Цены на нефть побывали у отметки 75 долл. за баррель после того, как Вашингтон объявил о предстоящем ужесточении санкций против Ирана. Аналитики размышляют, столкнулись ли мы с долговременной повышательной тенденцией или стали свидетелями очередного краткосрочного колебания.
До сих пор администрация Дональда Трампа позволяла покупать иранскую нефть ее ключевым покупателям, что сохраняло возможность для экспорта сырья из страны, но с мая эта возможность закрывается. Как указывает Норберт Рюкер, главный макроэкономист банка Julius Baer, сохраняющиеся в Венесуэле и Ливии проблемы несут значительные риски сокращения предложения, что и толкает котировки вверх, а ключевой вопрос для рынка заключается в том, как долго может продлиться ралли и как далеко оно зайдет.
Долгосрочному росту цен будут препятствовать несколько факторов, считает Н. Рюкер. С точки зрения предложения страны, участвующие в соглашении ОПЕК и не-ОПЕК во главе с Саудовской Аравией, вероятно, откажутся от ограничения добычи. Сланцевая индустрия в краткосрочной перспективе также увеличит загрузку мощностей до максимума. Тем временем слабость валют развивающихся стран и инфляция топливных цен приведут к сокращению спроса на нефть. Н. Рюкер предлагает нейтральный взгляд на нефть. Котировки могут протестировать локальные максимумы в ближайшие недели, прогнозирует он, но, как показывает опыт прошлого года, чем выше они будут подниматься, тем выше будут риски падения.
По оценке аналитиков «ВТБ Капитала», российские ведущие нефтедобывающие компании имеют техническую возможность нарастить объем добычи примерно на 300 тыс. баррелей в сутки до конца 2019 г. — это если соглашение с ОПЕК не будет продлено или квоты на добычу по этому соглашению будут повышены. «Роснефть» может увеличить добычу более чем на 200 тыс. баррелей в сутки (или 5,1%; за счет «Юганскнефтегаза» и нескольких новых месторождений), «Лукойл» — примерно на 40 тыс. баррелей в сутки (2,4%; в основном благодаря Ярегскому и Усинскому месторождениям), «Газпром нефть» (3,4%; с Новопортовского) и Татнефть (5,2%; наращивание мощностей на старых месторождениях) — на 30 тыс. баррелей в сутки каждая, тогда как у «Сургутнефтегаза» возможности быстро нарастить добычу невелики. Высокие цены на нефть, потенциал повышения добычи вкупе с довольно высокой долей добычи «Роснефти» и «Газпром нефти» на месторождениях с налоговыми льготами укрепляют позиции этих компаний и делают их привлекательным объектом для инвесторов. «Татнефть» также, на взгляд аналитиков «ВТБ Капитала», отлично смотрится в ряду российских нефтяных компаний.
Прошлым декабрем страны, участвующие в соглашении ОПЕК и не-ОПЕК об ограничении добычи нефти, договорились сократить добычу на 1,2 млн баррелей в сутки в сравнении с октябрем 2018 г. Аналитики БКС напоминают, что с начала года баррель нефти сорта Brent подорожал более чем на 40%, то есть вернулся к среднему уровню 2018 г. и в долларовом, и рублевом выражении. По данным Международного энергетического агентства, поставки нефти из стран, участвующих в соглашении ОПЕК и не-ОПЕК об ограничении добычи, с ноября упали на 2,5 млн баррелей в сутки, что привело к дефициту в 1 млн баррелей в сутки. Даже если соглашение ОПЕК и не-ОПЕК, предусматривающее сокращение добычи на 1,2 млн баррелей в сутки, не будет продлено в июне, прогнозный рост спроса на 1,4 млн баррелей в сутки потребует дополнительных источников нефти, в то время как единственная точка роста вне ОПЕК, то есть США, не демонстрирует этого роста в течение уже четырех месяцев.