Две трети россиян (63%) планируют провести майские праздники дома. Это следует из данных опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Среди жителей сел эта доля выше — 72%, тогда как среди жителей Москвы, Санкт-Петербурга и городов-миллионников, наоборот, ниже — 47 и 52% соответственно. Еще треть опрошенных (35%) проведут майские выходные на даче (44% среди жителей городов-миллионников). В другой город России поедут 6% наших сограждан, а 4% — отдохнут за пределами бывшего СССР.
У большинства (59%) опрошенных нет планов на майские каникулы, которые они хотели бы реализовать, но по каким-то причинам откладывают. Тем не менее 5% респондентов признались, что хотели бы поехать за границу, еще по 4% — на море, в Крым и по России. Основная причина, мешающая им реализовать свои планы, — дороговизна отдыха (70%). Каждый десятый откладывает планы на отдых из-за занятости на работе (10%), еще 8% — из-за состояния здоровья.
Поездки в другие страны в ближайшие 1—2 года планируют 30% россиян. При этом чем выше уровень образования респондента, тем выше доля желающих отправиться в путешествие: 43% среди людей с высшим образованием и лишь 5% среди людей с неполным средним образованием. Хотя 69% наших сограждан не планируют посещать другие страны в ближайшее время. С туристическими поездками по России дела обстоят более оптимистично: 47% опрошенных планируют посетить другие регионы России в ближайшее время (по 59% среди 18—24-летних и 25—34-летних).
Покупатели турпутевок предпочитают Турцию
Анализ продаж ведущих туроператоров и данных крупнейших онлайн-агрегаторов пакетных туров Onlinetours.ru и Travelata.ru, проведенный Ассоциацией туроператоров России (АТОР), показал, что общий спрос на пакетные туры по всем направлениям, включая Россию, в период майских праздников у ведущих игроков рынка вырос от 13 до 28% в годовом выражении (в среднем по рынку — рост 20%).
85% продаж всех туров на майские длинные выходные в период с 27 апреля по 10 мая приходится на пять направлений. Первое место по популярности у российских путешественников в организованном сегменте на майские праздники — у Турции. Средняя цена реализованного турпакета в Турцию в начале мая этого года на 25—30% выше, чем год назад, но это все равно дешевле, чем летом. Активность раннего бронирования туров в Турцию на майские выходные 2019 г. на 40% превышает показатели года прошлого.
В итоге в суммарных продажах туроператоров на майские праздники порядка 55% всех проданных туров приходится на турецкие курорты. Оценочно в конце апреля — первой декаде мая в Турцию на отдых могут приехать порядка 250—260 тысяч россиян.
По данным туроператоров, 95—97% бронирований Турции в начале мая приходится на курорты провинции Анталья, самые популярные в этот период курорты — Аланья и Белек.
В России лидирует Краснодарский край
Второе место: Россия. По предварительным подсчетам, по линии туроператоров в России отдохнут порядка 150 тысяч человек. Важно понимать, что в общем (учитывающим и самостоятельные бронирования, и продажи туроператоров) турпотоке на майские праздники Россия будет безусловным лидером, так как более 80% всех бронирований совершаются туристами самостоятельно, в отличие от зарубежных направлений, где россияне намного чаще прибегают к помощи туристических компаний.
По предварительным оценкам, суммарно в майские праздники 2019 г. на российские курорты, в санатории, отели и в экскурсионные туры по России поедут не менее 800 тысяч человек (включая и организованный, и самостоятельный турпоток). Это существенно больше, чем турпоток во все вместе взятые зарубежные страны в этот период.
По оценкам ведущих туроператоров, организованный спрос на туры по России в период майских праздников в этом году вырос на 15—20%. Большая часть организованного внутреннего турпотока в майские праздники придется на Краснодарский край — не менее 60% всех бронирований. По данным онлайн-агрегатора пакетных туров Travelata.ru, 52% всех забронированных туров по России приходятся на Сочи, Адлер и отели Имеретинской низменности, еще 9% — на Красную поляну.
После Краснодарского края топ-5 внутренних направлений у организованных туристов выглядит так: Подмосковье, Крым, Санкт-Петербург и курорты Кавказских Минеральных Вод. Среди других экскурсионных направлений в этом году традиционно пользуются спросом туры по Золотому кольцу и в Калининград.
Третье место по объему бронирований на майские праздники в этом году занимает Тунис. В основном туристы бронируют отели 4* на курортах Сусс и Хаммамет. Оценочно в конце апреля — первой декаде мая в Тунисе могут отдохнуть свыше 30—33 тыс. наших сограждан.
Четвертое место в «майском» рейтинге — за Кипром. Оценочно на Кипре могут побывать в эти майские выходные порядка 25—26 тыс. наших сограждан.
На пятом месте, с небольшим отставанием от Кипра в этом году, — Греция. Самое популярное направление — о. Крит, на втором месте — о. Родос. Оценка турпотока на длинные майские праздники — порядка 20—25 тыс. россиян.
В топ-10 направлений по турпотоку на майские праздники 2019 г. у туроператоров также вошли ОАЭ (оценочно — порядка 20 тыс. туристов, шестое место), Таиланд (та же оценка объемов), Вьетнам (около 13 тыс.), Испания (около 10—12 тыс.), Италия (около 10—11 тыс.). У туроператора TEZ Tour в число лидеров входит и китайский остров Хайнань. В 2019 г. наблюдается и оживление бронирования туров в Египет с перелетом через Анталью или Каир, оценочно турпоток в этот период может максимально составить 7—9 тыс. человек.
По агрегированным данным туроператоров, в этом году за рубежом отдохнет порядка 400 тысяч их клиентов, в России — около 150 тысяч как минимум. Однако в общем «зачете» (вместе с самостоятельными путешественниками) Россия на первом месте — с почти вдвое большими объемами.
Эксперты полагают, что с учетом самостоятельных бронирований туристами своих зарубежных поездок общее число россиян, которые отправятся на отдых в майские праздники 2019 г. на российские и зарубежные курорты и в экскурсионные поездки, может составить порядка 1,3—1,4 млн чел.
К сведению
Растет интерес туристов к активному отдыху
В 2018 г. за пределы своего региона проживания выезжали более 43 млн россиян — на 13 млн больше, чем в 2017 г. 23 млн россиян за последние 12 месяцев выезжали за рубеж (15 млн в 2017 г.). Выросла популярность пляжного отдыха, а также активного отдыха — походов, занятий спортом и т.п. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в начале 2019 г.
Больше россиян за последний год стали путешествовать как внутри страны (с 26 до 38%), так и за границу (с 13 до 20%). Чаще всего в поездки по России и за рубеж отправлялись жители российских столиц, а также люди в возрасте от 25 до 34 лет. Реже путешествовали жители сел и небольших населенных пунктов, а также россияне старше 50 лет.
Большинство тех, кто выезжал за границу, отправлялись в туристические поездки (94%). Реже цели выезда за рубеж были связаны с работой (9%) или лечением (7%). Для лечения россияне стали больше ездить в другие страны (3% в 2018-м против 7% в 2019 г.). Наиболее часто в такие поездки отправляются россияне старше 55 лет (16%). Мужчины чаще женщин ездят в командировки (13% против 5%).
Выросло число россиян, которые предпочитают отдых на пляже (с 34 до 43%), а также активный отдых — походы, катание на лыжах, сноуборде, рыбалку и охоту (с 23 до 29%). Пляжный отдых предпочитают жители российских столиц и городов-миллионников (51%). Активный отдых особенно популярен среди мужчин (39%) и молодых людей до 34 лет (47%). Лечение в санатории, поездки в дома отдыха и пансионы чаще выбирают женщины (20%) и россияне старше 55 лет (16%). Познавательные экскурсии и путешествия по памятным местам привлекают москвичей и петербуржцев (34%), людей с высшим образованием (34%). Отдых на даче популярен среди опрошенных старше 55 лет (42%). Дома предпочитают отдыхать сельчане (37%), рабочие (38%) и люди предпенсионного возраста (39%).
Каждый третий россиянин организует отдых самостоятельно (29%), в два раза реже россияне обращаются к турагентам (14%). Чаще других самостоятельно планируют поездки молодые россияне в возрасте от 18 до 34 лет (35—39%).
«За последний год туристическая активность россиян выросла, и мы прогнозируем усиление этого тренда в ближайшей перспективе. С одной стороны, ожидаемо, что экономические трудности ограничивают траты домохозяйств на отдых, особенно, если речь идет о зарубежных поездках. Однако в сложное время высокая трудовая активность в паре с экономией и более рациональным ведением бюджета ведут к увеличению спроса на все виды отдыха, особенно рекреационного», — прокомментировал результаты исследования Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора аналитического центра НАФИ. Он подчеркнул, что на этом фоне — большой потенциал у российского внутреннего туризма. И здесь требуется активная позиция не только государства, но и самих участников рынка.