На общественное обсуждение вынесены разработанные Минфином России поправки в законодательство о противодействии отмыванию доходов. Новые нормы, если будут приняты, ограничат кредитные организации в возможности блокировать счета клиентов.
Кредитные организации нередко отказывают в выполнении операций добросовестным клиентам. Основаниями для отказов являются положения п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.09.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Как правило, операции блокируются при отсутствии каких-либо документов у клиента, но чаще — в силу правил внутреннего контроля банков. Далее клиенты попадают в замкнутый круг. Банки выявляют клиентов, которым они отказывают в обслуживании из-за подозрений в нарушении антиотмывочного законодательства, направляют информацию об этих клиентах ЦБ РФ, а тот, в свою очередь, — Росфинмониторингу. Последний обрабатывает полученные от банков данные, передает их обратно в ЦБ РФ, а ЦБ РФ в агрегированном виде — банкам. Таким образом, все банки получают обновляемый список подозрительных клиентов, сформированный усилиями всего сектора.
Минфин поправками предлагает разрешить блокировку только при наличии одновременно следующих условий:
-
если клиенту присвоен наивысший уровень риска совершения операций в целях легализации преступных доходов или если в отношении этого клиента направлялись сведения о подозрительных операциях в Росфинмониторинг неоднократно в течение года;
-
если есть данные, позволяющие подозревать, что конкретная операция проводится в целях легализации преступных доходов.
При этом предлагается установить, что нахождение клиента в так называемом «черном списке» отказников не может быть единственным основанием присвоения наивысшего уровня риска.
При сообщении о блокировках операций в Росфинмониторинг банк должен будет представить аргументированные разъяснения о причинах принятия таких решений, а при письменном запросе клиента — разъяснить ему причины отказа в проведении операции, дать рекомендации по их устранению в течение пяти рабочих дней после обращения.
ID проекта на regulation.gov.ru 02/04/08-18/00082969.