имущество
С 1 января 2020 г. исключена обязанность организаций по представлению в налоговые органы по итогам каждого отчетного периода авансовых расчетов по налогу на имущество. Соответствующие поправки внесены в п. 1 ст. 386 НК РФ.
Эта же статья дополнена п. 1.1, которым закреплено право организаций, состоящих на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих им объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ.
Установлено, что соответствующее уведомление представляется организациями ежегодно до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется такой порядок представления налоговой декларации. Изменение выбранного налогоплательщиком порядка представления налоговой декларации в течение налогового периода не допускается.
Положения п. 1.1 не применяются в случае, если законом субъекта РФ установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты.